Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить ….. то что вы называете целью является способом достижения цели. я в исследовании своеобразия творчества Р. П. Погодина в контексте детской литературы 60-х –70-е гг. XX века. Рассмотрение эволюции детских текстов позволяет выработать представление о жанрово-стилевой природе детской литературы выбранного периода.
с этого нужно начинать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Раздел 1. Проблемы изучения детской литературы……………………….…….
Выводы……………………………………………………………………………

Раздел 2. Погодин в литературно-критических исследованиях………………...
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 3. Детская литература1960 – 1970-х гг. в научном освещении.
3.1.Особенности развития детской литературы в период 1960-70-х гг….
3.2. Проза в детском чтении периода 1960 – 1970-х гг…………………
3.3. Журналы для детей периода 1960 – 1970-х гг………..…….
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 4. Художественное своеобразие творчества Р. П. Погодина
3.1. Жанровое своеобразие произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу»………………………………………
3.2. Своеобразие детских образов в произведениях Р. П. Погодина.
3.3. Эпоха 1970-х в произведениях Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»……………………….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota.docx

— 137.61 Кб (Скачать файл)

Измерить время, жизнь человеческую Погодин хотел бы неисторическими событиями, не биографическими датами, а рождением ребенка. Герою рассказа «Леший», входящего в цикл «Где леший живет?», Кузьме Прохорову довелось пережить многое: Первую мировую войну, раскулачивание, лагеря и новую Великую войну. Однако рядом с мальчишкой-сиротой Володькой он приходит к пониманию времени не через эти вехи, а через детство: «Будь у меня взаправду сын, будь у меня внук, было бы мне за что уцепиться в быстротекущем времени, не топило бы оно меня, не ломало. Наверное, только благодаря детям человек принимает перемены своего бытия если и без благодарности, то без страха и без обиды, потому что дети и есть плоть времени и его суть...».

Ребенок с его естественным эгоцентризмом «присваивает» окружающий мир, а взрослые — Кузьма Прохоров, бабушка Вера, дед Савелий — отдают себя детям. Процесс же взросления заключается в том, что чувство собственности переплавляется в чувство ответственности. Рождается сестра — и меняется Сенька, перестает понимать он язык зверей и птиц. Меняется и родная деревня Малявино. Идет война, и земля уже видна вглубь — на глубину окопа. Углубляется детская душа, созревает раньше тела, готовая растечься через глаза, огромные на маленьком лице. Р. Погодин показывает, что детство ничего не пропускает мимо себя: любовь и смерть, мир и войну дети воспринимают с той же остротой, что и взрослые. Взаимоотношения детей и взрослых (особенно пожилых) постоянно в поле зрения писателя. Объединяет стариков и детей их положение «на меже» жизни, дающее возможность не торопясь разглядеть малое, задуматься о большом.

«Книжка про Гришку» (1974) — небольшая повесть в рассказах — интересна созданием образного мира, в котором пяти-шестилетний ребенок чувствует себя на равных не только со своими сверстниками, со взрослыми, но и со зверями и птицами. Все герои разговаривают между собой, причем по большей части по главным вопросам жизни. Например, в шутку и всерьез говорят о счастье, о душе. Дошкольник Гришка и его друзья Лиза и Валерка, дядя Федя и художник Мартиросян, воробей Аполлон и конь Трактор и еще многие другие входят в единое мыслящее сообщество. Писатель приподнимает каждого из положительных героев, сообщает каждому, в том числе маленькому Гришке, мысли и переживания самого благородного свойства. Только девочка Лиза и дядя Василий лишены возможности включиться в счастливое единство: Лиза — из-за того, что не умеет удивляться и, как следствие, холодна душой, а дядя Василий — из-за потерянной когда-то «гайки» (метафора самодисциплины).

Умение изъясняться на языке развернутых метафор проявляется в полную силу в одном из лучших рассказов Погодина —  «Лазоревый петух моего детства».

Адресованный взрослым, рассказ раскрывает важнейшую для писателя мысль: «детство сильнее любви», поэтому только детство не исчезает насовсем.

Повесть «Где ты, гдетыгдеты?» имеет подзаголовок «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей». Это произведение представляет собой характерный для Погодина сплав социально-бытового повествования, философско-фантастической притчи и волшебной сказки. Рассказ написан для читателей-малышей. Своих героев автор поселил в старинном Новгороде — городе чудес, где разгуливают говорящие животные и является загадочный зверь Индрик. Жеребенок Миша, мышонок Терентий — аллегорические воплощения раннего детства. Жеребенок Миша, как и Гришка из «Книжки про Гришку», любит размышлять, например «над вопросом, почему понятное вдруг становится не понятным». Любит он и бегать вокруг холма, и искать что-то («А может быть, холм для того и стоит, чтобы оно было — что-то там, за холмом?»). Мышонок Терентий однажды находит выход из родного подземелья наружу, в город, — к приключениям и открытиям. Постепенно герои обретают все больше друзей, все сложнее становятся их взаимоотношения с миром.

Представим, что мы только что побывали в стране, в стране Радия Погодина, в этом его удивительном и непростом мире. Границы этой страны открыты для всех. Она доступна тем, у кого глаза все примечающие, ум острый и неугомонный, кто, когда ему больно, поет песни, кто не считает тяжелой ношей чувство справедливости и у кого щеки не разучились загораться от стыда. Особое предпочтение людям веселым – не от беззаботности или бездумья веселым, а от чистой совести. [5]

Ощущение личного присутствия, когда написанное словно бы отделяется от бумаги, превращается в объемное изображение и мы можем не только любоваться картиной, но и как бы войти в нее, стать действующей частью ее пейзажа, – такое чудо способен совершить только истинный художник. Поэтому-то я и предложил вам к метафорическому слову «страна» отнестись как к реальности. Давайте ездить и ходить пешком, давайте удивляться и радоваться. Просторы в этой стране огромные, как в самой России.

Но назвать только Ленинград, Черное море и Новгородскую землю значит сильно сузить просторы страны Погодина. Потому что есть в этой стране еще одна – Весенняя земля, и забывать о ней ни в коем случае нельзя. Попасть в нее хочет всякий, но не всякий может. Герой «Книжки про Гришку» спрашивает художника-живописца Мартиросяна:

  – Вы знаете, где Весенняя земля?

– Знаю, - ответил художник.

– Почему же вы другим не говорите, как туда попасть?

– По той дороге, по которой я шел, уже никто туда попасть не сможет. Туда каждый свою дорогу ищет.[6]

Память и мечта об этой земле нужна всякому человеку. Недаром, когда Гришка размечтался о ней: «Найти бы», художник Мартиросян воскликнул радостно: «Вот так. Хорошо. Теперь ты сам на себя похож. В самый раз писать красками». [6]

Что же такое Весенняя земля? Это и изначальная родина человека, и в то же время земля будущего, земля послезавтрашнего дня. «Вдруг земля расступилась, образовав котловину. Над котловиной, как ручка у лукошка, полного ягод, стояла радуга. Словно выкрошились из нее осколки и упали, покрыв котловину бисером. Это была роса.

<…>Гришка шел по котловине, и возникало в его душе ощущение цвета и звука, света и тени, сливаясь в простое слово – Родная Земля. И как бы заново нарождались в Гришкиной голове слова, такие, как «радость», «щедрость», «великодушие». А такие слова, как «слава», «триумф», «непреклонность», перед которыми Гришка раньше робел, как бы растушевывались, теряли четкие очертания». [6]

Сегодня Гришка еще только предчувствует свою Весеннюю землю, только делает первый шаг навстречу к ней. Но он, несомненно, из тех, кто однажды ее найдет, потому что умеет увидеть красоту окружающего и удивиться ей.[5].

Рассказы в этой повести совсем короткие, но с глубоким и серьезным подтекстом, что позволяет многие из них назвать притчами. Несмотря на детскость сюжетов, вопросы, в них поставленные, могут дать пищу для размышлений и взрослому читателю.

 

Выводы

Детская литература – одна из самых органических частей общей литературы, и по своей натуре является специфичной, поскольку  выступает в роли воспитателя, она формирует личность ребенка.  Детская литература – это первое, что становится одной из самых важных ступеней в процессе развития и воспитания ребенка. Именно здесь находятся ответы на многие вопросы, которые тревожат детские умы, а персонажи со страниц помогают сформировать правильное и своевременное миропонимание и мироощущение.

Многие писатели обращаются  к оригинальным жанровым формам. На основе восточной литературной традиции, экспериментируют и обогащают мир детской литературы новаторскими идеями.

В детской литературе 60-70-х гг. наметилась своеобразная «диффузия» жанров. Стирались чёткие границы между художественной прозой и научно-художественной, научно-популярной литературой.

В классической детской литературе выделяют коммуникативную цепочку автор – текст – читатель (ребенок). А в работах Погодина появляется дополнительный четвертый участник цепочки. Сочинитель – взрослый посредник. Неофициальный адресат, которым становится взрослый читатель. 

Творчеству Погодина присущ широкий диапазон тем, форм, читательской направленности: у него есть книги для дошкольников («Петухи», «Сказка про зверя Индрика») и адресованные взрослым читателям («Осенние перелеты»), повесть о войне «Живи, солдат» и многочисленные произведения о мирной жизни, реалистическая повесть с условным элементом «Красные кони» и сказочные повести «Шаг с крыши», «Про жеребенка Мишу», «Книжка про Гришку» и другие. Для стиля Погодина характерно сочетание разноплановых начал: лирики и юмора, трагического и комического, прямых и косвенных форм психологизма с бытовой сюжетностью, зоркости и наблюдательности детского взгляда со способностью мудро осмыслить увиденное. Исследованию представляется особый интерес соединения писателем двух жанров: сказки и бытовой повести. Удачное использование жанровых средств воздействия на читателя всех возрастов позволяет обеспечить наилучшее усвоение содержания книги, правильное ее понимание, умелое применение полученных знаний.

 

Раздел 3. Детская литература1960 – 1970-х гг. в научном освещении

3.1. Особенности развития детской литературы в период 1960-70-х гг.

В литературе для детей и юношества послевоенного периода действовали противоречивые тенденции. Как и всё искусство, детская литература 40-х – 1-й пол. 50-х гг. пережила период бесконфликтности и фальсификации действительности. Непременными чертами многих произведений на военно-патриотическую тему были пионерская романтика, плакатная образность и сентиментальность.

Получили распространение  школьные повести, где жизнь детей представала чрезвычайно приукрашенной, а художественные задачи вытеснялись примитивной дидактикой. Однако в это же время создавались произведения иной направленности, более соответствовавшие реальности и потребностям юного читателя. В этом смысле официальная педагогическая установка на формирование гармонической, высоконравственной личности ориентировала детскую литературу на общегуманистические ценности, развитие любознательности и расширение кругозора юношества. Демократические перемены в общественной жизни страны в середине 50-60-х гг. открыли перед писателями новые творческие возможности.

Многие писатели обратились к опыту русской классики и фольклора. Отражая в книгах трудности и противоречия своего времени, они стремились проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его подлинные потребности, радости, огорчения. Внешний, событийный сюжет или вообще утрачивал значение, или становился средством раскрытия духовных конфликтов в повседневной жизни.

Человек и история, человек и общество, человек и природа — так можно обозначить три узловые проблемы в литературе 60 — 80-х годов. В освещение первой из этих проблем в книгах для маленьких наибольший вклад внес С. Алексеев, создавший целый художественный мир русской истории. Второй проблеме посвящали свои произведения А. Алексин, В. Железников, Н. Дубов, А. Лиханов, углубившие представления о детской психологии и социальных противоречиях детства. О третьей проблеме, приобретающей сегодня все большее значение, много писали Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Ю. Дмитриев, Н. Романова, В. Чаплина, И. Акимушкин.

Непривычная художественная форма показалась литературно-педагогической критике психологически слишком сложной для восприятия ребёнка или подростка. Но произведения Ф. А. Вигдоровой, В. В. Голявкина, М. С. Бременера, В. К. Арро, С. М. Георгиевской, А. И. Мусатова были рассчитаны на читателя, готового к усилию мысли и напряжению чувств. Они помогали его взрослению. Бескомпромиссным взглядом оценивал современную действительность в своих книгах Н. И. Дубов («Мальчик у моря», «Сирота», «Горе одному», «Беглец»). Его юные герои проходят трудный путь становления, но они не одиноки, рядом с ними оказываются старшие, живущие по законам совести, готовые прийти на помощь словом и делом.

В иной манере – забавно о серьёзном – писали свои книги H. H. Носов («Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки и его друзей» и др.), Ю. В. Сотник («Белая крыса», «Про наши дела»), Ю. Хазанов («Мой марафон»), В. Медведев («Баранкин, будь человеком!»), В. Ю. Драгунский («Денискины рассказы»). Юмор положения не становился здесь самоцелью, а помогал исследовать многообразие жизни, раскрыть характер героя.

Как продолжатели традиций отечественной прозы, привносящие в книги для детей и подростков свойственные ей внимание к проблемам совести, психологизм, точность реалистического художественного слова, получили известность А. Я. Бруштейн («Дорога уходит в даль»), А. Г. Алексин («А тем временем где-то...», «Поздний ребёнок», «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества», «Сигнальщики и горнисты»), А. А. Лиханов, Р. М. Достян, Ю. Я. Яковлев.

Примечательным явлением в детской литературе 80-х гг. стала повесть В. К. Железникова «Чучело», оспаривающая укоренившуюся точку зрения, согласно которой коллектив всегда прав. Здесь правда оказывается на стороне девочки, противопоставившей своё нравственное отношение к жизни жестокости и бездушию своих сверстников.

Многие писатели обратились к оригинальным жанровым формам. На основе восточной литературной традиции Л. Соловьёв создал «Повесть о Ходже Насреддине», полюбившуюся читателям разных возрастов. Мастерское использование приёмов модернистской прозы отличает повесть о послевоенном детстве Е. Дубровина «В ожидании козы». Эстонский прозаик Я. Раннап построил едкую и смешную сатирическую повесть о школе «Агу Сихвка говорит правду» в форме серии объяснительных записок, где юный озорник ехидно подражает стереотипам речи и мышления взрослых.

Одновременно развивалась манера приподнято-романтического изображения действительности (А. А. Кузнецов, Ю. И. Коринфц, Р. П. Погодин, Ю. И. Коваль, эстонский писатель X. Вяли). В произведениях В. Мухиной-Петринской, 3. Журавлёвой, В. П. Крапивина, украинского прозаика В. Близнеца передано то естественно-праздничное, поэтическое переживание бытия, которое свойственно многим впечатлительным натурам в детстве и отрочестве. Романтический оттенок присутствует также в исторических произведениях Ал. Алтаева и Шишовой.

Информация о работе Своеобразие творчества Р.П. Погодина в контексте детской литературы периода 1960 – 1970-х гг.