Шпаргалки по "Организации учебного процесса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 00:10, шпаргалка

Краткое описание

Учебный процесс в высших учебных заведениях (далее - учебный процесс ) - это система организационных и дидактических мероприятий , направленных на реализацию содержания обучения на определенном образовательно - квалификационном уровне в соответствии со стандартами высшего образования.Учебный процесс базируется на принципах научности , гуманизма , демократизма , преемственности и непрерывности , независимости от вмешательства любых политических партий , других общественных и религиозных организаций .Язык обучения определяется Законом Украины " О языках " .

Вложенные файлы: 1 файл

Зачёт 1 курс Орг науч проц.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

1.Организация образовательного процесса в вузе базируется на федеральном и местном законодательстве, в частности, «Государственном образовательном стандарте». Принимая за основу положения данного закона, разрабатываются учебные программы, а затем и планы всех образовательных учреждений, в том числе и университетов.

Учебный процесс в высших учебных заведениях (далее - учебный  процесс ) - это система организационных  и дидактических мероприятий , направленных на реализацию содержания обучения на определенном образовательно - квалификационном уровне в соответствии со стандартами  высшего образования.Учебный процесс базируется на принципах научности , гуманизма , демократизма , преемственности и непрерывности , независимости от вмешательства любых политических партий , других общественных и религиозных организаций .Язык обучения определяется Законом Украины " О языках " .Учебный процесс организуется с учетом возможностей современных информационных технологий обучения и ориентируется на формирование образованной , гармонично развитой личности , способной к постоянному обновлению знаний , профессиональной мобильности и быстрой адаптации к изменениям и развитию в социально - культурной сфере , в областях науки ,техники , технологий , системах управления и организации труда в условиях рыночной экономики Учебный процесс в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах:

- Учебные занятия ;

- Самостоятельная работа ;

- Практическая подготовка ;

- Контрольные мероприятия 
 
2. ФОРМИ НАВЧАННЯ

Навчання студентів в університеті здійснюється за такими формами:

– денна (очна);

– заочна;

– екстернатна.

Форми навчання можуть бути поєднані. Терміни навчання за відповідними формами

визначаються можливостями виконання освітньо-професійної програми підготовки (ОПП) фахівців

певного освітньо-кваліфікаційного рівня.

Денна (очна) форма навчання є основною формою здобуття певного рівня вищої освіти.

Заочна форма навчання є формою здобуття певного освітньо-кваліфікаційного рівня вищої

освіти без відриву від виробництва.

Організація навчального процесу навчання здійснюється в Університеті згідно зі

стандартами вищої освіти і даним Положенням.

Екстернат є особливою формою навчання осіб (екстернів) для здобуття певного рівня вищої

Освіти.

 
 
3. Организационные формы учебного процесса. Учебный процесс реализуется в следующих формах: учебные занятия, выполнение индивидуальных заданий, практика, контрольные, самостоятельная работа.

Основными видами учебных  занятий являются: лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, и консультации.

Лекция - основной вид учебных занятий, предназначенных для изложения теоретического материала.

Практическое занятие - вид учебного занятия, на котором студенты под руководством преподавателя путем выполнения определенных соответственно сформулированных задач закрепляют теоретические положения учебной дисциплины и приобретают умения и навыки их практического применения. 
 
4. Лекция — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме. 
Функции лекции: 
-информационная; 
-мотивационная; 
-организационно-ориентационная; 
-профессионально-воспитательная; 
-методологическая; 
-оценочная(развивающая); 
-воспитательная. 
 
5. Самостоятельная работа студента. Это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и контролируемая преподавателем, но без его участия. Существует для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему и т.д. 
Включает в себя: 
- подготовку к лекции; 
- подготовку к экзаменам, зачетам; 
- выполнение выпускной работы; 
3 уровня самостоятельной учебной деятельности студента: 
- репродуктивный/тренировочный (схемы, таблицы); 
- реконструктивный (составление планов, курсовые, рефераты); 
- творческо-поисковой (исследование задачи, выпускная работа); 
 

 

 

 

 

 

 6. Практика  
Практика – процесс применения знаний и умений, полученных ранее. Практика как элемент учебного процесса проводится с целью закрепления и расширения знаний, полученных студентами в университете; приобретения необходимых практических навыков работы по специальности в условиях производства; овладения передовыми методами технологии и труда. 
Содержание практики определяется программами по ее видам (учебно-ознакомительная, производственно-технологическая, преддипломная  и.т.д.) 
Практика способствует развитию самостоятельной работы студентов. В процессе прохождения практики студенты учатся самостоятельно отбирать и систематизировать информацию в рамках поставленных перед ними задач; применять полученные знания на практике; изучать технологию и оборудование, используемые в рамках конкретного производства; развивать навыки работы в коллективе; осуществлять самоконтроль. 
 
7. Заочная форма обучения – форма организации учебного процесса, которая сочетает в себе черты дневного образования и самообучения. Большой объём знаний (70 %) студенты заочного отделения осваивают самостоятельно. Однако в соответствии с государственными стандартами подготовки специалистов с высшим образованием заочная форма обучения осуществляется по тем же учебным планам, в том же объеме и с тем же перечнем изучаемых дисциплин, что и дневная. Диплом о высшем образовании един как для студентов очной формы, так и для заочников. Форма обучения указывается в приложении к диплому.

- 6 лет вместо традиционных 5 лет)  и получение образования без  отрыва от производства 
- студенты-заочники лишены многих привилегий 
- лишение отсрочки от армии 
- заочники не получают стипендию 
- не имеют право пользоваться студенческими проездными билетами

+ возможность работать  и зарабатывать деньги  
+ сравнительная лёгкость поступления 
+ более низкие цены на платной форме обучения 
 
8. Учебный процесс по дистанционной форме обучения. 
Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи. 
+ обучение в психологически комфортной, привычной для вас обстановке за вашим компьютером. 
+ индивидуальные сроки и темп обучения. 
+ высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя. 
+ преодоление территориальных и временных ограничений. 
 
9.Получение второго высшего образования 
Второе высшее образование – это освоение основных программ высшего образования на базе уже имеющегося или незаконченного высшего образования. Второе высшее образование дает возможность стать специалистом еще в одной области, но в отличие от первого высшего сделать это можно только на коммерческой основе. Выбор направления зависит от поставленных абитуриентом целей: либо получить специальность смежную с первой, либо ее дополняющую

Уровни второго высшего образования  полностью соответствуют уровням  первого. Это значит, что по выбранной  специальности можно получать диплом бакалавра, диплом магистра и в некоторых  случаях диплом специалиста.

По окончании обучения выпускникам выдается диплом о высшем профессиональном образовании.  

 

10. Параллельное высшее образование 

Параллельное высшее образование – это возможность по окончанию вуза получить два диплома о высшем образовании. Процесс обучения построен таким образом, что обучение по двум специальностям происходит одновременно, что позволяет значительно сэкономить время и как можно скорее приступить к построению будущей карьеры. Пару специальностей можно выбрать сразу, еще до поступления в вуз, ориентируясь на собственные интересы и смежность профессий. Не поздно задуматься о получении параллельного образования и тем, кто уже учится в вузе на втором курсе, чтобы с третьего начать получать вторую специальность. Исторически сложилось так, что основная нагрузка в университете лежит на первых трех курсах, потом из-за практики и других отвлекающих факторов активность падает, а амбиции растут. 
 
11. Критерии оценивания студентов:

ОТЛИЧНО – студент прочно усвоил теоретический материал, глубоко  и всесторонне знание материала  – 5

ХОРОШО – хорошо усвоил материал, аргументрированно излагает его, обладает основными

источниками литературы – 4

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - студент владеет основным объемом знаний по дисциплине; проявляет затруднения в самостоятельных ответах, оперирует неточными формулировками; в процессе ответов допускаются ошибки по существу вопросов. – 3

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - студент не освоил обязательного минимума знаний предмета, не ориентируется в литературе, не способен ответить на вопросы. – 2

 

12. Контроль, як основная форма организации учебного процесса

Контроль – это одна из основных форм организации учебного процесса поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов и качество созданной деятельности студентов. 
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений успехов студентов в указаний путей совершенствовании, углублении знаний, для создания условий целей по умений. 
 
13.Функции контроля

Контролирующая – выявление знаний и умений студентов, уровня их умственного развития в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

Обучающая – заключается в совершенствовании знаний и умений и их систематизации.

Диагностическая – заключается в получении информации об ошибках и пробелах знаниях умениях студентов во владении учебным материалом.

Прогностическая – служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая – состоит в стимулировании познавательной активности студента в развитии их творческих способностей.

Ориентирующая - сущность её состоит  в получении информации о степени  достижений целей обучений.

Воспитывающая – состоит в воспитании студентов ответственному отношению учебной дисциплине, аккуратности и честности.

 
14. Уровни контроля:

Самоконтроль (для самооценки студентами качества усвоения дисциплины)

Кафедральный ( как и выше, но + «на разных этапах её изучения») 

Факультетский, Ректорский, Министерский (являются различными уровнями внешнего контроля, предназначенного для проверки качества уч.проц. на кафедрах сравнения эффективности обучения студентов.

 
15. Виды контроля.  
-Входной,  
-текущий,  
-модульный,  
-отсрочный.  
Входной проводится перед изучением нового курса с целью определения уровня подготовки студентом дисциплин. Текущий проводится преподавателем всех видах аудиторных занятий. Осн. задача – проверка уровня подготовки студентов к конкретной работе. Осн. цель – обеспечение обратной связи между преподавателем и студентом. Модульный контроль – является составляющей кредитно-модульного контроля. Оценка знаний, учений, практических навыков студентов. Отсроченный - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.

 
16. Формы контроля. 
Выделяют следующие формы контроля:

Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).

Лабораторный  контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.

Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.

Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.

Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

 
17.  Модульный контроль – является составляющей кредитно-модульного контроля. Оценка знаний, учений, практических навыков студентов. 
Модульный контроль осуществляется комиссией, которую возглавляет заведующий кафедрой, путем выполнения студентом модульной контрольной работы продолжительностью до двух академических часов во время аудиторных занятий.

 
18. Семестровый итоговый  контроль. Студент допускается к нему только в том случае, если соблюдены все правила. Может быть в виде зачета или экзамена. 
Семестровый дифференцированный зачет – это форма итогового контроля, заключающаяся в оценке  усвоение студентом учебного материала по определенной дисциплине на основании выполнения им определенных видов работ. Количество зачетов не должно превышать 6. 
Семестрвый экзамен – это форма итогового контроля усвоения студентом материала по отдельной уч.дисциплине за один семестр.  

 

 
20. Государственная экзаменационная  комиссия 
 
ГЭК - оценивает уровень научно-теоритической и практической подготовки выпускников, решает вопрос и получении определенного образовательного уровня, присвоения соответствующей квалификации и выдачи документа о высшем образовании. По результату положительной аттестации будет выдан диплом. 
 
19. Государственная аттестация студентов, которые обучаются по образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавров, проводится в университете в форме государственного экзамена или защиты дипломных проектов (работ). Государственная аттестация студентов, которые обучаются по образовательно-профессиональной программой подготовки специалистов, проводится в форме защиты дипломных проектов (работ).

Информация о работе Шпаргалки по "Организации учебного процесса"