Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 02:14, шпаргалка
1.Возникновение ДРЛ, её специфика. ДРЛ возникла в 11-17 в.в. Устное народное творчество: сказки, пословицы, обрядовая поэзия, поговорки; Мифология: топологические легенды, военные песни, былины, предания. 988- крещение Руси. Греко-византийская культура. Социально-исторические предпосылки ДРЛ:1) формирование гос-ва (разложение общинно-родового строя, формирование феодализма); 2)Формирование нации; 3)бытование высокоразвитых форм УНТ; 4) появление письменности (863 г. Кирилл и Мефодий создали слов. азбуку- культурный рассвет восточных и южных славян). На Русь пришли книги через Болгарию из Византии: религиозные книги (библия); апокрифы - религ. запрещённые издания; агиография- жития святых; историографические книги- хроники, повести; естественно-научные- опис. раст., животного мира; патристика- труды отцов церкви(Иоанна Златоуста, Григорий Низкий, Василий Великий).Специфика: 1)ДРЛ носит рукописный хар-р. 2) Анонимность( автор не осознаёт себя в качестве автора, он «проводник», он лишь фиксирует факты, не стремится выпячится, не допустим вымысел, вымысел- это ложь); 3)Историзм.
39: «Повесть о взятии Казани»– апология, могущество, величие московского царства и Ивана грозного. – автор – русский, попавший в плен к казанцам. Пробыл там 20 лет. – стиль заимствован из повести о взятии Царьграда, о мамаевом побоище, о Динаре, Хронограф, УНТ, легенды и предания татар. – Плачи казанской царицы Анастасии. Образная художественность украшает речь. – Экспрессия в изображении былых насилий Казанцев над Русью– «Повесть о взятии Царьграда» // в описании приступов к Казани. Мотив названия «Смертной чаши» - о разорении Рязани Батыем.– красочное изображение воинский пыл русских.– картинно нарисован апофеоз. По возвращении Г. в Москву. – несмотря на общую тождественность стиля «историй», в ней нет плетения словес.– покорение Казани, сведение окончательных счетов с татарами, торжество московской политики. «Казанская история» — компиляция. В ее состав входят фрагменты летописей, хронографов, повестей, Писания159. Это огромное произведение, вмещающее в себя множество разнонаправленных, но авторитетных в московском царстве текстов, оказывается в результате средоточием сложных идей и неоднозначных образов, достигая многозначности, объективности, доступной средневековым компиляциям, но недоступной индивидуальной воле одного автора. Текст подчинен стихийным силам, господствующим в словесности, а значит, и в идеологии его времени. Черта «Казанской истории», обратившая на себя наибольшее внимание в исследовательской литературе — противоречивость, странная смешанность оценок. В некоторых частях повествователь обнаруживает горячее сочувствие к казанцам, которое, впрочем, легко соединяется с осуждением их же. Эти «смешанные чувства» распределяются по тексту неравномерно. Они сосредоточены главным образом в истории основания Казанского царства и утверждения его при царях Саине и Улу-Ахмете, в рассказе о царице Сумбеке, ее правлении и увозе из Казани и в центральной большой части — в описании последней осады и взятии Казани войсками Грозного. Противоречия «Казанской истории» привлекали внимание и в связи с общими проблемами истории древнерусской словесности. В исследованиях по поэтике древнерусской литературы «Казанская история» используется для демонстрации процесса распада средневекового литературного этикета. Неоднозначность характеристик врагов-казанцев понимается как отказ от примитивного морализирования, предвестие нового времени, поздний этап эволюции.
45.Раскол
в русской церкви и его
40. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Она возникла в казачьей среде, в ней запечатлен самоотверженный подвиг горстки смельчаков , которые не только захватили в 1637 г. Турецкую крепость Азов, но и сумели отстоять её от значительно превосходивших сил врага в 1641 г. Прославляя самоотверженный подвиг казаков – верных русских сынов, автор повести вместе с тем отдаёт дань традиции: победа объясняется результатом чудесного заступничества небесных сил во главе с Иоанном Предтечей. Однако религиозная фантастика служит здесь лишь средством возвеличения патриотического подвига защитников Азова. В традиционное описание боя, взятое автором повести из арсенала художественных средств «Повести о Мамаевом побоище». «Повести о взятии Царьграда», широко вводится казачий фольклор. В языке повести отсутствует книжная риторика, широко представлены элементы живой разговорной речи. Автор стремился создать образ «массы», передать её чувства, мысли и настроения, прославить силу народную, восторжествовавшую над «силами и пыхами» «царя турского» . Во второй половине XVII в. Историческая повесть начинает постепенно утрачивать историзм, приобретая характер любовно- приключенческой новеллы, которая, в свою очередь, служит основой для дальнейшего развития авантюрно-приключенческого любовного романа. Основное внимание переносится на частную, личную жизнь человека. Писателя и читателя начинают больше интересовать морально-этические, бытовые вопросы.
41. Домострой. Проблематика, структура памятника, публицистическая направленность.
Этот памятник принадлежит сер. 16в. Автор-составитель входил в число советников Ивана Грозного - Сильвестр. Это не лит-ый памятник, а культурный. В нём даны рекомендации как устроить свой дом так, чтобы в него было «как в рай войти». Этот памятник имеет 3 редкции: 1)Новгородская редакция 15 в.; 2) Перераб. в Москве Сильвестром и имеющ. обращение к сыну. 3)Контаминация первый двух. Влияние оказали: 1) Западно-европейский «Домострой», французский, польский, итальянский.; 2) Сочинения древнегреческого сочинителя Ксенофонда «О хоз-ве»; 3) Учение Аристотеля «Политика». «Домострой регламентирует и повествует: 1) духовная жизнь. Обряд «како веровати», «како царя чтитити». параграф: 1-15. 2)О мирской жизни «как жить с жёнами, детьми, домочадцами, слугами». 3) О домостроительстве. Как делать, как закатывать, готовить. Гл. 30-65. В « Домострое» созд. картины идеального быта. Идеальным явл. чистота, порядок, бережливость, гостеприимство, взаимное уважение, семейная стогость, умение вести хоз-во. В целом это идеал трудовой жизни. Эти правила обращены к имущему классу (боярам, купцам) т.к. быт разных классов не отличался по сути, а только количественно. Автор почувствовал, что в этом памятнике недостаёт духовного начала, слишком привязан к земле, к матерьяльному, бытовому именно это явилось основанием для 19в. (Островский, Тургенев) считать ретроградным, ограниченным. И Сильвестр добавляет 64 гл. с обращением к сыну, в кот. он пишет о душе.
42.
17 в. в рус. лит-ре как переход от
древнерусского типа лит-ры к лит-ре нового
времени.Конец XVI и начало XVII в. в истории
Руси ознаменовались бурными историческими
событиями («Смута», тяжелое положение
крестьянства, экономический кризис).
Со второй половины XVII в. в русской литературе
появляются светские жанры и распространяются
– историческая и бытовая повесть, сатира,
возникает театр, зарождается русская
драматургия. В читательский обиход входит
западная повествовательная литература,
рыцарский роман с любовной тематикой,
забавная новелла, шуточный рассказ (анекдот).
Широкий доступ получает народная поэзия.
Возникают первые записи произведений
устно-поэтического творчества. Создаются
песни, в которых сказывается оппозиционное
отношение крестьянских масс к господствующим
классам. В области исторической литературы
в первые же годы XVII в. мы наблюдаем очень
существенный сдвиг. На смену Хронографа
1512 г. является новая, вторая редакция
Хронографа, относящаяся к 1617 г. Третья
редакция «Хронографа» - 1620 г. Новый «Хронограф»
пополнен сведениями из западно-европейской
истории. Один из наиболее популярных
литературных жанров Московской Руси
XV-XVI вв. – житийный. В стиле традиционного
«добрословия» и абстрактного панегирика,
пишутся жития в продолжение всего XVII
в. Чем дальше шло время в глубь 17 в., тем
чаще житие наполнялось конкретным, реальным
биографическим материалом – отказ от
шаблонных норм, проявление внимания к
индивидуальным особенностям жизни. В
отдельных русских житиях мы наблюдаем
характерные особенности повествовательного
жанра и семейной хроники (житие Юлиании
Лазаревской) или превращение их в автобиографию,
изложенную живым разговорным языком
и заключавшую в себе реальные подробности
в описании судьбы героя жития и окружающего
его быта (житие протопопа Аввакума).
Русский литературный язык XVII в. характеризуется
сложным и противоречивым процессом своего
развития, обусловленным взаимодействием
и борьбой социальных сил, принимавших
активное участие в языковом строительстве
в ту пору. Консервативные церковные круги
и часть боярской знати продолжали культивировать
разукрашенный витийственным «добрословием»
торжественный стиль, опиравшийся на архаические
церковно-славянские нормы. В русский
язык проникала западноевропейская, латинская
и польская лексика, частично обогащая
словарный состав русского языка. Русский
литературный язык идет навстречу решительному
сближению с живым народным языком, с просторечием
и деловым приказным языком. Своеобразное
соединение старой церковно-славянской
традиции с живым просторечием мы наблюдаем
в произведениях старообрядческой литературы,
особенно в сочинениях протопопа Аввакума.
Эти произведения адресовались к самой
широкой и самой пестрой в культурном
отношении аудитории приверженцев «старой
веры» и старого обряда.
46.
Стиль «Жития протопопа
47.Сатиричическая литература 17 в. Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII в. является оформление и развитие сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой жизни того времени. Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине XVII в. привело к усилению роли торгово-ремесленного населения городов в экономической и культурной жизни страны. Однако в политическом отношении эта часть населения оставалась бесправной и подвергалась беззастенчивой эксплуатации, гнету. На усиление гнета посад отвечал многочисленными городскими восстаниями, способствовавшими росту классового самосознания. Появление демократической сатиры явилось следствием активного участия посадского населения в классовой борьбе. Таким образом, русская действительность «бунташного» XVII столетия и была той почвой, на которой возникла сатира. Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сближали ее с народной устно-поэтической сатирой, которая служила тем неиссякаемым источником, откуда черпала она свои художественно-изобразительные средства. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная система» спаивания народа через «царев кабак». Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче.
48. Литература 17 в. Стихотворство. Симеон Полоцкий. Бурным историческим событиям начала 17 столетия, получившим у современников название «смутного времени», посвящен ряд различных литературных памятников той поры. Одна группа отражает интересы правящих боярских кругов. Другая группа тесно связана с настроениями и чаяниями демократических, посадских слоев населения. Рост классового самосознания народных масс ярко отразился в демократическом направлении русской лит-ры, которое во второй половине 17 в начало формироваться как направление сатирическое, связанное с классовой борьбой посада против социальной несправедливости. Одним из примечательных явлений литературного развития 17 в. было появление поэзии – виршей, стихов. Возникновение книжной поэзии относится к первой трети 17 в и связано с усилением роли городов в культурной жизни страны и стремлением передовых слоев русского общ-ва освоить достижения европейской культуры. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1629-1680), белорус. и рус. духовн. писатель, публицист, поэт. Род. в Полоцке. Учился в Киево-Могилянской Академии и польской коллегии Общества Иисусова. В 1656 принял постриг в Полоцком Богоявленском м-ре и стал преподавателем в школе «правосл. братства»». После занятия Полоцка поляками переселился в Москву, где его писательский и поэтичекий талант привлек внимание двора. Став одним из приближенных лиц царя Алексея Михайловича, он участвовал в борьбе против старообрядчества, составлял для царевичей пособия по Закону Божью. Однако московское духовенство относилось к С. подозрительно, опасаясь, что через него проникает католич. влияние. Немалое возмущение вызывали его обличительные полемические трактаты, направленные против упадка нравов духовенства и пережитков язычества в народе. С. стал одним из зачинателей рус. «библейского театра». Он написал неск. пьес стихами и прозой: «Комедия о блудном сыне», «Комедия о Навуходоносоре царе и трех отроках», «Комедия о Навуходоносоре и Олоферне». Эти пьесы, полные грубоватого юмора и жанровых сцен, имели назидательную направленность. Их ставили при дворе в присутствии царя. Симеон явился к тому же одним из главных авторов проекта академии (для преподавания "наук гражданских и духовных"), разработанного при царе Федоре Алексеевиче. Скончался в Москве 25 августа (4 сентября) 1680, погребен в Заиконоспасском монастыре, на месте построенной здесь позже Славяно-греко-латинской академии.
49. «Повесть о Горе-Злосчастие», хар-р худ. обощенияв повести, конфликт, традиции УНТ.
Эта повесть вне традиционных жанровых систем. На стыке фольклора (народные песни о горе) и книжной традицией (книж. покоянные стихи). Главным героем явл. некий молодец. Отсутствие имени говорит о том что описана судьба человека вообще об извечной борьбе добра и зла в сердце человека. Перед нами человек определённого времени («бунташное время»- 17в.-бунташного века, рационального века). Это время когда человек пытался узнать новое, неизвестное, т.е. беспокойный человек. Эта повесть как и произведение ДРЛ проецируется на мировую историю. Автор обращается к фундаментальному сюжету Адама и Евы. Наблюдаются сюжетные параллели: 1)библейская: а) Адам вкусил виноград; б) Адам не послушал Бога; в) Искусил змий; г) Стыд не пускал Адама к Богу. 2)повестийная: а) Добрый молодец вкусил вино; б)Искусил друг; в) Стыд не пускал добра молодца к родителям; г) Молодец похвалился и с этого времени к нему привязалось горе. Т.о. идея индивидуальной судьбы, самостоятельного выбора, желание жить не по пословицам и поговоркам родителей, т.е. установл. законам, ведёт к тому, что человек становится раздвоенным. Горе- это двойник молодца и ему не выйти из власти горя, т.к. он сам выбрал «злую долю». Перед нами герой - отчипенец, изгой, «гулящий человек», его домом становится корчма (кабак), а радостью - пьянство. Однако молодец страдает от собственного падения и автор не обличает, а сочувствует герою. Горе отвязывается, когда он приходит в монастырь, когда он попадает в упорядоченное пространство, он возвращается- параллель «блудного сына».