Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить ….. то что вы называете целью является способом достижения цели. я в исследовании своеобразия творчества Р. П. Погодина в контексте детской литературы 60-х –70-е гг. XX века. Рассмотрение эволюции детских текстов позволяет выработать представление о жанрово-стилевой природе детской литературы выбранного периода.
с этого нужно начинать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Раздел 1. Проблемы изучения детской литературы……………………….…….
Выводы……………………………………………………………………………

Раздел 2. Погодин в литературно-критических исследованиях………………...
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 3. Детская литература1960 – 1970-х гг. в научном освещении.
3.1.Особенности развития детской литературы в период 1960-70-х гг….
3.2. Проза в детском чтении периода 1960 – 1970-х гг…………………
3.3. Журналы для детей периода 1960 – 1970-х гг………..…….
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 4. Художественное своеобразие творчества Р. П. Погодина
3.1. Жанровое своеобразие произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу»………………………………………
3.2. Своеобразие детских образов в произведениях Р. П. Погодина.
3.3. Эпоха 1970-х в произведениях Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»……………………….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota.docx

— 137.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА Р. П. ПОГОДИНА В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА 1960 – 1970-Х ГГ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

Раздел 1. Проблемы изучения детской литературы……………………….…….  
Выводы……………………………………………………………………………

 

Раздел 2. Погодин в литературно-критических исследованиях………………... 
Выводы………………………………………………………………………… 

Раздел 3. Детская литература1960 – 1970-х гг. в научном освещении.

3.1.Особенности  развития детской литературы в период 1960-70-х гг….

3.2. Проза  в детском чтении периода 1960 – 1970-х гг…………………

3.3. Журналы  для детей периода 1960 – 1970-х гг………..……. 
Выводы………………………………………………………………………… 

Раздел 4. Художественное своеобразие творчества Р. П. Погодина

3.1. Жанровое  своеобразие произведений Р. П. Погодина  «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу»………………………………………

3.2. Своеобразие  детских образов в произведениях Р. П. Погодина.

3.3. Эпоха 1970-х в произведениях Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»……………………….

Выводы……………………………………………………………………… 
Заключение……………………………………………………………………… 
Список использованной литературы…………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном литературоведении все более актуальными становятся проблемы детской литературы, ее особенностей, места в литературе в целом.

Настоящая работа посвящена изучению творчества советского детского писателя Радия Петровича Погодина, которое занимает почетное место в литературе для детей. Хронологические рамки исследования: 60-х –70-е гг. XX века. Такой выбор обусловлен тем, что этот период определяется не только сменой литературных направлений, течений или новых веяний в детской литературе, а эволюцией творческого сознания художников.

Р. П. Погодин обращается к глубокому постижению детской психологии, и это отражается на художественно полноценном изображении героя-ребенка. В своих произведениях он решает не только эстетические, но и педагогические, дидактические задачи. То есть расширяет представление об окружающем мире, помогает овладеть речью, прочувствовать красоту и выразительность родного слова. Прививает любовь к своей земле, народу, его традициям и веками накопленной мудрости, живой культуре – фольклору и искусству.

Стремление ребенка подражанию взрослым Погодин реализует при соединении вымысла и реальности. На сказочно-бытийной земле его герои формируются как высоконравственные личности, достигающие гармонии с миром внешним и миром внутренним.

Цель дипломной работы – выявить …..  то что вы называете целью является способом достижения цели.  я в исследовании своеобразия творчества Р. П. Погодина в контексте детской литературы 60-х –70-е гг. XX века. Рассмотрение эволюции детских текстов позволяет выработать представление о жанрово-стилевой природе детской литературы выбранного периода.

 с этого нужно начинать. Актуальность дипломной работы обусловлена новым подходом к рассмотрению текстов детской литературы периода 70-х годов: соединение бытовой повести и сказки. Выявление новых качеств в детской литературе 70-х гг

Задачи исследования:

  • Обобщить исследовательскую литературу о периоде …… истории детской литературы.
  • Выявить особенности данного периода в истрии русской детской литературы.
  • Выявить своеобразие содержания, образов….. кКОНКРЕТНО говорите и художественной структуры повести Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и сказки «Про жеребенка Мишу и его друзей»;

При решении обозначенных задач в исследовании были задействованы биографический, сопоставительный, формальный, структурный, интертекстуальный методы анализа художественного текста.

Объектом исследования детская литература (напишите период у меня клавиши западают)

Предмет данного исследования – своеобразие литературы Р. П. Погодина в контексте…...

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые предпринято системное исследование содержания произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей» в плане жанрово-стилевого анализа.

Теоретическое значение и практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в преподавании дисциплины «Теория литературы», «История детской литературы» при изучении тем «Современная детская литература», «Творчество Р. П. Погодина», «Образ ребенка в детской литературе» и др.

Источники материала: в качестве источника материала привлекались работы В. Я. Проппа, Л. В. Овчинникова, И. Н. Арзамасцевой и С. А. Николаевой и др., периодические издания журналов «Детская литература», учебные пособия по литературоведению, работы и статьи, посвященные творчеству Р. П. Погодина.

Содержание работы состоит из рассмотренных произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку», «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей» и других авторов рассматриваемого периода (Н. Носов, Э. Успенский, Т. Александрова, Ю. Коваль А. Лиханов, В Драгунский, В. Голявкин и др.).

Структура работы. Работа состоит из введения, в котором сформулированы цель, задача, актуальность проведенного исследования, его теоретическая и практическая значимость. Раздела №1, о проблемах исследования детской литературы. Раздела №2 о творчестве Р. П. Погодина. Раздела №3 о литературе, которая вошла в круг чтения ребенка, темы, проблемы, идеи. Раздела №4, который содержит практический материал проведенного исследования. Выводы по четырем разделам. Заключение с результатом проведенного исследования и списком использованных источников.

 

Раздел 1. Проблемы изучения детской литературы

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки А. С. Пушкина, Шарля Перро, В. Гауфа, Ганса Христиана Андерсена, братьев Я. и В. Гримм, а также «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта и многие другие. В связи с этим возникает понятие «детское чтение».

Конец XIX и XX века ознаменовались бурным расцветом массовой детской литературы, причем ведущей темой литературных произведений для детей стало – детство. Проблема детства уже на протяжении долгого времени занимает исследователей – и в таких уже традиционных для этой проблемы областях, как педагогика и психология, и в других науках, в том числе и в социологии. Положение детей в обществе, их социальный статус, их ценность для личности, семьи и общества в целом, соционормативные представления о возрастных свойствах, взаимоотношения детей со взрослыми, проблемы социализации детей – все это так или иначе становится предметом дискуссий, споров и изучения. Практически все современные исследователи соглашаются с тем, что те или иные изменения статуса детства, ценности детей в обществе происходят [1.]

В современных литературоведческих словарях и справочниках термин «детская литература» интерпретируется как: набор текстов, научная дисциплина, международная сфера бизнеса, средство образного познания мира, культурный феномен.

Специфика детской литературы не раз становилась предметом споров. Еще в средние века укоренилась мысль, что для детской аудитории писать нужно иначе. Литература для детей рассматривалась как педагогика в картинках, как разновидность массовой литературы (второсортной литературы).

Время от времени по поводу специфики детской литературы разгорались широкие дискуссии, в ходе которых вырабатывались более объективные требования к детской литературе. Так, в начале 70-х годов в дискуссии на страницах журнала «Детская литература» исходной точкой зрения стала мысль о детской литературе как особой форме общественного сознания. Критики и литературоведы признали, что существует свой путь художественного отображения мира в произведениях для детей.

Издатели и авторы стремились подчеркнуть своеобразное «равноправие» детской и «большой» литератур, привлекая внимание к необходимости серьезного, глубокого изучения феномена литературы для детей. Об этом же свидетельствует и то, что в журнале  увеличивается количество монографических статей, литературных портретов детских писателей.

В журнальных обзорах этого периода более отчетливо проявляется стремление  соотнести критерии оценки произведений с проблемой специфики детской литературы.

Например, И. Мотяшов в статье «Заметки о современной прозе для детей» пишет о необходимости занимательности в детской книге: «Вся практика классической мировой и отечественной детской литературы доказывает, что забота о занимательности отнюдь не праздная. Это была забота о том, чтобы книга работала. Занимательность нужна книге не ради читателя, она нужна ради самой книги». [9]

В номерах журнала за 1971-72-ой годы разворачивается дискуссия о специфике детской литературы. С. Сивоконь в статье «Не так все просто…» (1972, № 6), отвечая на выступления А. Курилова и А. Нуйкина, подчеркивает, что возникла необходимость напомнить о сути детской литературы, которая призвана, «опираясь на законы детского развития, детского художественного восприятия, помочь завтрашним взрослым вынести из детства все ценное, что оно может дать» [10].

То есть, критик возвращается к идее, высказанной В. Г. Белинским. Развивает идеи В. Г. Белинского и В. Бавина в статье «А все-таки она вертится…» (1972, № 8), где утверждается мысль о специфике природы дарования детского писателя, которая состоит в умении «видеть, чувствовать и понимать мир так, как видит, чувствует и понимает его ребенок» [11].

Автор статьи стремится уйти от умозрительности, которая, по ее мнению, характерна для статей оппонентов и аргументирует свою идею анализом произведений.   

Характерно, что С. Сивоконь в своей статье призывает привлечь к дискуссии работников детских и школьных библиотек, учителей, воспитателей, родителей, утверждая, что они «гораздо больше конкретного сообщат по этому предмету» [12].

Определенная перекличка с этим призывом возникает в статье И. Чернявской, которая указывает на необходимость опираться при определении специфики детской литературы на знание особенностей психологии и эстетических возрастных норм. Все это свидетельствует о том, что возникают попытки развернуть изучение специфики детской литературы на подлинно научной основе.

О стремлении журнала «Детская литература» задать определенную планку изучения литературы для детей свидетельствует и статья Н. Банк «Критика детской литературы сегодня». Автор статьи, констатируя появление большого количества книг и статей по вопросам детской литературы, в то же время указывает на то, что «многие книги и статьи о детской литературе, даже из числа лучших, ограничиваются исследованием нравственной проблематики произведений», что «не освобождает критика от необходимости говорить о художественном своеобразии прозы, поэзии, говорить не вскользь и не в скобках» [13].

В последние годы научно-критическое осмысление феномена детской литературы идет через привлечение данных других наук – не только фольклористики, литературоведения, но и психологии, педагогики, социологии, культурологии. Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно признать следующее: детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого:

  • доставлять читателю-ребенку эстетическое наслаждение;
  • способствовать формированию его личности;
  • доступными языковыми средствами сообщать ребенку информацию.

В связи с тем, что в современное культурное сознание вошло представление о самоценности детской культуры и составной ее части – литературы, можно смело утверждать, что детская литература как любой другой вид искусства многофункциональна. 

Ю. И. Ковалев в первом томе «Литературоведческой энциклопедии различает «детскую литературу» и «литературу для детей» и даёт толкование: «Детская литература – устная и письменная словесность, сотворенная детьми. Ей принадлежат непосредственно связанные с игрой разные жанры фольклора. Детская литература имеет синкретический характер, специфическую художественную форму с тяготением к    ритмизированному говорению, словотворчеству, раскованному фантазированию. Понятие «детская литература» охватывает также первые пробы пера юных начинающих (поэзия, проза), опубликованные в периодике для детей»[2.].

В «Лексиконе общего и сравнительного литературоведения» Л. Сердюк подает другое толкование, считая, что «детская литература – художественные, научные, научно-популярные произведения, которые написаны для детей. Зачастую в это понятие включаются произведения «взрослой» литературы, навсегда вошедшие в круг детского чтения»[3]. Исследовательница В. Вовк «Понятие детской литературы и ее художественная специфика» отмечает конкретные черты детской литературы: «... это художественная литература, в основу которой заложен игровой, приключенческий, познавательный и дидактический принципы, когда реальное и фантастическое взаимосвязаны и взаимодействуют. Специфика детской литературы заключается в умении художника запечатлеть и даже сделать видимой для реципиента любой возрастной категории самой природы ребенка, а через нее указать на ошибки и недостатки взрослого мира»[4]. 

Информация о работе Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.