Влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Влияние русской народной сказки на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
.2 Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста с использованием сказки
.3 Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших дошкольников
.4 Роль взрослого в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
.5 Анализ образовательных и авторских программ
Выводы по первой главе
Глава II. Диагностика развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
.1 Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента
.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
.3 Проект диагностирующего эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

нравственное воспитание через сказки.rtf

— 494.97 Кб (Скачать файл)

. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя "Я", доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)

народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

сказки о животных;

бытовые сказки;

страшные сказки (страшилки);

волшебные сказки.

 

 

Выводы по первой главе

 

"Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…"

В.А Сухомлинский

Рассмотрев данную тему, можно сделать вывод, что воспитание культурно- нравственных качеств у детей - это одна из главных задач современного общества. Данная задача должна решаться всеми, кто тесно связан с воспитанием детей. Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей разного возраста различна. В данной ситуации велика роль занятий с детьми по художественной литературе. Детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому можно предположить, что их любимые герои окажут влияние на их нравственное воспитание. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их нравственные и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов, сказок. Желание детей высказаться - естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего - все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее. Отсутствие такой реакции должно настораживать взрослых. Для всестороннего развития чувств у дошкольников следует включать их в различную деятельность, связанную с художественной литературой.

Итак, воспитание нравственных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно культурно- нравственных качеств к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Духовное богатство личности, как полагает В.А. Сухомлинский, - это, прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений

В последних книгах Сухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников.

Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. "Язык - духовное богатство народа", - пишет он. "Сколько я знаю языков - столько я человек", - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты.

Принцип народности в воспитании у Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. Единые цели, общность интересов всех народов были предметом постоянного внимания Сухомлинского. В младшем школьном возрасте, используя характеристики национальных героев, воспитанники создают в своем воображении как бы собирательный образ идеального героя, общее для всех народов, образ-символ для всего человечества. Основоположник российской этнопедагогики

Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что "духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу". Познакомившись с взглядами В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, мы пришли к выводу: педагоги - классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других. Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности. Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

"Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали". "Сказка лож, да в ней намек. Добрым молодцам урок" - А.С Пушкин.

Воздействие народного творчества на все стороны нашей жизни огромно. Таким образом, наша тема "Влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста" актуальна, ведь нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности.

 

 

Глава II. Диагностика развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

 

2.1 Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента

 

Целью констатирующего эксперимента было исследовать и выявить, как произведения русской сказки влияет на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

В констатирующем эксперименте приняли участие 14 детей в возрасте 5-6 лет.

Задачи:

1. Исследовать организацию жизни и деятельности старших дошкольников по формированию нравственного развития и воспитанию.

2. Выявить уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

. Изучить умение детей сопереживать, сочувствовать, воспринимать нравственные поступки героев народных сказок.

. Изучить технологию работы педагога с детьми, педагога с родителями, педагога с научными и художественными трудами.

Методика диагностики__

Методика диагностического исследования состояла из 3-х этапов.

Первый этап включает в себя 3 задания.

Задание № 1. " Если бы у тебя был цветик - семицветик?"

Цель: выявить, какое желание главной героини, по мнению детей, является самым важным в сказке В.Катаева "Цветик - семицветик", найти ошибки в поведении девочки Жени из рассказа Валентина Катаева "Цветик - семицветик"

Детям было предложено послушать сказку В.Катаева "Цветик - семицветик" и назвать положительные и отрицательные желания героини.

Затем была проведена беседа по содержанию сказки. После этого каждый ребенок мог бы сказать свое мнение по вопросу, какое желание главной героини он считает самым важным. Для проведения эксперимента важно было установить, какое желание для ребенка стало самым важным, из рассказа В. Катаева. Вербальный вариант проводился с каждым ребенком индивидуально. В отдельную комнату приглашался ребенок, где ему было предложено представить себя в роли девочки Жени, из рассказа. Ребенку были предоставлены иллюстрации из рассказа и рисунки детей, по теме. Все ответы детей фиксировались в протоколе. В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено найти ошибки в поведении девочки Жени из рассказа Валентина Катаева "Цветик - семицветик". В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении девочки Жени. Выделение уровней нравственной воспитанности осуществлялось на основе методики диагностики социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. (См. Таблица №1).

 

Таблица №1 Таблица оценки детьми нравственных поступков героев из рассказа В. Катаева "Цветик семицветик".

имя ребенка

ситуация с вазой

ситуация с игрушками

ситуация со сластями

ситуация в игре полярники

ситуаци с мальчиком

1. Артем

-

+

+

+

-

2. Лиза

-

-

+

-

+

3. Павел

-

-

-

-

+

4. Софья

+

-

-

-

+

5. Данил

-

-

+

-

+

6. Арина

-

-

-

-

+

7. Матвей

-

-

-

-

+

8.Тимофей

-

-

-

-

+

9. Настя

-

+

-

-

+

10.Владик

+

-

-

+

+

11.Максим

-

-

-

-

-

12.Света

-

+

-

-

+

13.Катя

-

-

-

-

+

14Аксинья

-

-

-

-

+


 

+ и - обозначение согласен ребенок с героем или поступил бы по-другому.

Итоговые результаты позволили распределить всех детей по трем уровням социально-нравственного развития: низкому, среднему и высокому.

Для низкого уровня характерно следующее:

Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативное. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: семья, друзья, родные, история города, наблюдения за природой, животные и т.д.

При среднем уровне социально-нравственного развития:

Поведение и общение ребёнка положительно направлено. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной для него обстановке, однако, в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Проявляет интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи, есть друзья и т.д.

Высокий уровень социально-нравственного развития отмечен следующими признаками: поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено;

ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения; охотно вступает в общение; умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров; правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь; нацелен на самостоятельность; проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, знаком с живой и не живой природой, есть навыки к ведению диалога.

После подведения диагностических итогов, можно наблюдать отличие нравственного восприятия ситуативных моментов у одного ребенка.

Задание №2. " Что такое хорошо и что такое плохо"_

Цель: исследования выявить отношение детей к хорошим и плохим поступкам.

Данное задание проводилось со всей группой детей. Детям было предложено посмотреть отрывки из сказки: "Морозко" и "Двенадцать месяцев". Полностью данные сказки дети слушали и разбирали по программе. После просмотра, детям задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. При затруднении ответа задавались наводящие вопросы. Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. Детям было предложено ответить, в каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям? Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой? Какие хорошие черты характера дети заметили у положительных персонажей? После этого детям был задан вопрос: " Представь, что у тебя есть цветик - семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев? Все ответы фиксировались в протоколе. ( См. Приложение 2)

Информация о работе Влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста