Шпаргалка по «Древнерусской литературе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 02:14, шпаргалка

Краткое описание

1.Возникновение ДРЛ, её специфика. ДРЛ возникла в 11-17 в.в. Устное народное творчество: сказки, пословицы, обрядовая поэзия, поговорки; Мифология: топологические легенды, военные песни, былины, предания. 988- крещение Руси. Греко-византийская культура. Социально-исторические предпосылки ДРЛ:1) формирование гос-ва (разложение общинно-родового строя, формирование феодализма); 2)Формирование нации; 3)бытование высокоразвитых форм УНТ; 4) появление письменности (863 г. Кирилл и Мефодий создали слов. азбуку- культурный рассвет восточных и южных славян). На Русь пришли книги через Болгарию из Византии: религиозные книги (библия); апокрифы - религ. запрещённые издания; агиография- жития святых; историографические книги- хроники, повести; естественно-научные- опис. раст., животного мира; патристика- труды отцов церкви(Иоанна Златоуста, Григорий Низкий, Василий Великий).Специфика: 1)ДРЛ носит рукописный хар-р. 2) Анонимность( автор не осознаёт себя в качестве автора, он «проводник», он лишь фиксирует факты, не стремится выпячится, не допустим вымысел, вымысел- это ложь); 3)Историзм.

Вложенные файлы: 1 файл

ДРЛ Шпора.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

С Золотой Ордой Невский поддерживал мирные отношения. Он освободил свои земли от обязанности поставлять людей в войско ЗО. А) Произведение не имеет устойчивого названия!(житие А. Н., Повесть о житии А. Н., Слово о житии А. Н.)Это говорит о разрушении жанрового канона.  Б) автор соблюдает отчасти агиографический канон –уничижение автора, дистанция между ним а князем –рождение от благочестивых родителей –посмертное чудо –постоянные отступления риторического характера, молитвы князя  --деятельность Александра Ярославича предстаёт в преображённом виде, не в житейских подробностях, а в житийном образе. В)Образ, хар-ка А.Н. разноплановы: --подчёркиваются христианские добродетели(тих, кроток, смирен); используются Ветхо- и Новозаветные предания(А.Н. сравнивается с прекрасным Иосифом, мудрым Соломоном, сильным Самсоном).Это придаёт торжественный характер. –подчёркивается воинская доблесть, он мужественный, непобедимый, стремительный полководец, самоотверженный и беспощадный. Его воины такие же. – подчёркивается государственная мудрость А.Н. В характеристике совмещается церковный и светский план, в этом оригинальность произведения. Г)Образ Ал-ра, несмотря на противоречивые хар-ки не распадается. Важно отношение: автор лично знал Ал-ра   Главная мысль: А.Н. – эталон для изображение русских князей

 

23.Жанр  хождения. «Хождение игумена Даниила». Хождение. Жанр путешествий. Возник после принятия христианства. Надо убедится в том, о чем писано. Многие люди возжелали стать паломниками, поэтому начинаются паломничества в Константинополь. Люди задаются вечными вопросами (“+”) , но большой урон экономике (“-”). Церковь резко охарактеризовала это движение: по церкви это – посягательство на ее миссию, церковь обеспокоена тем, что происходит (поля заброшены). Многие тексты осуждали паломничество. Церковь убеждает в том, что совсем не надо далеко отправляться, а надо прочесть описание святых мест.Первым написал игумен Даниил. Есть гипотеза (ч).: цель Даниила – политическая; Даниил выполнял дипломатическое поручение Киевского князя Святополка. В это время есть государство Крестаносцы с королем Болдуином, его поддержка – в самый раз (начало ХII в., борьба с Мономахом, который в полной силе, + авторитет Константинополя ). Святополку надо поставить кого-нибудь за спиной (но ему это не удалось). Доказывают эту цель многие документы, по которым эта гипотеза вполне вероятна. Во-первых, он пользуется уважением; Даниила одного водят ко гробу Господня и к столбу Давида. Сам Даниил говорит, что “подал, и его пустили” – все гораздо проще. Во-вторых: “Хождение игумена Даниила” – была реконструкция поминального списка: перечень – разный в разных экземпляров, поэтому обращаемся к протографу, а там (в поминальном списке) есть все старшие, самостоятельные князья, поэтому Даниил ощущает ходатаем (представителем) всей русской земли. Все эти аргументы в целом все подтверждают. Скорее всего Даниил игумен одного из южно-русских (Черниговского) монастырей. Его ассоциации похожи на рус. Самое главное, что мы видим в тексте – особый взгляд на мир благодаря композиции. Композиция обоснована целью. В каждой главе пересекается прошлое и настоящее. Даниил любознателен, хочет во всем убедится. Его взгляд – взгляд того человека, который с радостью убеждается в том, что все, во что он верит, действительно существует. Неразрывность прошлого и настоящего, мостик. Он человек живой, любопытный. Это подтверждают детали, которые он описывает. Ему все интересно. При этом он – представитель всей русской земли и видящий мир. Это “Хождение” – своеобразный путеводитель.

 

24. «Моление» Даниила Заточника. Жанровое и  стилевое своеобразие. 1) Интересный и загадочный памятник русской лит-ры. Он написан в 12- нач. 13 века. Кто такой Даниил не известно. 2) Памятник своеобразен тем,  что: а) исполнен в виде челобитной князю из заточения, т.е. невостребованности. б) имеет форму шуточных посланий. в) Даниил хочет вызвать расположения князя к себе и рассчитывает прежде всего на свой ум , на знание жизни (житейскую мудрость): « Если я на рати не велми храбр, то зато в слове сех крепок». Воими произведениями он демонстрирует свою мудрость, знания, причём подчёркивает, что это его личная заслуга. Себя он уподобляет пчеле, кот. «собирает мёд - премудрость» со многих цветов. 3)Памятник соткан из остроумных изречений и афоризмов, приводит народные притчи, пословицы, поговорки. Демонстрирует свою начитанность. Использует множество цитат из Псалтыри, притч Соломона, «Песнь песней». Себя уподобляет проклятой смоковнице (дерево, приносящее плоды - смоки) – проклятое дерево, Адаму, изгнанному из рая, блудному сыну, т.о. моление носит отвлечённый характер. Оно риторично и гиперболично. 4) Даниил также свободно обращается к бытовой лексике. Он как бы щеголяет грубостью, нарочитой сниженностью стиля: « Девка погубляет свою красоту блуднею, а муж свою честь татбою (разбоем)». Т.о. стиль моления в совмещении народного и книжного, нарочитая грубость восходит к скоморошеским традициям. Моление искусная словесная мозаика, совмещающая похвалу, поучение, обличение. Даниил ратует за признание его человеческого достоинства, независимость от соц-го и имущественного положения.     

 

26.Предвозрождение  в русской культуре14-15в.

1. Рост личностного начала, но если в Зап. Европе этот  процесс связан с обмирщением  лит-ры, то на Востоке и Юго-востоке Европы, внутри церк.культуры.

2. В первую очередь интересует  внутренняя жизнь человека.

3. Появляется новый стиль, который назыв. Орнаментальным стилем  или «плетение словес»

Его черты: - изменение экспрессивности, эмоциональности, учёности и торжественности.

- Плетение словес –  это плетение венков славы, отсюда  торжественность стиля.

- развивается контекст (т.е. явная ориентация на более  древние худ. тексты)

- происходит извлечение  новых значений из сочетания  слов.

- происходит игра со  словами, ритмом слов.

В итоге, это способствовало развитию лит. я, обогащению лексики зыка

 

27. Своеобразие культуры этого времени:

С середины 14 века восстановились культурные связи с Балканскими странами, а именно с Византией, Болгарией, Сербией.

Т.о. 1.русская культура включилась в культурное развитие Европы

2. на Русь переносится  большое количество новых переводов, новых книг, как богословских, так  и литературных.

3.появляются центры умственного  культурного общения, а именно  Афон, Константинополь, Сербия, Болгария, в кот. Вырабатывалась единая  мировоззренческая концепция.

4. происходит осознание  неповторимости личности и эпохи. В лит-ре домонгольской эпохи  время циклично, т.е. день- ночь, жизнь  – смерть – всё сменяет  друг друга. А в 14 веке открывается  изменяемость мира и человека. Мир воспринимается во времени.(именно в это время появляются часы в Москве). Лит-ра представляет собой не смену событий, а смену состояний.

5. основной темой является  тема согласованности усилий  и нравственного искания. Если  в домонгольский период единство  мыслилось как внешнее объединение, то в этот период важно внутреннее единство. Это проявляется в изменении цветовой гаммы икон, архитектуры. Происходит игра цветами, слияние красок, оттенки одного и того же цвета..

 Главным историческим  событием была победа на Куликовом  поле. Москва постепенно становится центром  и Дм. Донской проводил идею о том, что именно Москва является наследницей Влад. княжества. Туда переносятся традиции Владимирской письменности и летописания, Владимирской Святыни, иконы. Главной идеей является собирание всего Киевского наследства. Это удалось осуществить во второй половине 17 века и создание мощного самостоятельного государства. Поэтому лит-ра стремилась восстановить старые традиции, когда Россия была независима. Домонгольская лит-ра становится образцом, заимствуются образы, идеи.На этой основе создаются новые произведения.

 

28: Историческая ситуация 14 в.

Главное историческое событие – Куликовская бита и победа в ней.  Москва постепенно становится центром и Дмитрий Донской проводит идею о том, что именно Москва является наследницей Владимирского княжества. Туда переносятся традиции владимирской письменности и летописания, владимирские святыни, иконы. Главной идеей является собирание всего киевского наследства(во 2ой пол. 17в. это удалось осуществить) и создание мощного самостоятельного гос-ва. Поэтому литература стремилась восстановить старые традиции. Домонгольская лит-ра становится образцом: заимствуются образы, идеи, на этой основе создаются новые произведения. Произведения куликовского цикла: Этому историческому событию посвящено много произведений: --«Пространная летописная повесть», где подробно излагаются обстоятельства, перечисляются имена. –«Сказание о Мамаевом побоище», конец 15 в.,это: центральный памятник куликовского цикла; сюжетно увлекательный рассказ о сражении 8ого сентября, что совпадает с рождением Богородицы; есть ряд деталей, которые нигде не зафиксированы( о действии засадного полка, о паломничестве Дмитрия ивановича в Троицкий монастырь, о том что были посланы 2 монаха на кулик. битву) ; есть анахронизмы, которые указывают, что сказание было написано в конце 15 в.(союзником Мамая назван литовский князь Ольгерд, а не Ягайло, также участником событий назван митрополит Киприан, которого не было тогда в Москве. И т.д.) Стиль «Сказания» интересен: чувствуется влияние фольклора(эпитеты, метафоры), присутсвуют «плетение словес»(некоторые эпизоды звучат торжественно), есть описание в летописном стиле.

 

29. «Задонщина».  Задонщина - поэтическая повесть о Куликовской битве – «Задонщина» дошедшая до нас в шести списках и двух редакциях. Была написана в конце XIVв. Автором этого произведения обычно назывался Софоний, брянский боярин, ставший впоследствии священником. Использование плана повествования и художественных приёмов «Слова о полку Игореве» в «Задонщине» обусловлено всем идейно-художественным замыслом этого произведения. Также как и в «Слове», в «Задонщине» ход исторических событий не излагается подробно. Главное внимание обращено на их смысл и оценку. Если поражение Игоря на Каяле (в «Слове о полку Игореве») – результат феодальной розни, отсутствие единства действий, то победа на поле Куликовском – результат преодоления розни, результат единения русских сил во главе с великим московским князем Дмитрием Ивановичем. Задонщина состоит из двух частей: «жалости» и «похвалы» (в

«Слово о полку Игореве» - три части. Также как и в «Слово о полку Игореве», «Задонщина» начинается с небольшого вступления , оно определяет главную тему произведения – прославить, воздать «похвалу» Дмитрию Ивановичу , его брату Владимиру Андреевичу и «возвести печаль на восточную страну». Таким образом в «Задонщине» сразу же  устанавливается генеалогическая связь первых киевских князей. Воинская доблесть и мужество московских князей характеризуются в «Задонщине» с помощью тех же художественных приёмов, что и в «Слово о полку Игореве», напевность, сближает его со сказовой манерой. Первая часть «Задонщины» - это «жалость», открывается яркими картинами сбора русских вйск, их вступления в поход, начала сражения и их поражения. Природа в «Задонщине» на стороне русских войск и предвещает поражение «поганых». Центральное место отведено изображению страшного боя на Куликовском поле. Первая половина боя завершается поражением русских. Вторая часть «Задонщины»,  «похвала», посвящена описанию победы одержанной русским войском тогда, когда в бой выступил полк воеводы Дмитрия Боброка Волынца. Стиль повествования «Задонщины» радостный, мажорный, взволнованно-патетический. Завершает «Задонщину» торжественная речь Дмитрия Ивановича «на костях» павших воинов. По сравнению со «Словом о полку Игореве», в задонщине совершенно отсутствуют языческие мифологические образы, но значительно усилены религиозно-христианские мотивы, это свидетельствует о возросшей роли церкви в жизни Московского государства. Как и в «Слове о полку Игореве» в «Задонщине» широко используются приёмы и поэтические образы народной поэзии, песенные ритмы. Идейный замысел «Задонщины» связан с поэтизацией политической роли Москвы и московского князя в борьбе с ордынцами. Весь свой пафос автор направил на пропаганду идеи сплочения, единения всех сил Русской земли вокруг Москвы, всячески подчёркивая, что только благодаря единству была одержана историческая победа, а князья и русские вины добыли себе «честь и славное имя».

 

30. «Житие Сергия Радонежского». Композиционная структура и особенности стиля. Житие Сергия Радонежского — памятник агиографии, посвященный известному церковному и общественно-политическому деятелю Руси второй половины XIV в. Сергию Радонежскому (в миру — Варфоломею Кирилловичу; род. около 1321/1322 г. — умер 25 сентября 1391/1392 г.), создателю и игумену подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря. Основным источником биографических сведений о Сергии Радонежском являются древнейшие редакции его Ж. Происхождение прозвания Сергия — Радонежский — связано с г. Радонеж, куда бежал с семьей его отец, разорившийся при Иване Калите боярин Ростовского княжества. Древнейшая редакция Ж. была создана современником и учеником Сергия Епифанием Премудрым через 26 лет после его смерти, т. е. в 1417—1418 г. С присущей Епифанию тщательностью он писал ее на основании подобранных им в течение 20 лет документальных данных, сделанных им записей («свитков» «запаса ради»), своих воспоминаний и рассказов очевидцев. Епифаний мастерски применил в Ж. риторически изощренный стиль «плетения словес», с присущими ему цепочками разнообразных эпитетов, сравнений, обилием риторических фигур, сочетая при этом стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития и подчас с необычайно простым языком, близким к бытовому разговорному. Отмечая композиционную стройность и органическое единство Епифаниевской редакции, Ю. Алиссандратос устанавливает симметричность 9 парных эпизодов Ж. относительно его композиционного центра. Епифаниевская редакция Ж. кончалась смертью Сергия. В Епифаниевской редакции, столь богатой историческими реалиями, органически слиты исторические и легендарные сведения, а изложение событий (как отмечал В. О. Ключевский) велось не по летам, а по событиям (в соответствии с народной датировкой), что затрудняет установление подлинного соотношения событий и синхронности ряда фактов. Кроме того, следует учитывать, что первоначальный вид Ж. (и в его древнейшей редакции, созданной Епифанием, и в последующих ее переработках Пахомия Серба) не сохранился.

 

31: «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого. Принципы изображения человека.

Стиль второго южнославянского влияния наиболее удобно рассмотреть на примере произведений выдающихся агиографов конца XIV-XV в. — Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух обширных житий — «Жития Стефана Пермского» (епископа Перми, крестившего коми и создавшего для них азбуку на родном языке), написанного в конце XIV в., и «Жития Сергия Радонежского», созданного в 1417-1418 гг. Основной принцип, из которого исходит в своем творчестве Епифаний Премудрый, состоит в том, что агиограф, описывая житие святого, должен всеми средствами показать исключительность своего героя, величие его подвига, отрешенность его поступков от всего обыденного, земного. Отсюда и стремление к эмоциональному, яркому, украшенному языку, отличающемуся от обыденной речи. Жития Епифания переполнены цитатами из Священного писания, ибо подвиг его героев должен найти аналогии в библейской истории. Иллюстрируя писательскую манеру Епифания Премудрого, исследователи чаще всего обращаются к его «Житию Стефана Пермского», а в пределах этого жития — к знаменитой похвале Стефану, в которой искусство «плетения словес» находит, пожалуй, наиболее яркое выражение. Житие Стефана Пермского, созданное иноком Троицкой обители Епифанием Премудрым — одно из самых известных произведений древнерусской словесности, на протяжении многих десятилетий вызывающее интерес у самых разных ученых.  История языков, земель и стран в Житии начинается с послепотопного времени и продолжается до смерти Стефана. Епифаний создал самую разработанную историю народов в культуре средневековой Руси. Так же, как описание племен в Повести временных лет обозначало конституирование объединившей их древней Руси, епифаниевское сочинение отметило начало становления полиэтнической России.  «Житие» является биографией Стефана Пермского от его рождения до смерти, и в центре внимания автора  – миссионерский подвиг Святителя. Центральное место в «Житии» уделено описанию действий Стефана по воплощению в жизнь своего подвига. Прежде всего, это его неустанные молитвы, тексты которых приводятся в книге, и неиссякаемое трудолюбие. Борьба языческого и христианского начал является основным контрастом и конфликтом в книге. Современное прочтение «Слова о Стефане Пермском» призывает всех нас к осмыслению подвига Святителя, к исправлению самих себя по его образу и подобию, к русской идее спасения и к посильной мужественной миссионерской деятельности среди многочисленных в настоящее время безбожников и язычников, помня слова апостола Павла, что нет ничего общего у света со тьмой, а у истины – с беззаконием.

Информация о работе Шпаргалка по «Древнерусской литературе»