Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить ….. то что вы называете целью является способом достижения цели. я в исследовании своеобразия творчества Р. П. Погодина в контексте детской литературы 60-х –70-е гг. XX века. Рассмотрение эволюции детских текстов позволяет выработать представление о жанрово-стилевой природе детской литературы выбранного периода.
с этого нужно начинать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Раздел 1. Проблемы изучения детской литературы……………………….…….
Выводы……………………………………………………………………………

Раздел 2. Погодин в литературно-критических исследованиях………………...
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 3. Детская литература1960 – 1970-х гг. в научном освещении.
3.1.Особенности развития детской литературы в период 1960-70-х гг….
3.2. Проза в детском чтении периода 1960 – 1970-х гг…………………
3.3. Журналы для детей периода 1960 – 1970-х гг………..…….
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 4. Художественное своеобразие творчества Р. П. Погодина
3.1. Жанровое своеобразие произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу»………………………………………
3.2. Своеобразие детских образов в произведениях Р. П. Погодина.
3.3. Эпоха 1970-х в произведениях Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»……………………….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota.docx

— 137.61 Кб (Скачать файл)

Для изданий 70-х гг. характерна высокая степень «иллюстрационной обработки». В книгах  для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста иллюстрации удачны в художественном исполнении, хорошо связаны с текстом и занимают более половины объема.

Некоторые серии иллюстраций, признанные «классическими», помещались в изданиях на протяжении многих лет (например, иллюстрации В. М. Конашевича к «Сказке о Золотом Петушке» А. С. Пушкина или к «переводам английских детских песенок» С. Я. Маршака).

Для иллюстрирования русских народных сказок, особенно о животных, необходимость «красочности» не очевидна.

В. А. Бахтина отмечает, что русская сказка о животных «совершенно лишена природных сказок»[1].

При описании персонажей сказок употребляются привычные цветовые характеристики: «серый волк» или «рыжая лиса». Некоторые обороты, ставшие привычными, как «петушок-золотой гребешок» – не подтверждаемые реальными окрасками животных и птиц, зачастую при иллюстрировании игнорируются.

Окружающий пейзаж практически никогда не описывается «в цвете». Он остается нейтральным и на иллюстрациях.

 

Выводы

Советская детская литература является посредником между двумя эпохами, поэтому темы и проблемы, затрагиваемые детскими писателями этого периода особенно интересны.

С. Я. Маршак: «Литературный критик должен сочетать в себе философское мышление, хороший вкус и серьезное знание своего предмета. Однако, люди, пишущие о детской литературе имеют свой узкопрофессиональный жаргон или, вернее, шифр подобный дыму» [15].

Детские авторы периода 1960 – 70-х гг. при написании своих произведений стали прислушиваться не только к мнению учителей, педагогов и родителей, но и стали слушать детей, учитывать их мнение и интересы. Ум ребенка и способность его восприятия отличаются от ума взрослых. Поэтому мнение взрослых при анализе произведения для детей не может служить критерием для оценки пригодности книги для детей. Это связано с тем, что жизненные интересы ребенка мало похожи со взрослыми: что волнует детей или смешит их, может показаться глупым для взрослых.

Художники детского слова глубоко проникают в хрупкую душу ребенка и открывают перед нами ее тайники, показывая глубокую разницу в воззрениях и интересах детей и взрослых.

В произведениях для детей все отчетливее прорисовываются элементы фольклористики, психологии, социологии, культурологии. Все большую популярность завоевывает теория архетипов, как общих идейно-образных структур, воспринимаемых неискушенным сознанием.

Для детей сказка – первый по значению жанр. К форме сказки обращались: Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей», Э. Успенский в повестях-сказках «Крокодил Гена и его друзья» и «Дядя Федор, пес и кот», «Вниз по волшебной реке». Сказка Р. Погодина «Книжка про Гришку». Повесть «Недопесок» Ю. Коваля о побеге песца Наполеона из рабства зверофермы. Книги Т. Александровой о приключениях Домовенка Кузи. Сказки Б. Заходера. «Ежик в тумане», «Как Львенок и Черепаха пели песню» С. Козлова и многие другие.

Популярность этих книг обусловлена не только галереей ярких образов, но и возможность увидеть «серьезное» через призму «несерьезного». Детские авторы иносказательно выражают свое отношение к взрослым проблемам одиночества и свободы.

В 1970-е гг. ценилась не только сказка, но и достоверность в изображении мира детства. Поэтому круг чтения значительно расширили книги «О ребятах и для ребят».

Реалистичные рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина, В. Крапивина о повседневной жизни мальчишек и девчонок, их радостей и печалей, общение со сверстниками, учителями, родителями. В героях этих историй читатель может найти себя, соседа по парте, друга и от души посмеяться над забавными случаями из жизни этих ребят. Эти рассказы содержат не только развлекательную сторону с игровым началом и мягким юмором, но и подчеркивают важность личности ребенка, которая практически незаметна в мире взрослых. В младшем школьном возрасте очень сложно доказать свою значимость, поэтому ребята переживают свою драму равносильную драмам взрослых, однако внешне это воспринимается как комедия.

Важные темы, а потому актуальные о проблемах взаимоотношений ребенка и взрослого затрагивали А. Лиханов, В. Крапивин, Р. Погодин. Социально-бытовые, социально-психологические, собственно психологические повести отразили проблемы времени. Неблагополучие семейного существования, недопонимание «отцов» и «детей», которое приводит к разрушению идеального микромира ребенка, не ломает его внутренний стержень, а наоборот – писатели показывают, как борются их юные герои. Рост самосознания, становления характера, обретение решительности и готовность к борьбе с собственными страхами – путь к взрослению. 

Рассмотрев произведения упомянутых выше писателей, можно сделать вывод, что детская литература 1960 – 70-х гг. вобрала в себя лучшее из художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности, и является областью искусства, функцией которого стало – доставить ребенку эстетическое удовольствие и способствовать формированию его личности.

 

Раздел 4. Художественное своеобразие творчества Р. П. Погодина

4.1. Жанровое своеобразие произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»

Проза Р. П. Погодина сочетает в себе два элемента: эстетическую и педагогическую составляющую. Писатель опирался на принципы правдивого изображения жизни, развития разума и чувства ребенка, а также привития любви к прекрасному. Для достижения этих целей Р. Погодин, писавший в русле реализма (повесть «Ожидание», сборник рассказов «Кирпичные острова», «Муравьиное масло» и др.) обращается к нравственно-этическим формам сказки.

Повесть-сказка – средний повествовательный жанр. Ей характерен большой объем, большой набор средств для характеристики героев, как главных, так и второстепенных, сосредоточенное внимание на характерах героев и событиях.

«Книжка про Гришку» – повесть-сказка, которая ставит перед читателем сложную задачу: необходимо разобраться  в чем счастье – в полете, умении удивляться или ударе без промаха? Зачем нужна становая ось и где находится Весенняя Земля.

Жанровые особенности, которые роднят повесть со сказкой – нравственные ценности героев, заложенные в сказочных повестях.

Для сказок характерны такие особенности, как: зачин, усложнение сюжета, многособытийность, преобладание волшебных героев, использование выразительных средств языка, концовка.

Зачин у Погодина отличается от традиционного сказочного. Русская народная сказка «Окаменелое царство», начинается словами:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был солдат…».

В повести «Гнижка про Гришку» зачин «передвинут». Мы сразу знакомимся с главным героем:

«Гришка был довольно высокий для своего возраста, но очень тощий, как если бы написать его имя заглавными буквами в столбик».

 А основная история начинается лишь с момента попадания Гришки в «красивую новгородскую деревню Коржи». Именно там развиваются основные события повествования.

В сказке Погодина «Про жеребенка Мишу» зачин больше похож на традиционный:

«В городе Новгороде проживал один жеребенок…».

Сказочное двоемирие.

В волшебных сказках существует мир «реальный» и «ирреальный», «свой» и «чужой», «добро» и «зло». Переход героя из одного мира в другой происходит тогда, когда он покидает привычную среду – родную землю, дом.

Сказка «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо»: «Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине с Чудом-Юдом сражаться».

Сказка «Иван Царевич и Серый Волк»:

«Иван Царевич отправился за тридевять земель на поиски Жар- птицы».

В сказке Р. Погодина «Про жеребенка Мишу и его друзей» нет четкой границы между мирами. Автор вначале произведения указывает на особенность города Новгорода, в котором проживает жеребенок, которому положено быть, например, в «деревне Коржи». Подтверждает необычность места, где разворачивается действие сюжета так:

«Жеребенок с мышонком дружить не станет: жеребенок вон какой большой, а мышонок вот какой маленький.  Согласен. В других городах конечно, в других городах так. Но в нашем городе всякое чудо произойти может».

Однако, в этом, и без того волшебном городе, где все животные, птицы и даже реки разговаривают, находится место еще большим чудесам: оживает рисунок с веселым зверем Индриком и появляются незримые для чужих глаз маленькие человечки – мормыши и шныри, которые знают, где находится волшебное озеро, ведущее в иномирие.

В «Книжке про Гришку» отчетливо можно выделить мир реальный – город Новгород и мир волшебный – деревня Коржи. Также, в повести существует место для третьего мира, который зовется Весенней землей, в ней находятся уже упомянутые выше мормыши, а также кислопуты – крапивные человечки и углепуты, живущие в кузнице.

Мормыши, шныри, углепуты и кислопуты отсутствуют в русских народных сказках. Но по своим функциям мормыши и кислопуты похожи на леших, а шныри и углепуты (золовики) на домовых или банников.

Русские народные сказки «Иванушка и домовой», «Леший», «Василиса Прекрасная».

Усложнение сюжета – черта, характерная для волшебной сказки. У героя появляется задача, которую он старается выполнить, но достижение цели проходит через ряд испытаний, которые усложняют сюжетную линию.

Так в русской народной сказке «Никита Кожемяка» перед героем-богатырем ставится задача освободить землю русскую от Змея.

Перед жеребенком Мишей нет определенной цели. Его случай приводит к новым знаниям, друзьям и чудесным событиям таким, как защита клада от разбойников или вызволение мамонтенка Гдетыгдеты из тыквы.

Герой повести «Книжка про Гришку» напротив имеет перед собой конкретную цель – найти путь к Весенней Земле. Но попасть туда под силу только тем, кому подвластен груз красоты и смятения. В этом Гришке помогают сказочные герои – говорящие животные и птицы (воробей Аполлон Мухолов, карась Трифон, конь Трактор и другие) и реальные – дядя Федя, художник Мартиросян и другие. Постепенно набираясь ума-разума Гришка приходит к осознанию собственной важности в мире взрослых.

Традиционным для сюжета является наличие героев-антагонистов. В повестях-сказка Р. Погодина нет резко отрицательных персонажей, но есть те, кому главные герои помогают измениться в лучшую сторону, победив при этом «зло».

В «Сказке про жеребенка Мишу» это хулиган Вовка Попугаев, который обзывается, пугает птиц в лесу игрушечным, но очень «громким» ружьем, пытается похитить клад и стреляет в зверя Индрика.

В «Книжке про Гришку» – задира козел Розенкранц. Он бодает прохожих, дырявит автомобильные покрышки, несправедливо обижает всех, кто не в силах дать отпор. Обладает «отвратительным характером».

Погодинского хулигана можно сравнить с былинным Соловьем-разбойником, чей образ является общим для всех разбойников, которые наносили немалый ущерб народу.

Если в сказке Илья Муромец побеждает Соловья физической силой, то герой Погодина побеждает умом, предлагая Розенкранцу «честный бой». Одержать победу над козлом Гришке помогает его друг Валерий Пестряков. Мальчик, который осенью идет в первый класс, но уже обладает даром «удара без промаха». В сказках «Иван Царевич и Серый Волк» и «Кощей Бессмертный» на выручку приходят друзья.

Отличительная черта сюжета волшебной сказки – многособытийность. Положительный герой должен пройти массу испытаний. В русской народной сказке «Кощей Бессмертный», Иван Царевич преодолевает не одно испытание: он сдвигает огромный камень с горы, отыскивает яйцо, в котором  спрятана смерть Кощея и наказывает братьев, проходя при этом обряд инициации.

Повести Погодина не содержат ряд препятствий, которые необходимо преодолеть при помощи физической силы, ловкости и умения. Мишу и Гришку ведет случай, который требует от них силу духа, верность, уважение, искренность. Каждый их день содержит событие, которое приближает их к определенной цели – взросление. Для жеребенка Миши каждый день несет какое-то событие по-своему грандиозное. Сначала он учится у черепахи видеть детали, разглядывать их поближе.

Черепаха: «Что для тебя цветы? Трава, которую можно жевать на ходу. А на самом деле каждый цветок – это откровение».

Затем ищет себе фамилию, ведь «Чьим-то быть лучше». Поэтому Миша становится Речкиным, а Речка Мишиной.

Потом Миша находит нового друга – мышонка Терентия и вместе с ним спасает древний клад от разбойников.

Для того, чтобы попасть в Весеннюю землю, Гришке необходимо «вырасти над собой». Для этого ему нужно понять, что такое счастье – удар без промаха в широком смысле, умение удивляться или что-то другое. Что такое ум? Удар без промаха в широком смысле или умение, а может «ум – это мечта живая» или «все, вместе взятое и кое-что еще».

Мудрый волшебный помощник и даритель карась Трифон говорит Гришке:

«То самое кое-что еще у тебя имеется, а остальное придет потихоньку».

Информация о работе Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.