Шпаргалка по"Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:54, шпаргалка

Краткое описание

1. Теория литературы- Критика появилась раньше, чем литературоведение, еще в трудах Белинского, критика и была литературоведением. Во второй половине 19 века и в 20-м веке возникали дискуссии о критике и ее назначении. Критика по-разному соотносилась с литературоведением. В наше время критика выводится за рамки литературоведения. Литературоведение – сложная наука, состоящая из множества дисциплин, которые взаимосвязаны и составляют систему.
Изучает поэтику литературного произведения.
Поэтика – наука о формах, средствах и способах построения литературного произведения (формальная сторона произведения).
Другое ключевое понятие из этого же ряда – проблематика (обычно принято говорить о проблематике и поэтике произведения).

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

11. Герменевтика–это искусство и теория истолкования текстов, учение о понимании смысла высказывания и –шире –другой индивидуальности. Герменевтика ныне является методологической основой гуманитарного знания, в том числе искусствоведения и литературоведения. Ее положения проливают свет на характер общения писателей с публикой и отдельными лицами. Истоки герменевтики – в античности и христианском средневековье, когда стали предприниматься опыты толкования мифов и сакральных текстов. Как самост научная дисциплина она оформилась в XIX в.

Герменевтика  также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

 

12. Биографический метод – устанавливает взаимосвязи между биографией писателя и особенностями созданного им литературного произведения. Широко используется в литературоведении, психологии и социологии.

Биографический  метод – это способ восприятия, анализа и оценки художественной литературы, при котором биография  и личность писателя становится определяющим моментом творчества.         
Философскую основу биографического метода оформил Шлеермахер, который, раскрывая эстетику романтизма, утверждал, что личность художника определяет творческие процессы.     
Как самостоятельная школа биографическое литературоведение, оформилось в середине 19в., решающий вклад внес французский литературовед Сент-Бёф в исследованиях «Литературные портреты», «Беседы по понедельникам».    
Биографическое литературоведение раскрывается в жанре научной биографии. При этом исследователи пытаются соединить факты личной жизни и факты творчества; пространство биографическое и творческое. В современном литературоведении – это биография Блока, написанная В. Орловым; биография Волошина-Купченко «Странствие по вселенным». Жанр биографической эссеистики, или научной биографии, развивается в серии «ЖЗЛ». Пинаев написал биографию Волошина; Соколова – биография Ахматовой; Дм. Быков – биография Пастернака. 

 

13. Психологический метод – рассмотрение искусства как результата неких психических процессов, протекающих внутри человека. Эстетические явления соотносятся с психическими процессами у автора и читателя.

В России начало развития метода связано с  работами А. Потебни и Д. Овсянико-Куликовского.

Сформировался в 70-80 г. Опирался на достижение физиологии и психологии. Эмиль Эннеки проводил анализ личности героя и автора. Об авторе можно узнать все из его произведения. Для этого метода необходимо определить, какие мысли и чувства охватывали автора при написании произведения. Эннекен изучил психологию создателя произведения, он раскрыл не законы литературы, а законы психологии. В результате текст игнорировался. Русская психологическая школа Потебня: Он называет литературу словесностью. Он исследовал структуру слова и структура текста. Структура слова: внешняя форма (звуки), внутренняя (образ, который возникает при произношении слова), значение. Структура текста: внешняя (слово), внутренняя (художественные образы), значение – идеи текста. Идея (по Потебне)- совокупность мыслей, вызываемых у читателя образами произведения. + Особое внимание обращено на психологию авторов – психология метит вытеснять литературу. 

14. Интуитивистский метод - Основоположник Анри Берксон – философ. Изобрел 2 способа постижения реальности: 1)Инстинкт – жизненная сила, способность к автоматическим безошибочным действиям, неподвластным разуму. Инстинкт на уровне человека превращается в интуицию – истинное познание, а интеллект - уязвимое познание.2),интеллект - порожден практическими действиями, им познаются вещи с точки зрения их практического использования. Интуиция видит вещи в их полной форме. Искусство- разновидность гипноз. Не столько выражает, сколько внушает понятия и чувства. Литературовед должен быть очень чутким гипнотизером, + на интуитивном уровне рассматривается текст, – интуиция может обманывать.

 

 

 

 

15. Сравнительно – исторический метод –выявление общих элементов в различных национальных литературах на протяжении длительного промежутка времени.

По сути – поиск универсальных мотивов  во всех анализируемых литературах  и анализ их исторических модификаций. Метод был создан в XIX в., его основоположники  — замечательные ученые Расмус Раек (Дания), Франц Бопп (Германия), Якоб Гримм (Германия) и Александр Востоков (Россия).Толчок развитию метода дан И. Г. Гердером и И. В. Гете. В России существенный вклад внесен А. Н. Веселовским.

Научный метод, с помощью которого путём сравнения  выявляется общее и особенное  в исторических явлениях, достигается  познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления  или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития.  
Существуют различные формы сравнительно-исторического метода: сравнительно-сопоставительный метод, который выявляет природу разнородных объектов; сравнение историко-типологическое, которое объясняет сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; историко-генетическое сравнение, при котором сходство явлений объясняется как результат их родства по происхождению; сравнение, при котором фиксируются взаимовлияния различных явлений. 
Сравнительно-исторический метод — совокупность приемов, позволяющих доказать родство определенных языков и восстановить древнейшие факты их истории. 

16. Формальный метод- нацелен на рассмотрение исключительно формальной стороны произведения, игнорируя содержательную. Следует обращаться непосредственно к произведениям литературы, а не к условиям и обстоятельствам их создания. Этот исследовательский аскетизм ограничивал предметную область литературы изучением формы и приёма, исключая из сферы рассмотрения мировоззренческие, социальные и нравственные проблемы. Литература воспринимается как сумма художественных приемов. В России формальный метод сложился в 1920-е гг. благодаря В. Шкловскому, В. Жирмунскому и Б. Томашевскому.

20- е года 20 в. считает, что искусство  отражает реальность, а эта реальность  не самое главное. Самое главное  – прием, способ подачи этого  материала. В тексте нужно изучать  не все, а только те моменты,  которые создают своеобразие.  В художественном произведении  важно то, что реальность преображает,  а не сближает с текстом.  Исследует способы удивления  читателя автором. Например, мир  можно увидеть глазами ребенка,  животного. Формалистов интересует  движение сознанием. Для них  интересно не только произведение, но интересно движение литературы  в целом. +Формалисты изучали фору. – Однако содержание их мало  интересовало.

Формальный  метод позволил выделить в качестве объекта исследования литературный текст, который приобрёл самостоятельную  научную ценность. Вопреки традиционному  представлению о том, что литературное произведение важно не само по себе, а благодаря его «отражающей» способности, сторонники формального  метода совершили кардинальный поворот  к литературе как словесному искусству, желая получить ответ на вопрос, как оно устроено. Отсюда характерное  убеждение в том, что литературоведение  должно стать строгой и точной наукой.

 

17. Социологический метод/социологизм – определяющими для искусства являются социальные аспекты биографии писателя/бытия литературы.

Вульгарный  социологизм – предельное упрощение  причинно-следственных связей между  социальными и литературными  явлениями.

Социологический метод возник и стал одним из господствующих во второй половине 19 века и в течение  всего 20 века. Сторонники этого метода полагали, что сюжетообразующими  факторами в литературе выступают  не все стороны биографии писателя, а только те, которые указывают  на социальные обстоятельства. Порой  социологи вообще отрицают биографизм. Социологизм иногда приобретал крайние формы, сужал факторы, влияющие на литературный процесс, и прямолинейно сопоставлял искусство и социальную жизнь.

Так, в начале 20 века появились вульгарные социологи, которые порой внешние приметы  жизни с их социальной окрашенностью (сюда добавлялись экономические  и промышленные черты) выдавали за специфические  формы искусства. Один из вульгарных социологов-марксистов В.М.Шулятиков полагал, например, что если в 20 веке господствующими линиями в индустриальном строительстве являются заводские трубы, то в живописи должны преобладать вертикальные линии. Наиболее ценным в социологическом методе была идея выяснения причин того или иного литературного процесса или индивидуального творчества – так называемая «каузальность» в литературоведении (В.Ф.Переверзев и его школа).

18. Модерни́зм — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

19. Художественный образ — одна из самых многогранных и сложных литературоведческих и философских категорий.

И неудивительно, что посвященная ему научная  литература чрезвычайно велика. Образ  исследуется не только литератора ми и философами, но и мифологами, антропологами, лингвис тами, историками и психологами.

Функции, выполняемые художественным образом, много численны и чрезвычайно важны. Они включают в себя эстетиче ские, познавательные, воспитательные, коммуникативные и др.

возможности. Ограничимся лишь одним примером. Иногда со зданный гениальным художником литературный образ активно воздействует на саму жизнь. Так, подражая гётевскому Вертеру «Страдания юного Вертера», 1774), многие молодые люди, как

и герой  романа, кончали жизнь самоубийством.

Художественное слово – необыкновенно чуткий инструмент, тонко улавливающий изменения в обществе. Понимание того, что смысловые и образовательные ресурсы слова корректируются конкретными историческими обстоятельствами, – непременное условие адекватного или близкого к адекватному восприятию художественного текста.

 

 

 

20. Важнейшим  признаком художественности литературы является совершенство его речевого строя. Оно не сводится к определенным речевым "нормам", к простоте или сложности поэтического синтаксиса, метафоричности или его отсутствием, преимуществу одних лексических средств перед другими и т.п. Многообразные особенности художественной речи приобретают эстетическую значимость только тогда, когда они хорошо осуществляют высокие художественные задачи автора. Но наибольшим эстетическим достоинством обладают те произведения литературы, речевые средства которых отличаются ясностью, доступностью для широкого понимания.

Художественность  произведения есть его стильность. Слово стиль употреблялось римскими писателями метонимически, для обозначения особенностей письменной речи у того или иного автора. В таком значении это слово применяется и в наше время. Многие литературоведы и лингвисты и сейчас полагают, что стилем надо называть только особенности словесного строя произведения. Но еще со второй половины XVIII века тем же словом начали называть особенности формы и в произведениях других видов искусства - скульптуры, живописи, архитектуры (в архитектуре, например, различают готический, романский, мавританский и другие стили). Установилось, таким образом, более широкое общеискусствоведческое значение слова стиль. В этом значении его необходимо применять также в теории и истории художественной литературы. Необходимо потому, что форма литературного произведения, как мы видели, не сводится к его речевому строю, у нее есть и другие стороны - предметная изобразительность и композиция. В своем единстве они могут обладать тем или иным стилем. Есть и обратная крайность в употреблении этого слова. Некоторые литературоведы считают, что стиль - это свойство художественного произведения в его целом - в единстве его содержания и формы.

 

22. Форма и содержание— два важнейших литературоведче ских понятия. Они применимы, в сущности, к любым природ ным или общественным явлениям. Однако в художественном творчестве понятия «содержание» и «форма» приобретают особый смысл и значение. Содержание, говоря в общем, это то, о чем повествуется в произведении, а форма — как это делается, какие художественные средства используются.

Следует различать художественную форму  «вообще» (жанры, роды литературы и  т. п.) и форму отдельного произведения. Общепринятые законы жанра, например, требуют соблюдения определенных требований формы. Уже Аристотель четко определил  формальные требования того или другого  жанра литературы. Начиная с эпохи  романтизма, эти требования были ослаблены, хотя и не отпали совсем. Например, форма  сонета, столь популярного в эпоху  Возрождения, соблюдается и современными авторами.

Определенную  историческую обусловленность испытывает и содержательная сторона литературы. Уже литература эпохи эллинизма (IV—I вв. до н. э.) по своему содержанию существенно отличается от древнегреческой литературы классического периода. Смена литературных эпох неизбежно влекла за собой изменения как в форме, так и в содержании художественного творчества. При этом часто обнаруживалась характерная деталь — новое содержание часто облекалось в старые художественные формы и наоборот. И в том, и в другом случае это было губительно для развития литературы. И, как правило, находился гений, способный облечь новое содержание в соответствующие новые формы. Таковыми были, в частности, Байрон и Пушкин. Если же творец новых форм, выражавших новое содержание, не появлялся, то процветало эпигонство, тормозящее развитие литературы.

Однако  следует иметь в виду, что в  художественном творчестве новые формы  годны чаще всего для выражения  только нового содержания. Они не являются универсальными и не должны рассматриваться  как лучшие по сравнению с прежними. Последние могли в свое время лучше всего соответствовать своему содержанию. В этом проявляется одна из характернейших особенностей художественного творчества, отличающая его от науки. В науке открытие нового чаще всего знаменует конец старого. Теория Коперника означала смерть учения Птолемея. Гениальные драмы Шекспира не «отменяли» гениальных трагедий Еврипида.

И еще  один знаменательный момент в этой связи— свобода от норм, от жестких рамок и ограничений в отношении формы

и содержания вовсе не гарантирует появления  более совершенных произведений.

23. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. В составе художественного творчества неотъемлемо важна его коммуникативная сторона. Искусство включено в общение между людьми: произведения ориентированы их авторами на чье-либо восприятие, к кому-то обращены. Это своего рода послания. В литературе, имеющей дело со словами, коммуникативные начала художественной деятельности выражены наиболее открыто и полно. Художественная речь, причастная традициям риторики, обладает убеждающей энергией; опираясь же на высказывания разговорные, она проявляет себя как непринужденное и доверительное общение автора с читателям (как бы «на равных»). «Тенью доброй беседы» назвал литературу английский писатель Р. Стивенсон. И вполне понятно, что литературоведение рассматривает словесно-художественные произведения в их отношении не только к автору, но и к воспринимающему сознанию, т.е. к читателю и читающей публике. Обращаясь к этой грани литературы, наука о ней опирается на герменевтику. 
Понимание (нем. Verstehen) – это центральное понятие герменевтики. Оно, по словам Шлейермахера, требует «таланта познания отдельного человека». 

Информация о работе Шпаргалка по"Литературе"