Влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Влияние русской народной сказки на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста с использованием сказки
.3 Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших дошкольников
.4 Роль взрослого в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
.5 Анализ образовательных и авторских программ
Выводы по первой главе
Глава II. Диагностика развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
.1 Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента
.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
.3 Проект диагностирующего эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

нравственное воспитание через сказки.rtf

— 494.97 Кб (Скачать файл)

Задание №3. " Если б я был волшебником"

Цель исследования выявить, какое желание для детей являются самыми важными для своей семьи.

Для проведения эксперимента важно установить состав семей и их социальные отличия, а также взаимоотношения в семье. Вербальный вариант проводился с каждым ребенком индивидуально. В отдельную комнату приглашался ребенок, где ему предлагалось представить себя в роли волшебника. И что бы он пожелал изменить в жизни своей семьи или своих родных. При затруднении задавались наводящие вопросы и время подумать. Ребенок получал "волшебную палочку" для того, чтобы загадать самое главное желание. Все ответы фиксировались в протоколе. (Приложение 3)

Второй этап.

Выявить уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Задание №1 " Эксперименты в сказках".

Цель исследования изучить, как дети оценивают нравственные нормы и их проявления в поступках героев сказок. Какие поступки хорошие, какие плохие, умение сопереживать, сочувствовать героям сказок. И как бы дети изменили окончание сказки, если бы они превратились в сказочников.

За основу взяли славянскую сказку "Двенадцать месяцев". Эксперимент проводился со всей группой детей. Детям был предложен видео просмотр сказки. Затем было проведена беседа по содержанию сказки. Для активизации работы детей и выяснения кому из героев сказки они сопереживают, в различных эпизодах, были использованы счетные палочки различных цветов. При помощи символов следовало выявить, как оценивают дети поступки героев сказки. Затем детям было предложено подумать над тем, как можно по-иному закончить сказку. Придумать свое окончание сказки.

Все ответы детей фиксировались в протоколе.

Задание №2 "Эксперименты" продолжение. Приложение №4

Цель исследования выяснить, смогут ли дети сделать правильный выбор в пользу положительного героя, отказавшись от поощрительного предмета.

За основу эксперимента были выбраны два художественных произведения "Чашка" Л.Н. Толстого и "Лгун". Произведения выбраны для исследования нравственной жизненной позиции детей. В Эксперименте участвовала вся группа детей. Экспериментатор написала на доске пословицы:

"Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь", "Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят".

Экспериментатор прочитал, две были Л.Н. Толстого, и разобрал с детьми смысл пословиц по отношению к данным произведениям.

Так же были подготовлены портреты главных героев. Под портретами мальчиков положены два подноса. На одном расположены леденцы (отрицательный герой), а на втором положены красные звездочки (положительный) герой. Выберите сами себе подарок, но у того героя, который вам больше понравился, который вам больше "приятен" по своим поступкам. Все результаты эксперимента фиксировались в протоколе.

Третий этап

Выявление технологии воспитателя, направленной на формирование нравственных качеств личности детей дошкольного возраста. С этой целью была разработана анкета.

Третий этап состоит из двух заданий.

. Задание " Анкетирование родителей".

Цель исследования выяснить, какое место занимает детская русская народная сказка в семейном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Проведение исследования:

Родителям при общении за "круглым" столом было предложено 4-х вопросов, на которые они должны были ответить. На каждый вопрос было предложено три варианта ответа.

Приложение №5

. Задание "Любимый герой сказки прочитанной родителями"

Цель исследования, с помощью рисунка на бумаге выявить, знание художественных произведений, как самостоятельного развития внутри семьи.

Приложение №6

 

.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

 

На основе проведенной работы определили следующие критерии.

Первый этап

Задание № 1. " Если бы у тебя был цветик - семицветик?"

После того, как детям была прочитана сказка В.Катаева "Цветик - семицветик" следовало выяснить, какое желание главной героини, по мнению детей, является самым важным. Оказалось, что 12 из 14 испытуемых ответили, что последнее желание они считают самым важным, так как оно помогло выздороветь мальчику.

Предположение детей относительно своего собственного поведения в подобной ситуации было следующим:

Из исследования выяснилось, что 13% детей ответили, что они поступили бы так же как главная героиня, 7% решили потратить свои лепестки на угощение и игрушки, 20% детей решительно заявили, что героиня поступает не правильно в отдельных ситуациях. И только 60% детей отказались от всех ситуаций, решив помочь больному мальчику. Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство детей правильно оценили поступок героини сказки, как единственно хороший, ориентируясь в своих ответах, на результаты действий и в реальной ситуации поступили так же.

Задание №2. " Что такое хорошо и что такое плохо"_

После работы над сказкой В. Катаева у детей остались сильные эмоциональные впечатления. Пока дети находились под впечатлением от предыдущей сказки, им было предложен просмотр отрывков из других сказок, после чего задавались вопросы для выявления у детей отношения к хорошим и плохим поступкам. В данном эксперименте детям было предложен просмотр отрывков сказок "Морозко" и "Двенадцать месяцев".

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. Детям было предложено ответить, в каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям? Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой? Какие хорошие черты характера дети заметили у положительных персонажей? После этого детям был задан вопрос:

" Представь, что у тебя есть цветик - семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев?

После прослушивания ответов детей экспериментатор вспомнил, что в группе есть две девочки напоминающие героинь сказок. Как вы думаете кто это? Дети высказали предположение, что это Арина и Настя, потому, что именно эти девочки были похожи на главных героинь сказок своими поступками и согласились, что отвечая на заданные вопросы, девочки как бы подстраивались под главных героинь сказок.

Затем, всем детям был задан один вопрос - индивидуально, как оказалось, ответы детей были, очень индивидуальные и не совпадали. Вопрос для детей звучал так: " Представь, что у тебя есть цветик - семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев?"

Были услышаны следующие ответы:

 

1.АРТЕМ - "ХОЧУ, ЧТОБЫ У мОРОЗКА БЫЛ НОВЫЙ посох"

2. Лиза - " Хочу, чтобы мачеха стала доброй"

3. Павел - "Хочу, чтобы падчерице в лесу было тепло"

4. Софья - "Хочу, чтобы было всегда тепло"

5. Данил - "Хочу, чтобы все жили дружно"

6. Арина - "Хочу, чтобы у падчерицы была мама"

7. Матвей - "Хочу, чтобы злая старуха мачеха была доброй"

8.Тимофей - "Хочу, чтобы Морозко никого не морозил, а подарки дарил просто так"

9. Настя - "Хочу, чтоб 12 месяцев помогали всем детям"

10.Владик - "Хочу, чтоб у падчерицы была своя квартира"

11.Максим - "Хочу, чтоб Морозко приходил в гости ко всем детям"

12.Света - "Хочу, чтоб девочки из сказок дружили"

13.Катя - "Хочу, чтоб все помогали друг другу"

14.Аксинья - " Хочу, чтоб у детей были и папа и мама"


 

Получились следующие результаты:

 

Таблица №1 Уровень развития нравственного воспитания детей старшего возраста на начальной стадии эксперимента.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что просмотр и разбор сказок сильно воздействовал на эмоции и проявления нравственных качеств у детей. Многие дети поняли, что в жизни есть более важные вещи, чем плохое отношение к друзьям, сверстникам и семье.

Задание №3. " Если б я был волшебником"

Ребенок получал "волшебную палочку" для того, чтобы загадать самое главное желание для себя или членов своей семьи.

Дети загадали следующие желания:

 

1.Артем - Хочу, чтоб мне купили поезд.

2. Лиза - Хочу, чтоб мы все поехали в гости к бабушке.

3. Павел - Хочу, чтоб мама родила мне сестренку.

4. Софья - Хочу, красиво рисовать красками.

5. Данил - Хочу, чтоб мы всей группой пошли в парк кормить уток.

6. Арина - Хочу, чтоб мне подарили красивое платье.

7. Матвей - Хочу не болеть никогда.

8.Тимофей - Хочу стать взрослым и полететь в космос.

9. Настя - Хочу, чтоб папа вернулся домой.

10.Владик - Хочу быть самым сильным.

11.Максим - Хочу, чтоб мы опять поехали на юг отдыхать.

12.Света - Хочу быть принцессой.

13.Катя - Хочу, чтоб мой брат не болел, он болеет ангиной.

14Аксинья - Хочу быть артисткой и петь песни.


 

Пятеро из детей долго думали над желанием, не понимая, что им хочется пожелать.

Получились следующие результаты:

 

Таблица №2 Оценка уровня нравственного воспитания детей в процессе эксперимента.

 

Второй этап.

Задание №1 " Эксперименты в сказках".

Для активизации работы детей и выяснения кому из героев сказки они сопереживают, в различных эпизодах, были использованы счетные палочки различных цветов. При помощи символов следовало выявить, как дети оценивают нравственные нормы и их проявления в поступках героев сказок.

И как бы дети изменили окончание сказки, если бы они превратились в сказочников.

Красный цвет - очень хочу помочь;

Оранжевый цвет - мне жалко героев, но я не могу изменить сказку;

Синий цвет - так и должно быть.

При помощи символов следовало выяснить, готовы ли дети пожалеть отрицательных героев и подумать над тем, как по- другому можно изменить окончание сказки. Из эксперимента выяснилось, что все дети отрицательно относятся к мачехе и её дочке, и сопереживают падчерице. Из 14 детей, 2 ребенка выбрали синий цвет, 5 оранжевый и 7 красный (дети хотели бы изменить окончание сказки).

Были предложены окончания сказки:

1. Настя К. : " Девочки встретились в лесу и решили помочь друг другу, чтоб не замерзнуть, они подружились"

2. Данил С. : " Месяцы заколдовали мачеху и ее дочку, чтоб они стали добрыми и жили вместе и не ссорились"

. Лиза Б. : " Принцесса пригласила всех на праздник и подарила им подарки. Они вместе праздновали Новый год"

. Матвей С.: " Падчерица встретила в лесу принца, и он увез ее в свое королевство"

. Арина С.: " Мачеха и ее дочка заблудились в лесу, а падчерица им помогла. Они стали дружить и больше не ссорились"

. Павел В. : " Падчерица попросила у месяцев новый дворец и жила там без мачехи и ее дочки"

. Катя С. : " Месяцы заколдовали мачеху и ее дочку, превратили их в добрых. Падчерица вышла замуж за доброго принца и уехала далеко".

Получились следующие данные:

 

Таблица №3 Повышение нравственного воспитания детей старшего возраста на конец эксперимента.

 

В этом эксперименте более активными были девочки. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что у многих детей старшего возраста уже сложились свои стереотипы поведения. Дети согласны с тем, что добро побеждает зло. Что за добрые поступки надо отвечать добром. Задача педагога научить детей быть активными, уметь делать выводы, отличать добро от зла, распознавать плохое и хорошее в поступках.

Задание №2 "Эксперименты" продолжение.

В этом эксперименте мы хотим выяснить, смогут ли дети сделать правильный выбор в пользу положительного героя, отказавшись от поощрительного предмета.

Экспериментатор прочитала Л.Н. Толстого и предложила детям оценить поступок героев, положив под портрет понравившегося героя, нарисованное на бумаге солнышко. Все 14 детей подарили свои солнышки мальчику из были "Чашка". После чего детям предложили выбрать себе подарок от того героя, который им понравился.

Получились следующие результаты:

Первая группа из 5 детей сразу подошла к портрету мальчика из были "Чашка" и взяли красные звездочки, вторая группа из 3 детей, не сомневаясь, подошли к леденцам под портретом героя "Лгун". Последняя группа детей, переговариваясь и немного растерявшись, не смело подошли к звездочкам.

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что дети в старшем возрасте сформировали нравственные нормы. Можно много красиво говорить, а поступить правильно сложно.

Третий этап

Информация о работе Влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста