Контролная работа по логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Основные моменты в становлении научной идеи - это проблема, гипотеза и закон. При этом эти элементы теории взаимосвязаны между собой, едины и генетически взаимообусловлены. Так, проблема может возникать и действительно возникает только в контексте научного знания, будучи сформулированной, проблема приводит к построению гипотезы, наконец, закон трактуется как особого рода гипотеза, удовлетворяющая некоторым дополнительным формальным, методологическим и гносеологическим требованиям.

Содержание

Введение 4
1. Гипотеза 5
2. Типы гипотез 7
3. Требования к гипотезе 10
4. Основные этапы построения гипотез 13
5. Функции гипотез в научном исследовании 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Логика.docx

— 130.53 Кб (Скачать файл)

Вывод: Действия обвиняемого уголовно наказуемы.

Развернём посылки эпихейремы в полные силлогизмы. Восстановим в полный силлогизм первую энтимему (1):

Клевета (М) уголовно наказуема (Р).

Распространение заведомо ложных, позорящих другое

лицо измышлений (S) – клевета (М).

Распространение заведомо ложных, позорящих другое

лицо измышлений (S) уголовно наказуемо (Р).

Первую посылку эпихейремы составляют заключение и меньшая посылка правильного силлогизма ААА первой фигуры.

Восстановим 2-ю энтимему:

Умышленное извращение фактов в заявлении на гражданина Н. (М)

представляет собой распространение заведомо ложных,

позорящих другое лицо измышлений (Р).

Действия обвиняемого (S) выразились в умышленном извращении

фактов в заявлении на гражданина Н. (М).

Действие обвиняемого (S) представляют собой распространение

заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (Р).

Вторую посылку эпихейремы также составляют заключение и меньшая посылка правильного силлогизма. Заключение эпихейремы получено из выводов 1-й и 2-й энтимем:

Распространение заведомо ложных, позорящих другое

лицо измышлений (М) уголовно наказуемо (Р).

Действия обвиняемого (S) представляют собой распространение

заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (М).

Действия обвиняемого (S) уголовно наказуемы (Р).

Развёртывание эпихейремы в полный полисиллогизм позволяет проверить правильность рассуждения, избежать логических ошибок, которые могут остаться незамеченными в эпихейреме.

 

  1. Виды индуктивных умозаключений.

 

Индуктивные умозаключения имеют иную логическую природу, нежели дедуктивные. Дедукция, обеспечивая достоверные выводы из истинных посылок, не даёт знания, выходящего за рамки знания, содержащегося в этих посылках. Индукция (в переводе с латинского – "наведение") всегда выходит на новое, не содержащееся в посылках знание, достоверность которого носит вероятностный характер.

В основе логического перехода от посылок к заключению в индуктивном умозаключении лежит подтверждённое практикой положение о всеобщем характере причинной связи, о проявлении необходимых признаков предметов и явлений через их устойчивую повторяемость. Индукция – это переход от знания меньшей степени общности к более общему знанию.

Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам делают вывод о его принадлежности классу предметов в целом.

Степень достоверности индуктивного умозаключения зависит от законченности и полноты опытного исследования. Различают два вида индуктивных умозаключений – полную и неполную индукцию.

Полная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому предмету определённого признака делают вывод о его принадлежности классу предметов в целом.

Полная индукция применяется только тогда, когда исследуется класс с ограниченным числом элементов.

Если невозможно охватить исследованием весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции.

Неполная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности определённого признака некоторым элементам исследуемого класса делают вывод о его принадлежности всему классу в целом.

Для неполной индукции характерно ослабленное логическое следование – истинные посылки обеспечивают проблематичное заключение.

Большое значение в выводах неполной индукции имеет способ отбора исходного материала. По этому критерию различают два вида неполной индукции:

1) популярная индукция (через простое  перечисление)

2) научная индукция (путём отбора).

Популярная индукция – вывод, в котором путём перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам какого-либо класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу. В популярной индукции не исключается возможность ошибочного вывода.

Научной индукцией называют индуктивное умозаключение, в котором вывод строится путём отбора необходимых признаков и исключения случайных обстоятельств.

В зависимости от способов исследования различают:

(1) индукцию методом отбора (селекции).

(2) индукцию методом исключения (элиминации).

1. Индукция методом отбора –  это умозаключение, в котором  вывод о принадлежности признака  всему классу предметов основывается  на знании о подклассе-образце, полученном методическим отбором  явлений из различных областей  этого класса. Примером подобной  индукции может служить вывод  о том, что серебро обладает  целебными свойствами. На основании  многолетних эмпирических наблюдений  было заключено, что серебро очищает  питьевую воду. Соли серебра стали  добавлять в составы при лечении  ожогов. Вывод получен на основе  индукции методом отбора.

2. Индукция методом исключения  – это система умозаключений, в которой вывод о причинах  исследуемых явлений строится  путём обнаружения подтверждающих  обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам  причинной связи. Смысл данного  типа индукции в установлении  причинных связей.

 

  1. Логические правила тезиса. Ошибки в тезисе.

 

Логичное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса:

  – определенность тезиса: т.е. тезис  должен быть сформулирован четко  и ясно. Описание тезиса с помощью  новых терминов вполне допустимо, но в таком случае следует  четко выявить их смысл через  раскрытие содержания употребляемых  понятий. Четкое определение тезиса  наряду с выявлением смысла  употребляемых терминов включает  также анализ суждения, в форме  которого выставляется тезис. Также  предполагается расчленение сложного  тезиса на относительно самостоятельные  части с выделением существенных  элементов;

  – неизменность тезиса – запрещается  изменять тезис или отступать  от первоначально сформулированного  в процессе рассуждения.

  Однако от данных правил возможны и отступления, которые проявляются в: потере тезиса (т.е. сформулировав тезис, пропонент забывает его и переходит к иному, прямо или косвенно связанному с первым, но в принципе другому положению), подмене тезиса (выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает (или видоизменяет) нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.

 

  1. Понятие об уловках и софизмах. Их виды.

 

Логическая уловка — в логике, философии и пр. науках, изучающих познание, заведомо ошибочный способ обоснования тезиса, который в силу учёта психологических особенностей собеседника обладает убеждающим воздействием. Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочётом в доказательстве, что делает доказательство в целом неверным.

Софи́зм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») — ложное высказывание, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу.

Виды логических уловок

Формальные ошибки. Подмена тезиса (лат. ignoratio elenchi) — логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.

Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений. Другая логическая ошибка — «предвосхищение основания» (petitio principii).

Мнимая логическая связь. Логическая уловка, при которой мнимая, желаемая логическая связь выдаётся за истинную.

«После» не значит «вследствие». После этого - значит по причине этого (лат. post hoc ergo propter hoc) — логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной: «Серийный убийца с детства увлекался почтовыми марками, следовательно, филателия превращает людей в безжалостных убийц».

Доказательство через то же самое. «То же посредством того же», «порочный круг», idem per idem — логическая ошибка, при которой в определение или в доказательство латентно вводится сам доказываемый тезис или определяемое понятие.

Приписывание утверждений. Логическая ошибка, которая заключается в приписывании одной стороной другой утверждений, которые на самом деле другая сторона не делала, но которые, якобы, вытекают из её предыдущих утверждений.

Классификация софизмов.

Алгебраические софизмы – ошибки в числовых выражениях и уравнениях, скрытые намеренно;

Арифметические софизмы – выражения чисел, имеющие ошибку, незаметную с первого взгляда;

Геометрические – умозаключение, заведомо неправильное, которое касается геометрических фигур и действий над ними;

Другие. (Исторические, психологические, логические и так далее).

Кроме математических, существует множество других видов софизмов: терминологические, психологические, логические. Абсурдность таких рассуждений гораздо проще понять и разоблачить. Некоторые утверждения выглядят несерьезными и наивными, лишенными смысла и цели, недосказанными.

 

  1. Вопрос как форма мысли. Виды вопросов, структура вопроса, виды ответов.

 

Вопрос - это форма мышления, в которой выражается требование о недостающей информации об объекте. В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения. Хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и, по своей сути, как мы уже отмечали, являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой же он студент?» содержится утверждение, что он не студент или плохой студент, а вовсе не вопрос. Не являются вопросами некоторые вопросительные предложения, выражающие просьбу (например, «Не хотите ли чаю?»), резкое побуждение («Может быть уступите место пожилому человеку?»), угрожающее запрещение («Что за шум в зале?») и т. п.

По познавательной функции вопросы делятся на уточняющие и восполняющие. Уточняющие вопросы направлены на установление истинности предпосылки. Как правило, в них присутствует частица «ли», поэтому иногда такие вопросы называют «ли-вопросы». Восполняющие вопросы направлены на получение нового знания. В них используются вопросительные слова «что», «когда», «как» и т.д.

По характеру предпосылки выделяют корректные и некорректные вопросы. Существуют различные классификации корректных и некорректных вопросов. Согласно одной из них, вопросы подразделяются на синтаксически корректные и некорректные.

По логической структуре вопросы делятся на простые и сложные.

Простые не включают в качестве составных частей другие вопросы.

Сложные включают в себя несколько простых вопросов, соединённых конъюнкцией («и») или дизъюнкцией («или»).

По количеству возможных ответов вопросы могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся вопросы, на которые не существует определенного числа ответов. Закрытые вопросы предполагают выбор ответа из конечного числа заранее предложенных вариантов (например, в анкетах, тестах и т.п.). Открытый вопрос можно «закрыть», т.е. перестроить его таким образом, чтобы получился закрытый вопрос.

Виды ответов. Прежде всего, ответы могут быть ложными и истинными.

Кроме того, различают нерелевантные и релевантные ответы.

Нерелевантный ответ не согласуется с предпосылкой вопроса, т.е. является ответом не на заданный вопрос. Такой ответ не устраняет познавательную неопределённость, вызвавшую вопрос, либо в результате заблуждения (когда человек не уловил смысл вопроса), либо вследствие сознательного стремления уйти от ответа. Релевантным является ответ, согласующийся с предпосылкой вопроса. Информация, которую представляют такие ответы, включает в себя те сведения, которые являются предпосылкой (базисом) самого вопроса.

Релевантные ответы устраняют познавательную неопределенность частично или полностью. По этому признаку их делят на слабые и сильные. Сильный – это ответ, полностью устраняющий познавательную неопределенность. Слабым называется ответ, не полностью устраняющий познавательную неопределенность.

 

 

 

 

 

Практическое задание для контрольной работы (выполняется всеми студентами)

 

Задание № 1

Используя законы логики, объясните, почему на различных этапах исторического развития возникали однотипные проблемы:

  • Проблемы собственности,
  • Сущность и организация власти,
  • Взаимоотношения личности и государства,
  • Соотношение морали и политики.

Информация о работе Контролная работа по логике