Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:41, реферат
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….
Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх………………………………………………….
Примеры подвижных игр.................................................................…......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
ФЭУ
РЕФЕРАТ
на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ»
Автор курсовой работы: М.В. Добрынина, студентка 1 курса группы «Экономики и управления» заочной формы обучения.
Магнитогорск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
2 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………. |
4 |
Проблема нравственного
воспитания в психолого-педагогической
литературе…………………………………………………… |
4 |
Формирование нравственных
качеств у детей старшего дошкольного
возраста в подвижных играх………………………………… |
8 |
Примеры подвижных игр................. |
13 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
17 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема нравственного
воспитания детей дошкольного возраста
актуализируется сложившейся
Нравственно воспитанным мы можем считать того человека, у которого сформированы потребности, стремления вести себя в соответствии с определенными нормами. Говорят, что «не тот честен, смел, дисциплинирован, кто может поступать честно, дисциплинированно, смело, а тот, кто не может поступать иначе».
Следовательно, главная задача нравственного воспитания – сформировать у ребенка нравственные стремления, потребности, мотивы поведения. Без этого знание нравственных норм остается формальным. Овладение знаниями и умениями способствует формированию нравственных качеств личности: ответственности, сосредоточенности, дисциплинированности и др. Чтобы достичь результата, соответствующего требованиям, предъявляемым к современному человеку, нужно проявить настойчивость, преодолеть препятствия на пути к цели, быть сосредоточенным, сдержанным, подчинять свое поведение определенным правилам.
Проблемы создания условий, эффективно влияющих на формирование нравственных качеств дошкольников, вот уже на протяжении не одного десятилетия занимают одно из важных мест в психолого-педагогических исследованиях.
В процессе развития личность
проходит периоды особой открытости
определенным общественным воздействиям
и внутренней готовности к их принятию.
Периодом такой открытости различным
социально-нравственным, духовным и
педагогическим воздействиям и готовности
к их принятию является дошкольное
детство, особенно, период между 5 и 7 годами
жизни. Этот этап является наиболее сензитивным
для формирования данной готовности,
а способность осуществлять нравственный
выбор у детей этого возраста
складывается на основе развивающейся
нравственно-оценочной
Несмотря на множественность подходов
к исследованию проблемы нравственного
воспитания детей, остаются недостаточно
выясненными механизмы
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема нравственного
Нравственное формирование личности – длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обеспечить накопление у детей положительного опыта и тем самым добиться прочного преобладания общественно и личностно значимой направленности, предупредить возможность накопления отрицательного опыта эгоистической направленности. А это значит добиться того, чтобы для детей дошкольного возраста были эмоционально неприятными, отталкивающими даже представления о таких поступках, которые наносят ущерб окружающим людям, чтобы у них не появилось стремление нарушать интересы и желания других, даже ради личной очень привлекательной цели.
Глубочайшее своеобразие
процесса нравственного воспитания
состоит в том, что он органически
вплетен в повседневную детскую
жизнь, его нельзя организовать как
особую деятельность детей, его нельзя
выделить в особый акт и регламентировать
подобно занятиям. Нравственно воспитать
ребенка в детском саду – значит
соответствующим образом
На всех этапах развития
педагогической науки под разным
углом зрения и с разной глубиной
обсуждались цели, содержание, методы
нравственного воспитания. По-разному
интерпретировался и сам термин
«нравственное воспитание», иногда
подменяемый понятиями «
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Этот процесс протекает с первых лет жизни ребенка и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей.
В. А. Сластенин выделил следующие основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, осознание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, привычек и форм, практики поведения.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными качествами .
Если первая группа задач
носит постоянный, неизменный характер,
то вторая – подвижна. На ее содержание
оказывают влияние и
В современный период по данной группе задач надлежало воспитывать гуманные чувства и отношения, начала трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, инициативности. На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке этих смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Уточняется лишь конкретное наполнение каждого блока, меняется его значение. Рассмотрим, например, воспитание трудолюбия, с точки зрения концепции личностно-ориентированной модели дошкольного воспитания, конечно, заслуживает внимания пересмотр содержания труда детей, формы его организации, виды труда. Мы склонны думать, что пользу детям принесет тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны. В контексте трудового воспитания сегодня рассматриваются и вопросы первоначального экономического образования дошкольников.
Задачи по развитию творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости встают на первый план в новых концепциях и программных документах. Здесь уместно поразмышлять над самоценностью личности. Счастье, любовь как цель жизни и воспитания человека. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду», нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания в новом варианте программы предусмотрена во всех ее разделах, начиная с младших групп.
Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважения к людям разных национальностей, государственной символике.
Далее, в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В программе определены пути
решения задач нравственного
воспитания: уважительное отношение
педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное
общение детей друг с другом, организация
повседневной совместной творческой деятельности
детей и взрослых. Опираясь на эти
программы, воспитатель формирует
у детей социально-
Здесь важно уяснить, что, несмотря на то, что нравственное воспитание имеет свою специфику, в процессе формирования личности оно тесно связано с умственным, физическим, эстетическим и трудовым воспитанием, при этом они оказывают существенное влияние друг на друга.
Не подвергая сомнению, что детей надо учить тому, как вести себя в обществе, как относиться к другим людям, какие поступки желательны, а какие заслуживают порицания, все же надо отметить, что нравственное воспитание в этом случае оказывается равнозначным усвоению детьми норм этики и социально одобряемых образцов поведения. Осуществление этого подхода к педагогической практике выступает в качестве важнейшего средства социализации личности.
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
Нравственные качества –
это комплексные образования, в
которых в едином сплаве присутствуют
и представления о нормах морали,
и отношения к ним, и внутренняя
потребность поступать в
Формирование нравственных качеств человека – сложный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и поведение гражданина общества