Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:40, курсовая работа
Цель дипломной работы – выявить ….. то что вы называете целью является способом достижения цели. я в исследовании своеобразия творчества Р. П. Погодина в контексте детской литературы 60-х –70-е гг. XX века. Рассмотрение эволюции детских текстов позволяет выработать представление о жанрово-стилевой природе детской литературы выбранного периода.
с этого нужно начинать.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Раздел 1. Проблемы изучения детской литературы……………………….…….
Выводы……………………………………………………………………………
Раздел 2. Погодин в литературно-критических исследованиях………………...
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 3. Детская литература1960 – 1970-х гг. в научном освещении.
3.1.Особенности развития детской литературы в период 1960-70-х гг….
3.2. Проза в детском чтении периода 1960 – 1970-х гг…………………
3.3. Журналы для детей периода 1960 – 1970-х гг………..…….
Выводы…………………………………………………………………………
Раздел 4. Художественное своеобразие творчества Р. П. Погодина
3.1. Жанровое своеобразие произведений Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу»………………………………………
3.2. Своеобразие детских образов в произведениях Р. П. Погодина.
3.3. Эпоха 1970-х в произведениях Р. П. Погодина «Книжка про Гришку» и «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей»……………………….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Из этого следует, что произведения, написанные для детской аудитории, имеют двойную направленность, и именно это привлекает особое внимание литературоведов к изучению этого сегмента литературы.
Современное понятие о детской литературе имеет два уровня значений. Первое – обиходно-бытовое, когда детской литературой называют все произведения, которые читают дети. Однако литературоведы называют это «детским чтением».
В рамках научной классификации, предложенной И.Н. Арзамасцевой и Н.А. Будур различают три вида произведений. К первому виду относятся произведения, прямо адресованные детям. Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей. Третий вид произведений – это произведения, сочинённые самими детьми. [5].
М. Славова – исследовательница болгарской детской литературы – утверждает, что возрастной критерий в детской литературе моделирует особый тип эстетической коммуникации между писателем (взрослый) и реципиентом (ребенок), когда взрослый актуализирует детское в себе и стремится к творческой реализации через детский код , а ребенок становится «соавтором» с решающим голосом при выборе репертуара и стратегий текста, обеспечивающих его «потенциал восприятия». Позиция ребенка в тексте прослеживается с помощью «ролевых игр» автора, а позиция взрослого – использованием детского опыта и формированием художественного образа на основании представлений писателя о детском видение мира [8].
Этот «детский аспект» и определяет протоэстетическую специфику детской литературы.
Кроме классификации И. Н. Арзамасцевой существует деление произведений на устное творчество и письменно-книжную литературу.
Классифицировать детскую литературу можно и по родам (эпос, лирика, драма), и по жанрам. При такой классификации следует помнить о трансформации обычных жанров – романа, повести, рассказа, поэмы, комедии, драмы и т.д., – когда они «попадают» в сферу литературы для детей. Влияние сказки на поэтику жанров приводит к появлению различных жанровых модификаций – повесть-сказка, новелла-сказка, поэма-сказка. Произведения имеют двуплановое значение, «детский» и «взрослый» планы перекликаются, образуя диалогическое единство внутри текста. Лирическая поэзия и лироэпические жанры явно тяготеют к фольклоризму. Эпические жанры исторической и нравственно-социальной тематики испытывают влияние со стороны классической повести о детстве.
Особенностью детской литературы является то, что она представляет собой органическое слияние законов искусства и педагогики, динамизм, доходчивость, сюжетность, занимательность.
Для текстов детской литературы присуще быстрое, интересное развитие фабулы, которая основывается на разгадывании какой-нибудь тайны или преодолении препятствий. Этим можно объяснить популярность книг о юном волшебнике современной британской писательницы Дж. Роулинг, получивших признание и ставшими бестселлерами, породившими тексты-клоны («Таня Гроттер»), которые вместе с детективами («Перси Джексон и похититель молний»), повестями для девочек («Муни Витчер») составляют основной массив детской литературы начала ХХ века. Характерными чертами таких произведений являются:
Вкус читателя-ребёнка накладывает отпечаток не только на всю систему жанров в литературе для детей, но и формирует новый подход к созданию произведения, соотношения в нём основных функций искусства. «Дети жаждут счастливой развязки, требуют правдивости даже в сказочно-фантастических произведениях, они очень чутки к этической позиции автора-повествователя и ждут от него одобрения мира детства, допуская благожелательную критику частных недостатков» [5].
Круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его состав зависит от множества факторов. Изменяются исторические условия, а вместе с ними происходят изменения социальных, религиозных и семейных традиций детского чтения. Меняются идеологические установки, художественные вкусы, обновляются программы воспитания и образования, и в связи с этим поразному формируются домашние библиотеки. Интересы детей всегда выходили за пределы произведений, им непосредственно адресованных, поэтому круг чтения детей постоянно пополняется произведениями из взрослой литературы. Вопросы о законах и путях освоения детьми произведений из взрослой литературы ещё мало исследованы. Вполне очевидно, что появление в круге детского чтения взрослой литературы есть неизбежный процесс, без которого «невозможно духовное «кровообращение» в едином мире детей и взрослых», – отмечает В.В. Давыдов [7].
История изменений, которые произошли в круге детского чтения стали неотъемлемой частью истории и культуры. Литература для детей проходит путь развития, который согласован с общим литературным процессом. В истории литературы для детей выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе: средневековый Ренессанс, барокко, просветительский классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Вместе с тем это именно свой путь развития, целью которого становится создание литературы, отвечающей запросам особенных читателей.
Выводы
Детская литература – это литература, специально предназначенная для детей. В период к. XIX – XXвв. появляется масса художественных текстов, в которых ведущей темой стало «детство».
Проблемой изучения детской литературы началось с определения ее специфики и соотнесения критериев оценки произведений. Немало споров породила суть детской литературы и ее предназначение.
В 70-е гг. в разгар литературной дискуссии заходят споры о необходимости занимательной составляющей произведений для детей, подготовке юного читателя к «завтрашней взрослой жизни», о нравственной проблематике. Исследователи обращаются к психологии ребенка и эстетическим возрастным нормам.
Проблема изучения детской литературы связана не только с определением ее специфики, но и с определением категорий «детская литература» и «литература для детей».
Детская литература – это художественная литература, в основу которой заложен игровой, приключенческий, познавательный и дидактический принципы, когда реальное и фантастическое взаимосвязаны и взаимодействуют.
В рамках научной классификации, предложенной И.Н. Арзамасцевой и Н.А. Будур различают три вида произведений. К первому виду относятся произведения, прямо адресованные детям. Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей. Третий вид произведений – это произведения, сочинённые самими детьми.
Особенностью детской литературы является то, что она представляет собой органическое слияние законов искусства и педагогики, динамизм, доходчивость, сюжетность, занимательность.
Изучение детской литературы также затрудняет изменения социальных, религиозных, семейных традиций детского чтения, в который вливаются произведения из взрослой литературы.
Таким образом, можно выделить несколько ключевых проблем, затрудняющих изучение детской литературы: разделение «детской литературы» и «литературы для детей», определение особенностей детской литературы, специфики, назначения и культурно-исторические изменения в самом литературном процессе.
Раздел 2. Погодин в литературно-критических исследованиях
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки А. С. Пушкина, Шарля Перро, В. Гауфа, Ганса Христиана Андерсена, братьев Я. и В. Гримм, а также «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта и многие другие. В связи с этим возникает понятие «детское чтение».
Конец XIX и XX века ознаменовались бурным расцветом массовой детской литературы, причем ведущей темой литературных произведений для детей стало – детство. Проблема детства уже на протяжении долгого времени занимает исследователей – и в таких уже традиционных для этой проблемы областях, как педагогика и психология, и в других науках, в том числе и в социологии. Положение детей в обществе, их социальный статус, их ценность для личности, семьи и общества в целом, соционормативные представления о возрастных свойствах, взаимоотношения детей со взрослыми, проблемы социализации детей – все это так или иначе становится предметом дискуссий, споров и изучения. Практически все современные исследователи соглашаются с тем, что те или иные изменения статуса детства, ценности детей в обществе происходят [1].
Творчеству Погодина присущ широкий диапазон тем, форм, читательской направленности: у него есть книги для дошкольников («Петухи», «Сказка про зверя Индрика») и адресованные взрослым читателям («Осенние перелеты»), повесть о войне «Живи, солдат» и многочисленные произведения о мирной жизни, реалистическая повесть с условным элементом «Красные кони» и сказочные повести «Шаг с крыши», «Про жеребенка Мишу» и другие. Для стиля Погодина характерно сочетание разноплановых начал: лирики и юмора, трагического и комического, прямых и косвенных форм психологизма с бытовой сюжетностью, зоркости и наблюдательности детского взгляда со способностью мудро осмыслить увиденное [2].
В 50-е годы были напечатаны первые рассказы Р. П. Погодина для детей и повесть «Муравьиное масло» (1957).
Повесть в рассказах «Кирпичные острова» (1958) представляет собой не описание «общедидактических» черт нравоучительных примеров, а полноценное исследование детской психологии в контексте времени и быта. Автора интересует процесс взросления ребенка: герою «Островов» Кешке в начале повести пять – шесть лет, в конце восемь – девять.
И на этой повести, и на последующих лежит отпечаток автобиографизма.
В 1960 году выходит книга Р. П. Погодина «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде». В ней Погодин пишет о периоде отрочества. Далее следует трилогия «Ожидание» (1963), повесть-пьеса «Трень-брень» (1966), «Откуда идут тучи» (1966), повесть-сказка «Шаг с крыши» (1968), рассказы «Петухи» и «Шутка» (1969), книга «Осенние перелеты» (1972), повесть «Живи, солдат» (1975 – написана по воспоминаниям о ленинградской блокаде), повесть-сказка «Где ты, гдетыгдеты?» (1978), «Перейти речку вброд» (1979).
Когда читаешь прозу Р.П. Погодина, понимаешь, что она обладает той смысловой, нравственной и образной емкостью, которая делает художественное произведение и доступным, и необходимым как юным, так и взрослым читателям.
Для Погодина нет границ, которая могла бы отделить жизнь детей от жизни взрослых, но есть детский или взрослый угол зрения на мир. Детское видение тем дороже, что оно глубже проникает в самую сердцевину жизни. Поэтому его произведения интересны читателям разных возрастов.
Писательскую манеру Р. П. Погодина отличает мозаичность повествования, в котором переплетается несколько сюжетных линий и планов. Речь рассказчика нетороплива и эмоциональна, немного напоминает сказ. Образ рассказчика отчетливо виден среди других образов. Ребенок-читатель увидит в рассказчике «своего» взрослого, с детской удивленностью и любовью к жизни.
Проза Погодина реалистична, но ей не чужда условность разного рода: сказочно-мифологический вымысел, детская игра, авторская фантазия, метафоричность, аллегория – обязательные компоненты произведений.
Художественная условность углубляет восприятие конкретной исторической действительности, выявляет вечный смысл повседневной жизни. Преобладающая жанровая форма – рассказ, сливающийся в повесть.
В книгах, адресованных детям, Р.П. Погодин, естественно, стремился давать образы повышенной идейной и эмоциональной насыщенности. Эти образы нередко обладали зарядом реалистической символики. Р.П. Погодин использует это средство художественного познания жизни в таких известных своих произведениях, как «Книжка про Гришку», «Красные лошади», «Лазоревый петух моего детства» и ряде других [3].
Родина, детство, природа и война – темы, которые отражались одна в другой, вместе образовали художественный мир одного из самых замечательных произведений писателя – «Где леший живет?». Погодин философски осмысляет пространство и время, в котором в котором дано человеку родиться и умереть, при этом детство выступает исходным понятием.
Отношения с земным шаром у героев Погодина очень ясные: это отношения творца и работника, которые хотят переустроить, улучшить эту жизнь собственными руками. Живо в них чувство ответственности за все, рождающееся из той же любви. Ведь настоящая любовь – всегда действие, всегда поступок. Таких деятельных, творящих людей Радий Погодин любит особенно. Потому что ими и держится свет. И здесь спрос одинаковый - что с малого, что с большого. Бывает даже, что такой творящей любви в маленьком гражданине умещается гораздо больше, чем во взрослом, если, например, этот гражданин – Гришка из рассказа «Тишина».[2]
Погодинские герои – люди неспокойные. Иногда по неразумению они вытворяют такое, что родительская рука невольно тянется к традиционному, хоть и давно изжившему себя в педагогическом смысле ремню. Возьмите хотя бы Борьку, по прозвищу Брысь, из рассказа «Время говорит – пора». Он, например, «постриг мамины меховые манжеты, чтобы проверить жидкость для ращения волос. Мех на манжетах не вырос». Он к тому же «проковырял дырки в ботинках, чтобы из них вытекала вода, – и тогда можно будет ходить по лужам. Мама эти ботинки выбросила» [4]. Но разве можно видеть во всем этом только детские шалости и ничего больше? За каждой из этих шалостей очевидно стремление усовершенствовать окружающий мир, творчески подойти к близким предметам. За это не наказывать, а награждать надо. Погодин и награждает – любовью и доброй улыбкой. Потому что, повзрослев, именно такого толка мальчишки очень могут пригодиться родине и всем, их окружающим, людям.