Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:41, реферат

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….
Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх………………………………………………….
Примеры подвижных игр.................................................................…......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура реферат - мой вариант.docx

— 42.48 Кб (Скачать файл)

ФЭУ

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНОЙ  ИГРЫ»

 

 

 

 

Автор курсовой работы: М.В. Добрынина, студентка 1 курса группы «Экономики и управления» заочной формы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск  2011

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….

 

 

4

Проблема нравственного  воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….

 

 

4

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного  возраста в подвижных играх………………………………………………….

 

8

Примеры подвижных игр.................................................................…......

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

17

   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема нравственного  воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией  в современном обществе. Возникший  ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная  отчуждением человека от культуры как  способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания  добра и зла у подрастающего  поколения и ставят общество перед  опасностью моральной деградации. Требует  переосмысления сама система нравственного  воспитания дошкольника. Данное направление  исследований в современной отечественной  педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в  ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и  ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами  вежливости, этикета), а методы нравственного  воспитания основывались на внешнем  воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня  доминирующими ориентирами в  определении содержания нравственного  воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

Нравственно воспитанным  мы можем считать того человека, у которого сформированы потребности, стремления вести себя в соответствии с определенными нормами. Говорят, что «не тот честен, смел, дисциплинирован, кто может поступать честно, дисциплинированно, смело, а тот, кто не может поступать иначе».

Следовательно, главная задача нравственного воспитания – сформировать у ребенка нравственные стремления, потребности, мотивы поведения. Без  этого знание нравственных норм остается формальным. Овладение знаниями и  умениями способствует формированию нравственных качеств личности: ответственности, сосредоточенности, дисциплинированности и др. Чтобы достичь результата, соответствующего требованиям, предъявляемым к современному человеку, нужно проявить настойчивость, преодолеть препятствия на пути к цели, быть сосредоточенным, сдержанным, подчинять свое поведение определенным правилам.

Проблемы создания условий, эффективно влияющих на формирование нравственных качеств дошкольников, вот уже на протяжении не одного десятилетия занимают одно из важных мест в психолого-педагогических исследованиях.

В процессе развития личность проходит периоды особой открытости  определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой  открытости различным  социально-нравственным, духовным и  педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Этот этап является наиболее сензитивным  для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся  нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью  в одобрении и признании. В  фундамент развития этой способности  ложится развивающаяся самостоятельность  ребенка-дошкольника и его желание  добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.

Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного  воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления  и развития начал их нравственного  сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования  содержания и технологии его формирования. Также недостаточно изучены и  выявлены возможности и особенности  реализации индивидуального подхода  к детям в процессе соответствующей  педагогической работы.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 Проблема нравственного воспитания  в психолого-педагогической литературе

 

Нравственное формирование личности – длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обеспечить накопление у детей положительного опыта и тем самым добиться прочного преобладания общественно и личностно значимой направленности, предупредить возможность накопления отрицательного опыта эгоистической направленности. А это значит добиться того, чтобы для детей дошкольного возраста были эмоционально неприятными, отталкивающими даже представления о таких поступках, которые наносят ущерб окружающим людям, чтобы у них не появилось стремление нарушать интересы и желания других, даже ради личной очень привлекательной цели.

Глубочайшее  своеобразие  процесса нравственного воспитания состоит в том, что он органически  вплетен в повседневную детскую  жизнь, его нельзя организовать как  особую деятельность детей, его нельзя выделить в особый акт и регламентировать подобно занятиям. Нравственно воспитать  ребенка в детском саду – значит соответствующим образом организовать весь строй его жизни. Это значит, что построить деятельность следует  таким образом, чтобы в каждом факте общения ребенка с окружающими  людьми всегда находили свое конкретное воплощение те нравственные качества, которые мы хотим у него воспитать. Дело решается не только созерцанием  положительного примера, сколько такой  организацией жизни детей, при которой они становятся активными участниками отношений и реально овладевают положительным образцом путем совершенствования своих поступков и поведения.

На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному  интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». В последние годы все чаще используется словосочетание «социальное воспитание»  и только в последнее время  все чаще мы возвращаемся к понятию  «нравственное воспитание». Между  тем этот термин имеет совершенно определенное содержание, не адекватное другим понятиям.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям  человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного  поведения. Этот процесс протекает  с первых лет жизни ребенка  и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической  связи и преемственности между  задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей.

В. А. Сластенин выделил  следующие основные задачи нравственного  воспитания: формирование нравственного  сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости  от него, необходимости согласовывать  свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение  нравственных знаний в нравственные убеждения, осознание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

В первую группу задач нравственного  воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, привычек и форм, практики поведения.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными качествами .

Если первая группа задач  носит постоянный, неизменный характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста, объекта  воспитания и конкретных условий  жизни.

В современный период по данной группе задач надлежало воспитывать  гуманные чувства и отношения, начала трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, инициативности. На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке этих смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Уточняется лишь конкретное наполнение каждого блока, меняется его значение. Рассмотрим, например, воспитание трудолюбия, с точки зрения концепции личностно-ориентированной модели дошкольного воспитания, конечно, заслуживает внимания пересмотр содержания труда детей, формы его организации, виды труда. Мы склонны думать, что пользу детям принесет тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны. В контексте трудового воспитания сегодня рассматриваются и вопросы первоначального экономического образования дошкольников.

Задачи по развитию творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости встают на первый план в новых концепциях и программных документах. Здесь  уместно поразмышлять над самоценностью  личности. Счастье, любовь как цель жизни и воспитания человека. Речь идет о том, что человек, не уважающий  самого себя, вряд ли сможет уважать  других.

В «Программе воспитания и  обучения в детском саду», нравственное воспитание рассматривается как  одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно  осуществляется во всех видах детской  деятельности, поэтому реализация задач  нравственного воспитания в новом  варианте программы предусмотрена  во всех ее разделах, начиная с младших  групп.

Содержание программы  призвано обеспечить воспитание у ребенка  с первых лет жизни гуманного  отношения к  окружающему миру, любви к родной семье, родному  дому, краю, городу, поселку, Родине, уважения к людям разных национальностей, государственной символике.

Далее, в процессе нравственного  воспитания у ребенка развиваются  гуманные чувства, формируются этические  представления, навыки культурного  поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное  отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо  оценивать свои поступки и поступки других детей.

В программе определены пути решения задач нравственного  воспитания: уважительное отношение  педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом, организация  повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на эти  программы, воспитатель формирует  у детей социально-коммуникативные  умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает  благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

Здесь важно уяснить, что, несмотря на то, что нравственное воспитание имеет свою специфику, в процессе формирования личности оно тесно  связано с умственным, физическим, эстетическим и трудовым воспитанием, при этом они оказывают существенное влияние друг на друга.

Не подвергая сомнению, что детей надо учить тому, как  вести себя в обществе, как относиться к другим людям, какие поступки желательны, а какие заслуживают порицания, все же надо отметить, что нравственное воспитание в этом случае оказывается равнозначным усвоению детьми норм этики и социально одобряемых образцов поведения. Осуществление этого подхода к педагогической практике выступает в качестве важнейшего средства социализации личности.

 

Формирование  нравственных качеств у детей  старшего дошкольного возраста в  подвижных играх

 

Нравственные качества –  это комплексные образования, в  которых в едином сплаве присутствуют и представления о нормах морали, и отношения к ним, и внутренняя потребность поступать в соответствии с ними.

Формирование нравственных качеств человека – сложный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно  осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Важно с самого начала формировать  у ребенка необходимые  нравственные чувства, представления, понятия и  поведение гражданина общества

Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры