Формирования творческих способностей учащихся в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:46, реферат

Краткое описание

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат алена ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ.docx

— 46.49 Кб (Скачать файл)

Такие сочинения – доклады  учащиеся пишут с удовольствием, потому что каждому предлагается что-то доказать. А это учит утверждать свой взгляд, свою позицию, формирует  характер, способствует развитию в  каждом ученике творческого начала. А ведь старшеклассники пытаются осмыслить самих себя, ищут пути самовыражения, живут напряжённой  внутренней жизнью.

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников. Это будет проявлением  активных сил души, формированием  интеллекта и нравственных начал. Хорошие  результаты даёт единая система в  обучении сочинениям на уроках русского языка и литературы, опора на знания и умения, приобретённые на занятиях тем или другим предметом, обязательная внеклассная работа (кружковая, факультативная) по развитию литературно – художественного  творчества школьников. [5, с. 189]

Одним из основных условий  развития у учащихся творческого  мышления, умения самостоятельно выразить свои мысли, является тщательная, глубокая работа над текстом художественного  произведения. Подобная работа даёт учащимся представления о системе изобразительных  средств, которые использует писатель в своём произведении, помогает учащимся понять смысл и природу художественного  образа.

Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно  связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением  их художественного восприятия, с  формированием способности мыслить  словесно – художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности, логической и эмоциональной памяти, творческих (литературных) способностей. Художественное восприятие осуществляется на основе понимания языка литературного  произведения. Чем точнее понято поэтическое  слово, чем больше ассоциаций оно  вызывает в сознании читателя, тем шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие читаемого произведения на читателя. [11, с. 71]

В своей работе педагоги часто используют систему индивидуальных творческих работ, предлагаемую программой, с учётом интересов, склонностей  учащихся.

В 10–11 классах предлагаются такие творческие работы, как самостоятельные  художественные зарисовки, создание литературных портретов, стихотворения, а также  исследовательские работы на основе литературного краеведения.

Ценность индивидуальной работы с учётом интересов, способностей и подготовленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение на занятиях факультатива работ творческого характера  учат и воспитывают не только авторов, но и всех присутствующих. Умению собирать материал, вести дневники, вдумываться  в смысл происходящего, находить подтверждения своим мыслям и  мечтам в поступках реальных людей  – этому учить никогда не поздно. Особенно нуждаются в добром внимании учащиеся, склонные к поэтическому творчеству.

Учащиеся 10–11 классов –  юношеский возраст, который характеризуется  нравственным самоуглублением, повышенным интересом к этическим вопросам, к познанию смысла жизни и назначения человека. Конечно, свои мысли и чувства  учащиеся пытаются изложить в поэтической  форме. Важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность  поделиться своими чувствами в той  или иной форме. А это можно  сделать на занятиях факультатива в  форме дружеского общения.

На этих занятиях формируются  читательские качества: эмоциональная  отзывчивость, образное мышление, эстетическая реакция на художественное слово. Таким  образом, учащиеся посредством творческой деятельности, читательских умений и  навыков смогут от размышлений перейти  к созданию своих работ.

Основные творческие работы ребят – стихи. Конечно, первоначально  в них много «технических»  погрешностей. Впереди ещё много  труда. Нужно учить детей писать стихи, сказки, эссе, очерки. [13, с. 36]

Занимаясь развитием литературного  творчества учащихся, нарабатывается система творческих заданий по развитию литературных способностей детей. Пробуждает интерес детей к словотворчеству  различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги: «Поиграем  в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери  рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Слово-магнит», «Я начну, а ты продолжай» и др. В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру.

А потом школьники пробуют  перо сами. Нужно стараться понять индивидуальность каждого начинающего  автора, угадать его особенность, помочь ему. Чувствовать особую ответственность  за то, чтобы вовремя предостеречь его от излишнего самомнения, переоценки своих возможностей и, с другой стороны, не впасть в ошибку, которая может  воспитать в ребёнке графоманскую бойкость пера: не захваливать первые опыты. Избежать этого можно только тогда, когда дети всё чаще и чаще бывали бы в роли творцов, созидателей, сами бы испытывали муки творчества.

2.2 Методы и приёмы развития  творческих способностей в процессе  изучения литературы в школе

Для реализации путей развития творческих способностей педагоги должны таким образом организовать процесс  чтения и изучения литературного  произведения, чтобы подростки постоянно  находились в ситуации решения творческих задач.

Это условие реализуется  на уроках литературы наиболее ярко через  метод творческого прочтения  произведения, при котором ребята постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование  произведения, его досказывание, домысливание, а так же инсценирование произведения или его эпизода.

Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в  активизации творческого восприятия, художественных переживаний, в развитии средствами искусства художественно-творческих склонностей и способностей –  специфика метода творческого чтения.

Метод творческого чтения, способствует развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления  жизни, умению найти верные слова  и выражения для передачи своих  впечатлений, путём выполнения различного рода творческих заданий.

Среди видов деятельности учащихся при реализации приёмов  творческого чтения выделяется выразительное  чтение, слушание художественного чтения, близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, инсценировки, составление сценариев, рассматривание иллюстраций и оценка их, сочинения  разного жанра по картинам и живым  впечатлениям.

Решение задач, возникающих  перед учащимися в процессе этих и других видов деятельности, развивает  у них умение мобилизовать имеющееся  знание и включить его в процесс  анализа новых ситуаций.

При развитии этого творческого  умения развиваются и творческие способности, обуславливающие успешность приобретения данного умения. Это  такие способности, как готовность памяти, гибкость мышления, способность  к сближению понятий, способность  к переносу опыта. Также формируется  самостоятельность при оценке того, что дети читают, слышат и пишут. А значит и такая важная литературно-художественная творческая способность, как критическое  отношение к результатам творчества и к его процессу. Которую составляют как способность к оценке, так  и гибкость мышления в способности вовремя отказаться от скомпрометированной идеи или гипотезы. Кроме того, у учащихся развивается стремление найти новый подход, новый тип решения или так называемая ориентация на творчество. А значит, прежде всего, творческая активность учащегося. [23, с. 90]

Метод творческого чтения способствует выполнению задачи развития и совершенствования глубокого, активного и полного творческого  восприятия художественного произведения, возникновению художественного переживания школьниками, развитию их стремления к творчеству, реализации своих возможностей.

Приёмы, помогающие в реализации данного метода и реализующие  его весьма интересны и специфичны.

В свете развития творческих способностей перед учителем стоит  задача пробудить у учеников сопереживание, активизировать воображение, сформировать читательские качества. Этому содействует  другой ряд приемов, включающий школьников в разнообразную деятельность, так  называемые приёмы активизации сотворчества читателя. Выразительное чтение учителя  обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию  его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует  понимание и толкование произведения.

Но для начала пути к  творчеству необходимо глубокое творческое осмысление произведения, этому способствуют приёмы анализа и прочтения произведений, активизирующие воображение и сотворчество читателя. Это такие приёмы как  досказывание, пересказ или же рассказывание.

Приёме досказывания произведений – это когда писатель изображает мимику и жесты героя, предоставляя читающему догадываться о том, что в этот момент герой переживает. В других случаях писатель дает намек на какие-то высказывания и действия героя, этого намека не развивая. За него это делает читатель. Во всех случаях досказывание произведения писателя должно помогать более углубленному его постижению, развивать творческие способности учащихся, способствовать развитию читательского интереса.

Сущность пересказывания определяется как недословная передача произведения или его части. Пересказ всегда носит творческий характер, так как при пересказывании проявляется личное отношение учащегося к произведению, собственная манера повествования. Пересказывающий стремится к возможно более точному воспроизведению слов писателя, его выражений, характерных оборотов речи, интонаций. Это пересказ, близкий к словам автора, имитирующий его слог. Или пересказчик передает в общих чертах ход событий, опуская все подробности, значительно отступая от авторской манеры речи. Это пересказ, близкий к плану произведения.

От пересказывания несколько отличается художественное рассказывание по мотивам произведения. Оно допускает более свободное отношение к литературному материалу, который сокращается и, может быть, даже несколько перекомпоновывается пересказывающим. Но ученик при этом особенно заботится о цельности своего изложения и о том впечатлении, какое рассказывание произведет на слушателей. Вся прелесть подобного рассказывания в его живости, непосредственности. При этом рассказывающий как бы сам становится автором.

Пересказывание и художественное рассказывание чрезвычайно многое дают для эмоционально-образного постижения произведений писателя.

Творческое рассказывание  произведения или его отдельных  эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.). Подобное рассказывание развивает воображение  учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть  его как бы изнутри. Особенно это  относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика.

Для школьников такой пересказ – занятие увлекательное, если герой  близок им, вызывает их симпатии. В этом случае детям хочется говорить от его имени, «переселиться» в него.

Творческий пересказ обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает его  речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения.

И выразительное чтение, и рассказывание, требуют от учеников активного переживания прочитанного, творческого отклика личности на изученное произведение. [4, с. 103]

Но есть в методике литературы такие приемы, которые направляются заданиями творческого характера  и заставляют ученика в какой-то степени «пересоздавать» текст. Это инсценирование, составление киносценария и устное словесное рисование.

Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам произведения – трудный, но издавна практикуемый в школе вид работы. Повествование  при инсценирование часто приходится переводить в диалог, и эта задача для учеников сложна. Трудности инсценирования побуждают использовать его в основном в старших классах. Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому «претворению» литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Другое условие успешности инсценирования состоит в том, что необходимо подготовить учащихся, дать им возможность войти в произведение, сжиться с ним. Инсценировка и её чтение в лицах оцениваются всем классом.

Составление киносценария, как приём творческого прочтения  произведения, ввёл В.Г. Маранцман. Обосновывая его употребление, он говорил, что киновпечатления школьников изменяют характер читательского восприятия, обогащают и углубляют изучение литературных явлений. В кино мысль не может быть передана в отвлеченной форме, изобразительность необходима фильму. Детское мышление ассоциативно. В кино ассоциация строит фильм (монтаж).

В ходе создания киносценария дети не только учатся понимать язык кино, глубже и пристальнее всматриваются  в литературный текст.

Для того чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, по-настоящему увидеть  его героев. Конечно, на уроке литературы киносценарий не претендует на профессиональную завершенность. Но школьники рады игре, отдаются ей безраздельно, потому что  в этой игре – творчество. Сталкиваясь  с претворением литературного текста в киноизображение, ученики начинают понимать, что каждый вид искусства  неповторим и незаменим. Составление  киносценария к фильму или его  эпизоду усиливает сопереживание  и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Составление киносценария оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого. [20, с. 184]

Устное словесное рисование  входит составной частью в анализ текста, служит развитию воображения, наблюдательности, обогащению словаря  школьника образными средствами языка художественного произведения. Устное словесное рисование открывает  эмоциональный настрой читателя, способствует пониманию авторской  мысли, развивает речь ученика. Оно  способствует углублению субъективного  начала разбора. Введение этого приема требует особого такта педагога. В устном словесном рисовании  есть, с одной стороны, опасность  простого пересказа текста, с другой – возможность произвольных, внеконтекстных ассоциаций.

Информация о работе Формирования творческих способностей учащихся в учебном процессе