Контрольная работа по предмету "Логика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Термин “ логика ” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин “ логика ” в указанных двух смыслах

Содержание

Вариант №1.
1. Значение термина «логика». Предмет логики и ее место в системе других наук: логика и психология, логика и педагогика, логика и кибернетика, логика и лингвистика, логика и философия.
Виды понятий по содержанию
2. Деление понятий. Правила деления понятий. Ошибки в делении понятий. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Классификация.
3. Сложные суждения и их виды. Логические связки в сложных суждениях.
4. Умозаключение, определение и структура. Дедуктивные, индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии.
5. Сокращённый категорический силлогизм. Виды энтимем.
6. Виды трилемм.
7. Структура спора. Начало и завершение спора.
9.Опровержение. Прямое и косвенное опровержение тезиса. Критика доводов. Выявление несостоятельности демонстрации.
10. Гипотеза. Виды гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения гипотез. Опровержение гипотез. Судебно-следственная версия.
Практическое задание для контрольной работы (выполняется всеми студентами)

Задание №2
Сравните взгляды Платона и Аристотеля по данным в таблице критериям:
Задание № 3
Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ:
Задание № 4
В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
Задание № 5
Задание № 6
Установите, какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами)

Вложенные файлы: 1 файл

Логика не надо.docx

— 80.13 Кб (Скачать файл)

                                  Вариант №1.

  1. Значение термина «логика». Предмет логики и ее место в системе других наук: логика и психология, логика и педагогика, логика и кибернетика, логика и лингвистика, логика и философия.

 

Термин “ логика ” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”,  и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин “ логика ” в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин применятся для обозначения закономерностей объективного мира (“ логика  вещей”, “ логика  событий”). Этот смысл термина “ логика ” выходит за пределы нашей книги.

Мышление изучается не только логикой, но  и  рядом  других   наук : психологией, кибернетикой, педагогикой  и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так,  психология  исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления  и языка (естественного и искусственного), методы  и приемы программирования, проблемы математического обеспечения ЭВМ и др.  Педагогика  изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения  и воспитания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.

С иных позиций изучает мышление  логика . Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы  и  законы, в  которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются  философией,  логика  является философской наукой.

Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс  этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой  в необходимой связи.

Диалектика, раскрывая содержание моментов познания, устанавливает их взаимодействие  и роль в ходе постижения истины. Она раскрывает общественную природу познания, активный характер познавательной деятельности людей. А мышление рассматривается как в связи с пониманием истины (объективной, абсолютной  и  относительной), так  и  в плане изучения методов  и  форм научного познания (например, рассматриваются аксиоматические методы, методы формализации, математические методы, вероятностные методы, методы моделирования  и  др.).

  1. Виды понятий по содержанию.

 

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель Александр Николаевич Островский", "Организация Объединенных Наций", "столица России" и другие).

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, "столица", "государство", "правовед", "экономист" и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др.

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др.

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: "родители" - "дети", "учитель" - "ученик", "начальник" - "подчиненный", "истец" - "ответчик" и др.

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес"): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.

Определить, к какому из указанных  видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие "невнимательность" - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

 

  1. Деление понятий. Правила деления понятий. Ошибки в делении понятий. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Классификация.

 

Деление   понятия  - это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления ( признака , по которому осуществляется  деление ) распределить объем делимого  понятия (множество) на ряд членов  деления (подмножеств). При делении   понятия объем делимого (родового)  понятия раскрывается путем перечисления его видов . Например, делимое (родовое)  понятие “инертный газ” делится на следующие члены деления ( виды ): “гелий”, “неон”, “аргон”, “криптон”, “ксенон”, “радон”. В зависимости от цели, практических потребностей одно  понятие можно разделить по различным основаниям  деления  (например, по функционированию во времени вулканы делятся на действующие, уснувшие  и  потухшие; по форме - на центральные  и  трещинные).

 Правила   деления   понятий  

Правильное  деление   понятия  предполагает соблюдение определенных  правил :

1.  Деление  должно быть соразмерным, т. е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему (делимого) родового  понятия . Например: “Материки в современную геологическую эпоху делятся на Евразию, Африку, Австралию, Северную Америку, Южную Америку и Антарктиду”. Если ряд членов  деления исчисляется десятками, то для соблюдения  правила соразмерности после перечисления некоторых членов  деления пишут “ и др.”, “ и т. п. ” или “ и т. д.”: “Личные документы - это заявления, автобиографии, расписки, доверенности, завещания, удостоверения, паспорта, свидетельства и др.”

Нарушение этого  правила  ведет к  ошибкам  двух  видов :

а) неполное  деление , когда перечисляются  не все  виды  данного родового  понятия . Ошибочными будут такие  деления : “Энергия делится на механическую  и  химическую” (здесь нет, например, указания на электрическую энергию, атомную энергию). “Арифметические  действия делятся на сложение, вычитание, умножение,  деление , возведение в  степень” (не указано “извлечение  корня”);

б)  деление  с лишними членами. Примером такого ошибочного  деления  служит: “Углы делятся на прямые, тупые, острые  и  накрест лежащие”. Здесь лишний член (“накрест лежащие  углы”).

2.  Деление  должно производится  только по одному основанию.  В противном случае произойдет  перекрещивание объемов  понятий  , выражающих члены  деления  . Правильные  деления : “Рефлексы  делятся на условные  и  безусловные”; “Семенные растения делятся на  голосемянные  и  покрытосемянные”  Неправильное  деление : “Растения  делятся на съедобные  и   несъедобные, однолетние  и   многолетние”, т. к. здесь не  одно, а два основания  деления  .

3 . Члены  деления  должны  исключать друг друга, т. е.  не должны иметь общих элементов  (пересекаться). Например: “Основные  компоненты ЭВМ делятся на: процессор,  память, устройства ввода - вывода”.

Это  правило  тесно связано  с предыдущим, так как если  деление  осуществляется не по одному основанию, то члены  деления  не будут исключать друг друга. Примеры  ошибочных  делений : “Часы делятся  на наручные, настенные, башенные, настольные, золотые, анодированные, песочные”; “Птицы делятся на перелетные, зимующие  и  хищные”. В этих примерах члены  деления  не исключают друг друга. Это следствие допущение  ошибки  смешения различных оснований  деления .

4.  Деление  должно быть  непрерывным, т. е. нельзя делать  скачки  в   делении . Например, нельзя делить члены предложения  на подлежащее, сказуемое  и   второстепенные члены, а надо  сначала разделить на главные   и  второстепенные, а уже потом  главные члены предложения делить  на подлежащее  и  сказуемое.

Будет допущена  ошибка , если мы разделим удобрения на органические, азотные, фосфорные  и  калийные. Следует  сначала разделить удобрения  на органические  и  минеральные, а затем уже минеральные удобрения  разделить на азотные, фосфорные  и  калийные.

Виды   деления :  по   видообразующему   признаку   и  дихотомическое  деление: 

Приведенные примеры  деления   понятия  иллюстрировали  деление   по   видообразующему   признаку , когда основанием  деления  служит  признак , по которому образуются видовые  понятия . Примеры  деления   по   видообразующему   признаку : “Ядерные взрывы бывают в космосе, воздушными, наземными, подводными, подземными” (в  зависимости от  вида  среды, где  произошел взрыв); “Водоемы делятся  на пресные  и  соленые”.

Другим  видом   деления   понятия  является дихотомическое (двучленное)  деление , или дихотомия.

Дихотомия (от греч. dichotomiа - сечение на две части). Объем цедимого  понятия делится на два противоречащих  понятия (А и не-А). Например: “Внимание делится на произвольное  и непроизвольное”; “Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных”;

“Почвы делятся на черноземные  и  нечерноземные”; “Грибы делятся  на съедобные  и  несъедобные”. Иногда  понятие  не-А снова делится  на В  и  не-В, затем не-В делится  на С  и  не-С  и  т. д.

Дихотомическое  деление  удобно: оно всегда соразмерно, члены  деления  исключают другу друга,  деление  производится только по одному основанию. Однако дихотомия применима не всегда. Например, нельзя делить науки на точные  и  неточные, а художественные произведения на хорошие  и  нехорошие, ибо четко  указать критерий в этих случаях  весьма трудно: это  понятия с “размытым” объемом.

Отважная  и  талантливая американская исследовательница Дайан Фосси, 13 лет наблюдавшая за особенностями  жизни горилл, буквально вписавшись в их сообщество, приводит пример дихото­мического  деления   понятия  “гнездо  горилл”: “Нам удалось увидеть несколько  гнезд горилл - наземных  и  древесных. Наземное гнездо не что иное, как обычная для наземных млекопитающих лежка, устланная заломанными ветками кустарника  и  травы. Зато древесное гнездо - заметное издалека сооружение на высоте  3 -5 метров на крупных ветвях у ствола дерева”'.

Операция  деления   понятия  применяется тогда, когда надо установить, из каких  видов  состоит родовое  понятие . От  деления  следует  отличать мысленное расчленение  целого на части. Например, “Год делится  на январь, февраль, март, ..., декабрь”;

“Дом делится (расчленяется) на комнаты, коридоры, крышу, крыльцо”; “Обед состоял  из трех блюд”  и  др. Части целого не являются  видами  рода, т. е. делимого  понятия . Мы не можем сказать: “Комната есть дом”, а можем сказать: “Комната есть часть дома”.

Прием расчленения целого на части  широко используется в обучении. Он применяется тогда, когда надо показать, из каких частей (отделов, членов) состоит  предмет. Приведу примеры из учебника по анатомии  и  физиологии.  Понятие  “скелет человека” позволяет  четко проиллюстрировать прием  расчленения целого на части. “В скелете  человека различаются следующие  части: скелет головы, туловища  и  конечностей”.

Примеры мысленного расчленения целого на части из области ботаники: “Строение  цветка ржи: цветочная чешуя, тычинки, рыльце, завязь”; “Строение клетки кожицы лука: ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли”. Этот прием широко применяется  и  в начальной школе. В учебнике “Природоведение” (2 класс) читаем: “Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами”.

Классификация 

 Классификация  является  разновидностью  деления   понятия  , представляет собой  вид   последовательного  деления   и  образует развернутую систему,  в которой каждый ее член ( вид  ) делится на подвиды  и   т. д.  Классификация  сохраняется  весьма длительное время, если  она имеет научный характер. Например, постоянно уточняется  и  дополняется   классификация  элементарных  частиц. От обычного  деления   классификация  отличается относительно  устойчивым характером. Вот три  примера  классификации : “В  организме животных  и  человека  существуют четыре группы тканей: покровная, соединительная, мышечная  и  нервная. Организм высших  растений построен из пяти  основных типов тканей: образовательной,  покровной, основной, механической  и  проводящей”; “Простейшие  подразделяются на четыре группы (клас­са): жгутиковые, корненожки, споровики,  инфузории”'.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Логика"