Теоретические основы античной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

6) Совмещение фатализма  и героизма, которое с большой  художественной силой выразила  древнегреческая трагедия. Фатализм (лат. fatalis – роковой, fatum – судьба, рок, неизбежность) – признание всевластия судьбы. Если вдуматься, это прямой вывод из космизма, растворяющего человеческую активность в природных процессах и ритмах. Но эллины ценили мужество тех, кто спорит с судьбой, действует невзирая ни на что.

7) Агонистика (греч. аgonia - борьба) – нацеленность на постоянную  борьбу, соперничество, на то, чтобы  превзойти всех. Агональный дух  буквально пронизывал все сферы  жизни эллинов – и Олимпийские игры, и театральные постановки, и философские споры, и судебные тяжбы, и мифология, и политику. Он же и придавал древнегреческому фатализму героический характер. Видна связь агонистики эллинов с их представлениями о загробном мире – сумрачном и тоскливом царстве теней… Эллины хорошо бы поняли современный рекламный призыв: «Возьми от жизни все!», и не согласились бы с принципом: «Главное не победа, а участие»16.

8) Отвлеченный рационализм,  любовь к истине ради истины  – в отличие, например, от древних  египтян, да и от римлян, искавших преимущественно прикладное знание. Переход от эмпирических (опытных) представлений к понятийно-доказательному, теоретическому знанию сыграл большую роль в становлении науки. Но ее развитию в античном обществе мешало господство в нем мифологического мышления, которому отдавали порой дань даже величайшие мыслители.

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских  культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у  греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что «Гомер создал богов Греции», отражает какую-то историческую реальность.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Следующая доминанта греческой культуры – мифология. Греческая мифология – это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, где понимание мира предстает в соединении реальности и фантазии, в особенной форме запечатлены все стороны действительности и деятельности, образ жизни, нравы, обычаи и мышление людей этой эпохи. Для мифологии характерен такой взгляд на мир, в котором природа одушевлена, одухотворена, богоподобна, т. е. противостоит человеку не как «Оно», а как «Ты»17.

Характеризуя культуру Греции в целом, следует отметить, что в политике и науке  и  искусстве был сделан шаг вперед. Культура, созданная греками, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация. Не случайно мы будем в философии, как и во многих других областях культуры, постоянно обращаться к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества. Я считаю,  что культуру Древней Греции мы в полном праве можем называть колыбелью европейской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании вышеизложенного, сделаем краткие выводы.

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой тесно переплетены  и взаимосвязаны. Структура культуры опредмечиваются в ее ценностях  и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс  культурной деятельности. Базисные элементы культуры - материальная и духовная.

Развиваясь под влиянием  ранней  цивилизации,   культура   античности   внесла  огромный вклад в развитие мировой культуры.  Дошедшие до нас памятники   архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии,  являются  свидетельством  высокого уровня развития культуры. Они имеют  значение  не  только  как  произведения искусства, но и социально-нравственное значение. В целом же культура античности  явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

  Конечно, в столь  небольшой работе невозможно  полностью описать богатейшее  культурное наследие Греции, можно  только говорить об основных  чертах этой культуры.

Хотелось бы отметить, что все задачи, поставленные вначале работы, достигнуты и раскрыты. Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно сказать, что греки дали человечеству:

1) образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;

2) высокоразвитую мифологию; 

3) своеобразную религию; 

4) великолепную литературу;

5) художественность и  образность мышления;

6) изумительный театр,  танец, музыку, песню; 

7) совершеннейшую архитектуру; 

8) непревзойдённую скульптуру;

9) утончённую живопись;

10) разнообразное прикладное  искусство;

11) глубочайшую философию  (создали новый рациональный тип мышления);

12) науку (дали начала  многим отраслям знаний и научной  терминологии);

13) сформировали исторический  тип мышления;

14) подлинное право,  правовую психологию, правовое мышление  и правовое  поведение; 

15) образцы ораторского мастерства, величайшего искусства слова, диалогичность;

16) демократию, свободу,  различные формы власти, политическое  мышление;

17) новые формы социальности, подчеркнули значимость личностного  начала;

18) образцы общения,  образования и воспитания;

19) оригинальное военное  искусство, создали идеалы героизма  и патриотизма;

20) новые формы хозяйствования  и экономической деятельности;

21) физическую культуру, спорт, утвердили ценность здоровья, культ здорового тела;

22) открыли человека  как творца и творение культуры, открыли дух и человеческую душу, сняли ощущение человеческой неполноценности, сформировали представление об идеале культурного человека и многое другое.

Ни одна культура не может  похвастаться столь многочисленной плеядой гениев как античная. В работе была рассмотрена культура Древней Греции, но не стоит забывать, что античная культура это не только культура Древней Греции, но и Древнего Рима. Нет такой сферы деятельности, в которой греки и римляне не сказали бы своего слова.

Однако следует признать, что не всё в Греции и Риме было совершенным. Как и во всякой культуре, в античной, была и обратная сторона. Имели место и жестокость, и насилие, и фанатизм, и казарменность, и детоубийство, и низость, и суд над Сократом, и несправедливое заключение в тюрьму Фидия, и убийство Цицерона, и изгнание Аристарха, и преследование за атеизм, и тирания, и рабство, и дискриминация, и пессимизм, и невежество, и заносчивость, и недооценка других культур, и междуусобицы. Но на фоне величайших достижений негативное явно уходит на второй план. Оно ни в коей мере не сравнимо с теми положительными результатами, которых достигли этот великий народ. Всё это даёт нам право утверждать, что изучение, использование античного культурного наследия должно быть не только хобби, но и долгом каждого просвещённого человека. Симптомы надвигающихся радикальных перемен в культуре вынуждают нас обращаться к величайшей культуре прошлого, незыблемой античной классике. К ней можно относиться по-разному, но оставить без внимания, невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. - М., 2002. – 265с.
    2. Баумгартен Ф. Эллинская культура. - М., 2000. – 521с.
    3. Блаватская Т. В. Черты истории государственности Эллады. - М., 2003. – 452с.
    4. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 2001. – 365с.
    5. Бузескул В. П. Введение в историю Греции. - М., 2005. – 421с.
    6. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 2003. – 865с.
    7. Гамильтон Э. Мифы и легенды. Боги и герои Древней Греции и Рима. - М., 2003. – 254с.
    8. Гринбаум Н. С. Микенологические этюды (1959—1997). - М., 2001. – 123с.
    9. Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности. - М., 2002. – 123с.
    10. Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. - М., 1994. – 123с.
    11. Кармин А.С. Культурология. 3-е изд. / А.С.Кармин - М.: Издательство «Лань», 2005. - 784с.
    12. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. 1, 2. - М., 2003. – 452с.
    13. Кузищина В. И.  Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. - М., 2007. – 123с.
    14. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 2004. – 465с.
    15. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 2001. – 215с.
    16. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи / В.С.Поликарпов. – М., 2002. – 344с.
    17. Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции. Словарь. - М., 2004. – 425с.
    18. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла. - М., 2002. – 145с.
    19. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. - М., 2001. – 207с.
    20. Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. - М., 2001. – 317с.
    21. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М., 2006. – 221с.

Интернет-ресурсы

    1. А. Голышева // http://www.referat.ru/referats/view/29074
    2. А. Кравченко Культурология //

               http://www.countries.ru/library/ant/grdo.htm

    1. В. Миронов Древняя Греция // http://lib.rus.ec/b/169946/read
    2. Ю. Малюга. Культурология //

     http://www.countries.ru/library/ant/rimcult.htm

    1. А. Майданский. Древнеримская цивилизация//Древние цивилизации // http://www.countries.ru/library/ant/romeciv.htm
    2. В. Цуканов. Культурология для технических вузов // http://www.countries.ru/library/ant/grkm.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

1 Поликарпов, В.С. Лекции по культурологи. – М.: «Гардарика», 2002. – С.44.

2 Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. - М., 2001. – С. 27.

3 Кармин, А.С. Культурология. 3-е изд.  - М.: Издательство «Лань», 2005. – С.84.

4 Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности. - М., 2002. – 123с.

5 Штаерман, Е.М. Кризис античной культуры. - М., 2006. – С.22.

6 Кармин А.С. Культурология. 3-е изд. - М.: Издательство «Лань», 2005. – С.74 - 85.

7 Любимов, Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 2001. – С.25.

8 Кузищина В. И.  Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. - М., 2007. – С.13.

9 Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 2001. – С.35.

10 Гамильтон Э. Мифы и легенды. Боги и герои Древней Греции и Рима. - М., 2003. – С.25.

11 Бузескул В. П. Введение в историю Греции. - М., 2005. – С.41.

12 Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. - М., 2002. – С.25.

13 Гринбаум Н. С. Микенологические этюды (1959—1997). - М., 2001. – С.123.

14 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 2004. – С.46

15 Баумгартен Ф. Эллинская культура. - М., 2000. – 521с.

16 Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. - М., 2001. – С.317.

17 Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции. Словарь. - М., 2004. – 425с.




Информация о работе Теоретические основы античной культуры