Своеобразие творчества П.П.Рубенса в жанре портрета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:01, реферат

Краткое описание

В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………3 стр.
1.Искусство Фландрии……………………………………………….. 4 стр.
2.Творчество П.П.Рубенса…………………………………………… 5 стр.
3.Своеобразие творчества П.П.Рубенса в жанре портрета………... 10 стр.
Заключение………………………………………………………….... 24 стр.
Список литературы…………………………………………………....26 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса и его школы.docx

— 728.82 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………3 стр.

1.Искусство Фландрии……………………………………………….. 4 стр.

2.Творчество П.П.Рубенса…………………………………………… 5 стр.

3.Своеобразие творчества  П.П.Рубенса в жанре портрета………... 10 стр.

Заключение………………………………………………………….... 24 стр.

Список литературы…………………………………………………....26 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   

 

В начале 17 века во фламандском  искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы  и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой  жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом  из Италии проникли академизм болонской  школы и караваджизм. На основе скрещивания  реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось  реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка. 
Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. 
Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества. Рубенс родился в городе Зигене (Германия), куда, спасаясь от преследований инквизиции, эмигрировал его отец. Образование получил в латинской школе Антверпена, живописи обучался у романиста Отто ван Веениуса и Ван Ноорта, приверженца национальной традиции. Поездка в Италию, где он изучал творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе, Корреджо, Караваджо, а также памятники античности, способствовала быстрому творческому росту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ.

Разделение Нидерландов  на Фландрию (С 17 в. под Фландрией подразумевалась не только собственно Фландрия, самая богатая область южных Нидерландов, но и все южные Нидерланды в целом.) и Голландию было обусловлено развитием нидерландской буржуазной революции. Феодальное дворянство Фландрии вместе с местной крупной буржуазией, испуганные размахом народного революционного движения, пошли на компромисс с испанскими Габсбургами и предали революцию. Аррасская уния 1579 г. была выражением этого компромисса; она закрепила протекторат испанской монархии над южными провинциями. Вокруг испанских наместников сгруппировалось дворянство и католическое духовенство Фландрии. Ценой предательства национальных интересов дворянство сумело сохранить ряд своих сословных привилегий, а фламандская крупная буржуазия, скупая земли и приобретая дворянские звания, сама превращалась в своеобразную земельную аристократию. Католицизм сохранил в стране свои господствующие позиции.

Развитие буржуазных отношений  если и не было окончательно приостановлено, то все же значительно замедлилось. Ряд важнейших отраслей промышленности потерпел значительный ущерб. Самый  большой город Фландрии Антверпен  после разгрома его в 1576 г. испанскими войсками потерял свое былое значение центра мировой торговли и денежного  рынка. Все же в течение первой половины 17 в. в оправившейся от военной  разрухи стране наблюдался некоторый  экономический подъем.

В условиях победы абсолютистско-дворянских сил буржуазия была вынуждена  вкладывать в землю часть капиталов, не нашедших приложения в области  промышленности. Наряду с сельским хозяйством известное развитие получили также и некоторые новые отрасли  промышленности (шелкоткацкое, кружевное, стекольное). Несмотря на то, что этот подъем носил ограниченный и временный  характер и происходил в обстановке упадка политической активности нации, он все же не мог не оказать своего влияния на эволюцию культуры. Но еще  большее значение для последней  имел тот факт, что нидерландская  революция, даже потерпев во Фландрии поражение, пробудила в народе неисчерпанные  силы, воздействие которых явственно  ощущается во фламандской художественной культуре.

В 17 в. прогрессивные общественные тенденции во Фландрии воплотились  главным образом в области  искусства, где они выразились, не входя в открытое противоречие с  господствующим строем и господствующей идеологией.

Период расцвета фламандского искусства охватывает собой первую половину 17 в. Именно в это время  складывается замечательная фламандская  художественная школа, занявшая выдающееся место в истории европейской  культуры и давшая таких мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Иордане, Снейдерс, Браувер.

Заказы для дворцов, храмов и для различных корпораций, особенно в первой половине века, способствовали широкому распространению в живописи монументально-декоративных тенденций. Именно в живописи с наибольшей полнотой выразились прогрессивные черты  культуры Фландрии: реализм, народность, яркая жизнерадостность, торжественная  праздничность образов.

В условиях Фландрии официально господствующим искусством было барокко. Более того, именно Фландрия наряду с Италией явилась в первой половине 17 в. одним из основных очагов формирования барочного направления  в искусстве. Однако фламандское  барокко во многом существенно отличалось от итальянского. Искусство Рубенса, Иорданса, Снейдерса и других мастеров в приподнятых и торжественных  формах отражало дух жизнеутверждающего оптимизма, порожденный жизненными силами фламандского общества. Именно эта особенность развития барокко  во Фландрии, выраженная в искусстве  Рубенса, давала возможность развития реалистических черт в рамках самой  барочной системы, и притом в гораздо  большей мере, чем это было возможно в Италии.

Период относительного подъема  во Фландрии завершается примерно к  середине 17 века. Под гнетом испанского абсолютизма фламандская экономика  приходит в упадок. Общественная и  культурная жизнь Фландрии приобретает  все более застойный, консервативный характер.

 

2.ТВОРЧЕСТВО П.П.РУБЕНСА.

Установление испанского протектората и сохранение католицизма  в качестве господствующей религии  вызвали во фламандской культовой  архитектуре 17 в. распространение форм римского барокко, пропагандируемого  иезуитами. Прообразом некоторых ранних фламандских церковных построек была церковь Джезу в Риме (не сохранившаяся до нашего времени  иезуитская церковь 1606—1616 гг. в Брюсселе работы Ж. Франкара, церковь св. Карла  Борромея в Антверпене П. Хейсенса, 1614—1621 гг.). Однако вскоре зодчие Фландрии сумели на основе местных традиций создать самобытный вариант барокко. Его отличает не столько изощренность и оригинальность плановых и объемно-пространственных решений, сколько общий дух торжественной  и праздничной декоративности, который  нашел наиболее полное выражение  в фасадах зданий. Среди лучших произведений архитектуры второй половины столетия можно назвать церковь  св. Михаила в Лувене (1650—1666) Г. Хесиуса  и брюссельскую церковь Иоанна Крестителя ордена бегинок (1657—1676). Ее автор Лукас  Файдхербе из Малина (1617—1697), один из наиболее известных фламандских  зодчих и скульпторов 17 столетия, применил здесь оригинальное решение фасада в виде трех фронтонов, из которых  центральный господствует над боковыми. Широко использованы тройные и двойные  пилястры, колонны, волюты, разорванные  фронтоны и различные декоративные мотивы. Файдхербе сумел связать  воедино отдельные элементы этой изящной постройки, отличающейся сложным  и прихотливым силуэтом.

Наибольший интерес в  архитектуре Фландрии 17 в. представляет, однако, не культовое, а светское строительство, в котором полнее и ярче могли  проявиться складывавшиеся веками местные  традиции. Они были настолько прочными и жизненными, что перед ними бессильным оказался даже авторитет Рубенса, воздействие  которого во многих областях художественной жизни Фландрии было определяющим. Во время пребывания в Италии Рубенс посетил Геную, где увлекся великолепными  произведениями архитектуры 16 века. Выполненные  им архитектурные зарисовки по возвращении  на родину были награвированы Николасом  Рейкемансом и составили вышедший в 1622 г. в Антверпене двухтомный увраж  «Дворцы Генуи». Изучение генуэзской архитектуры имело для Рубенса  не только познавательный интерес. Человек  огромной творческой активности, он мечтал о коренном преобразовании фламандской архитектуры. Генуэзский палаццо, по его мнению, должен был стать образцом для новой светской архитектуры Фландрии.

Гийом Xесиус. Церковь  св. Михаила в Лувене. 1650-1666 гг. Западный фасад.

 

 

 

 

 

 

 

Рубенс. Арка и  павильон во дворе дома Рубенса в  Антверпене. 1611- 1618 гг.

Однако тип монументального  дворца не получил развития на фламандской  почве. В итальянском духе было создано  в 1611—1618 гг. лишь единственное произведение — собственный дом Рубенса  в Антверпене. Небольшой ансамбль, включающий ряд построек с расписными фасадами, въездными воротами и садом  с павильоном, переходя в дальнейшем от владельца к владельцу, подвергся  значительным перестройкам. С 1937 г. начались капитальные работы по его восстановлению, законченные в 1947 году.

Даже сейчас, несмотря на то, что в настоящем своем виде дом Рубенса является в значительной мере результатом реконструкции, можно  почувствовать волнующую привлекательность  жилища великого художника, в котором  домовитый уют нидерландских  интерьеров сочетается с торжественностью объемно-пространственной композиции итальянского палаццо. Вдохновляющие  Рубенса архитектурные идеалы своеобразно  преломились в решении наиболее сохранившихся частей — парадных въездных ворот в виде трехпролетной  триумфальной арки, богато украшенной рустом, скульптурным декором и увенчанной нарядной балюстрадой, а также в  небольшом изящном садовом павильоне.

Дом Рубенса представляет своего рода исключение в общей картине  развития фламандского светского зодчества 17 века. Как и в предшествующие столетия, во Фландрии господствовал  возникший в Нидерландах еще  в эпоху средневековья тип  многоэтажного (до пяти этажей) дома с  узким в три-четыре оси фасадом  и высоким фронтоном. Соприкасаясь боковыми глухими стенами, здания выходили на улицу фасадами, которые составляли сплошную уличную застройку.

Эволюция жилой архитектуры 17 в. во Фландрии шла главным образом  по пути создания созвучных эпохе  новых форм архитектурно-декоративного  решения фасадов. Строгие линии  треугольных или ступенчатых  фронтонов сменились более сложными и причудливыми барочными очертаниями, поверхность фасадов обильно  украсилась пилястрами, колоннами, кариатидами, статуями, барельефами и орнаментом.

К сожалению, далеко не все  прекрасные памятники фламандской  архитектуры 17 в. дошли до наших дней. Частые пожары и особенно ожесточенный обстрел Брюсселя французскими войсками в 1695 г. уничтожили многие из них. Уже  после обстрела, в 1696—1720 гг. под руководством архитектора Гийома де Брейна (1649—1719) была восстановлена брюссельская Гран-плас — одна из замечательных площадей Европы, позволяющая судить о характере  сложившегося во Фландрии городского ансамбля.

Цеховые дома на Гран-плас в Брюсселе. 17 в.

 

 

Центр старого города —  Гран-плас — представляет собой  прямоугольную площадь со сторонами 110 X 68 м. Сплошная периметральная застройка, прерываемая лишь выходами ведущих  на площадь узких и малоприметных  улочек, сообщает ансамблю впечатление  строгой замкнутости. Расположенная  на южной стороне площади знаменитая ратуша 15 в., выделяясь своим масштабом  и красотой своих форм, в значительной мере подчиняет себе все многообразие архитектурных форм остальных зданий, образующих с ним художественное единство, несмотря на то, что архитектурный  комплекс площади складывается подчас из довольно разнородных построек. Так, всю ее восточную сторону  занял дворец герцога Брабантского — воздвигнутое в 1698 г. Гийомом де Брейном здание, объединившее своим  обширным фасадом шесть старых цеховых  домов. Но и это почти классическое по своим формам сооружение не кажется  здесь чужеродным. Чувство ансамбля подсказало мастерам, создавшим Гран-плас, необходимость противопоставить ратуше на северной стороне площади умело  стилизованное в созвучных ей формах изящное здание хлебного рынка  с ажурной аркадой, более известное  под названием Дома короля. Но ничто  так не оживляет площадь, как высокие  дома цехов и корпораций, лучшие из которых построены на западной стороне. С удивительной изобретательностью увенчаны эти многоэтажные узкие фасады пышными фронтонами, в которых волюты переплетаются с гирляндами цветов (Дом лисы) или использован необычный мотив кормы корабля, как в Доме корпорации лодочников. Впечатление драгоценности нарядного убора усилено применением позолоты, покрывающей декоративные детали всех построек площади и тускло мерцающей на потемневших от времени фасадах.

Информация о работе Своеобразие творчества П.П.Рубенса в жанре портрета