Формирования творческих способностей учащихся в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:46, реферат

Краткое описание

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат алена ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ.docx

— 46.49 Кб (Скачать файл)

Словесное рисование предполагает, что читатель, опираясь на образы писателя, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. Предлагая ученикам устно создать  иллюстрацию к произведению, учитель  не должен ставить их в позицию  сложного соревнования с художником слова.

Словесное рисование на основе литературного текста должно учитывать  естественную для ученика последовательность восприятия другого искусства –  живописи, на язык которой «переводятся»  словесные образы.В живописи легче воспринимается сюжетная картина, затем портрет, пейзаж, натюрморт. Поэтому при изучении произведения педагоги сначала дают рисовать иллюстрации к сценкам, острым сюжетным эпизодам, в которых автор очертил облик героев, т.е. поначалу выбирая для устного рисования эпизоды, описанные автором так, что они дают опору воспроизводящему воображению.Затем пробуют развивать творческое воображение, поручая ученикам нарисовать портрет героя, не данный в тексте автором. И, наконец, как самое трудное задание – нарисовать пейзаж. Для зрительской реализации словесных образов нужны усилия творческого воображения учеников.Однако для эффективного развития творческих способностей учащихся формы осуществления устного словесного рисования должны от класса к классу постепенно усложняться, видоизменяться. Новые трудности, разнообразные в каждом случае задачи – условие эффективного применения этого приема в практике школьного анализа. Это приём сопоставления литературного текста с произведениями другого вида искусства. Сплав искусства на уроке создает в сознании учащихся яркий образ определенного явления.Рассмотрение, например, пейзажей при прочтении того или иного произведения о природе помогает детям глубже и ярче представить себе образ, передаваемый автором, его эмоциональное содержание. Это помогает в работе – сопоставляя средства изображения в литературе и в живописи, дети учатся видеть особенности литературного описания, тем самым обучаются навыкам устного словесного рисования.Сопоставление литературного текста с другими видами искусства помогают выявлению читательского восприятия, способствуют формированию собственного яркого представления, обучает критериям истинно художественного творчества, развивают стремление к самореализации. [29, с. 224]Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. Уроки с использованием информационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты. [31, с. 5–6]

Применение традиционных педагогических технологий в сочетании  с информационно-коммуникативными технологиями открывает перед учителем неограниченные возможности подбора  и структурирования учебного материала, следовательно, многообразие форм и  видов, методов и способов организации  учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их литературно – творческих способностей.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное  отношение к информационным знаниям  и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию  с использованием информационных технологий и мультимедиа – и Интернет-ресурсов. Компьютерные технологии предоставляют  целый спектр возможностей для нестандартной, творческой, а как следствие интересной для учащихся деятельности. Это могут  быть уроки презентации новых  знаний, уроки контроля знаний, различного рода исследовательские проекты. [36, с. 4]

Заключение

Рассмотрев различные  взгляды и концепции ученых на развитие литературно-творческих способностей учащихся, а также методы и приемы их развития, можно сделать вывод, что, развивая творческие способности  учащихся, педагог способствует формированию всесторонне развитой личности, обладающей высоким потенциалом творческого  мышления, легко ориентирующейся  в современном, постоянно меняющемся мире, умеющей находить правильные решения в жизненных нестандартных  ситуациях, имеющей конкретную цель, способной реализовать себя в  деле.

Литературное творчество является основой воспитания культуры человека, так как цель всех творческих заданий – направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его  души. Ценность творческих заданий  значительна и тем, что они  воспитывают в ученике обострённое  внимание к слову, самостоятельность  мышления.

Учащиеся, проникая в духовный мир героев, постигая их чувства, формируют  и воспитывают свои, пытаются объяснить  жизнь и её явления. А литературное творчество даёт возможность выразить себя и поделиться своими мыслями  и чувствами с окружающими.

Поэтому именно перед школой, перед учительством стоит задача подготовить подрастающее поколение  к жизни в быстроменяющемся мире, который предъявляет человеку всё  новые и новые требования. Это  значит: школа должна воспитать человека, способного самостоятельно мыслить, находить правильное решение в любой нестандартной  ситуации, готового к преодолению  жизненных трудностей. [26, с. 248]

Литературное творчество – это одно из проявлений развития личности. Оно требует от юного  автора совершенствования многих качеств: фантазии, наблюдательности, душевной чуткости, доброты, чувства юмора, любви  к поэзии и родной речи, упорства, трудолюбия. В связи с этим, литературное творчество может выступать как многофункциональное дидактическое средство: формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сфер); обогащения содержания образования, выступая средством обучения, привлекая внешкольный опыт учащихся; воспитания читателя, глубоко и эмоционально воспринимающего художественное произведение; формирования потребности в общении средствами искусства; преодоления изолированности между составляющими образовательно-воспитательной системы; осознания учащимися процесса обучения и получаемых знаний; оценки результативности обучения по всем направлениям: образование, развитие и духовно-нравственное воспитание.

Рассмотрение условий  развития творческих способностей школьников, позволяет, выделит пути реализации их развития в процессе изучения литературы в школе. Первый – организация  учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём  создания педагогических ситуаций творческого  характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к  художественно – творческой деятельности.

Литературно-творческая деятельность создает условия для совершенствования  одноименных способностей, являющихся неотъемлемой частью всесторонне и  гармонично развитой личности, специалиста  в любой профессиональной сфере; повышает качество функционирования профессионально  значимых психических свойств (восприятие, воображение, память, мышление и др.); формирует мотивацию на творческую деятельность; совершенствует умения, актуальные для литературно-творческой деятельности; воспитывает индивидуальность, самостоятельность, коллективизм, как  профессионально важные качества личности для дальнейших жизненных достижений. [2, с. 182]

Список литературы

1.  Андреев В.И. Педагогика  творческого саморазвития. Инновационный  курс. – Казань: Изд. – во Казан. Ун-та, 2006. – 342 с.

2.  Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 197 с.

3.  Бершадская Н.Р. и др. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 1986. – 233 с.

4.  Богданова О.Ю., Леонова  С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания  литературы: Пособие для студентов  и преподавателей: в 2 ч./ Под ред.  О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 1995. – 284 с.

5.  Богданова О.Ю. Развитие  мышления старшеклассников на  уроках литературы: Методика преподавания  литературы: Пособие к спецкурсу.  – М.: Просвещение, 1979. – 236 с.

6.  Богоявленская Д.Б.  Психология творческих способностей. Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

7.  Богоявленская Д.Б.  Пути к творчеству. – М.: Знание, 1981. – 96 с.

8.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

9.  Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.

10. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

 


Информация о работе Формирования творческих способностей учащихся в учебном процессе