Шпаргалка по"Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:54, шпаргалка

Краткое описание

1. Теория литературы- Критика появилась раньше, чем литературоведение, еще в трудах Белинского, критика и была литературоведением. Во второй половине 19 века и в 20-м веке возникали дискуссии о критике и ее назначении. Критика по-разному соотносилась с литературоведением. В наше время критика выводится за рамки литературоведения. Литературоведение – сложная наука, состоящая из множества дисциплин, которые взаимосвязаны и составляют систему.
Изучает поэтику литературного произведения.
Поэтика – наука о формах, средствах и способах построения литературного произведения (формальная сторона произведения).
Другое ключевое понятие из этого же ряда – проблематика (обычно принято говорить о проблематике и поэтике произведения).

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

Внешнее материальное произведение и глубины  духовного поиска, скрепленные в  единство, выступают художественным целым. Целостность произведения – категория эстетики, характеризующая онтологическую проблематику искусства слова. Если Вселенная, мироздание и природа обладают известной целостностью, то и модель любого мироустройства, в данном случае – произведение и заключенная в нем художественная реальность – также обладают искомой целостностью. К описанию неделимости художественного творения добавим важное в литературоведческой мысли высказывание М. М. Гиршмана о литературном произведении как целостности: «Категория целостности относится не только к целому эстетическому организму, но и к каждой его значимой частице.

Произведение  не просто расчленятся на отдельные  взаимосвязанные части, слои или  уровни, но в нем каждый – и  макро-, и микро- – элемент несет в себе особый отпечаток того целостного художественного мира, частицей которого он является…»18.

Согласованность целого и частей в произведении были открыты в глубокой Древности. Платон и Аристотель связывали понятие  красоты с целостностью. Вложив свое понимание в формулу «единой  полноты целого», они уточнили гармоничную  согласованность всех частей произведения искусства, поскольку «полнота»  может оказаться и избыточной, «переливающей через край», и  тогда «целое» перестает быть в себе «единым» и утрачивает свою целостность.

28. Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет  разговора, автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Современное литературоведение выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

Каждый  род литературы в свою очередь  включает ряд жанров (видов).

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Родо- видовые отношения в литературе: Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.


Информация о работе Шпаргалка по"Литературе"