Теоретические основы античной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Около пяти тысячелетий  назад на  юге Балканского полуострова  и окружающих его островах в восточном  Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть  величайшую роль в истории человечества, - античная культура. Внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, что, тем не менее, позволяет говорить об Античности как определенной целостности. Главное внимание мы все-таки уделим древнегреческой культуре.

То, что принято называть Античностью, античной культурой явление далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся по данному вопросу огромное количество публикаций существует большое разногласие в трактовке этого феномена, определения его исторических и географических границ.

Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

История мирового искусства переполнена  воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой  и римской мифологии, историей и  бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что  на современном этапе развития мировой  культуры важнейшим вопросом является ее формирование и развитие. Античность как тип культуры является фундаментом мировой культуры. Вряд  ли  какое-нибудь будущее открытие в  этой  области  сможет  коренным  образом  изменить  наше представление об этих  цивилизациях. Конечно, изучение древнего мира проводится не из  простого  любопытства. Исторические события взаимосвязаны  и  оказывают  большое  влияние  друг  на друга.

Целью курсовой работы является изучение античного типа культуры Древней Греции и его роли в формировании современной мировой культуры.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

  • раскрыть содержание понятия «культура»;
  • рассмотреть истоки античной культуры и влияние других культур;
  • дать общую характеристику древнегреческой культуры и цивилизации;
  • описать этапы становления древнегреческой культуры;
  • определить основные черты культуры Древней Греции;

Объектом исследования является непосредственно культура Древней Греции. Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участие лишь в немногих исторических сражениях, и мало кто из греческих полководцев сумел снискать великую славу.                                                Казалось бы, Греция в прошлом ничем не отличалась от своих соседей - ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями.  Однако именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века казался недосягаемым. Афинская демократия, основанная в те далекие времена, и ныне служит образцом для всякого, кто задумывается о равноправии и свободе каждого гражданина.

Хотя классической Греции давно не существует, влияние ее наследия на мировую культуру будет  продолжаться еще долгие и долгие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы античной культуры
  2. 1.1.Содержание понятия «культура». Культура как система человеческой жизнедеятельности

 

Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.

Культура - одно из самых  сложных слов, используемых в нашем  практическом и научном обиходе. Зачастую это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие «культура» в переносном значении аналогично понятию «хозяйство» и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков.

Понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях1.

Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее бесконечные проявления. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддийской, исламской, христианской), культурах различных социальных и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).

Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов к ее определению (антропологический, философский и  социологический).

Человек осознает себя культурным существом в той мере, в какой освобождается от власти внешних и первоначально еще чисто природных сил. Культура осознается, как то, что порождено, создано самим человеком в отличие от того, что существует независимо от него. В этом смысле можно сказать, что в открытии культуры нашло выражение осознание человеком своей зависимости от самого себя, от своей деятельности, от собственной творчески-продуктивной мощи. Этот вывод подтверждается историей самого термина «культура». У большинства лингвистов не вызывает сомнения, что оно произошло от латинского «сu1tuга» (возделывание, обработка, уход, улучшение). В классической латыни понятие «культура» употребляется, как правило, в значении обработки почвы земледельческого труда - агрикультура. Происхождение термина обнаруживает его связь с активной преобразующей деятельностью людей.

В понятии «культура» фиксируется как общее отличие  человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и  качественное своеобразие исторически  конкретных форм этой жизнедеятельности  на различных этапах общественного развития. Культура также характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

Целесообразно выделить три главных аспекта понятия  культуры. Во-первых, культура есть сфера  свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).

Первый аспект подразумевает, что культура представляет собой особую сферу (сектор) общественной жизни, в которой наиболее полно реализуются творческие потенции человека. Это, прежде всего искусство, наука, образование. Однако и сферы материального производства, или скажем, торговли могут быть не лишены творческой стороны, правда, при том условии, если предоставляют человеку возможность не быть только лишь исполнителем, а продумывать и реализовывать собственные замыслы.

Второй аспект культуры означает, что в ней всегда присутствует то, что свято, то, что признается безусловной ценностью. С ценностным отношением тесно связано понятие идеала, в частности нравственного и эстетического. Культура как представление о ценностях и идеалах не ограничена отдельным сектором жизни индивида и общества, а охватывает собой все ее стороны, придавая им определенную ценностно-мировоззренческую направленность и одухотворяя их.

Наконец, третий аспект, акцентирующий противопоставленность  «культуры и натуры», указывает  на то, что бытие человека и общества принципиально отлично от чисто природного существования, представляет собой особый мир, в котором определяющей является духовная сторона.

В трактовке культуры как сферы свободной самореализации личности (первый аспект) подчеркивается, что культура предоставляет человеку возможность свободно развиваться в духовном плане, осуществлять свои идеи, проекты, творческие замыслы. Культура не является внешней по отношению к человеку. Ее смысл в том, чтобы человек жил жизнью культуры, воспринимал ее достижения как часть своей души. Значение культуры в том и состоит, чтобы сохранять и развивать те богатства, которые заложены в душе человека, т.к. человеческая душа стоит дороже всех царств мира . В культуре человек выступает как универсальное существо. Это значит, что именно в этой сфере он принципиально открыт всему миру. В культуре как особой сфере человек выявляет и реализует свои неограниченные возможности познания и творчества, он обнаруживает способность превосходить все заранее установленные масштабы, ощущает себя существом творческим.

В трактовке культуры как отдельной сферы бытия  одновременно подразумевается, что  не все в обществе и человеке может  быть отнесено к сфере культуры. Существует также сфера, находящаяся  за пределами культуры. Во многих случаях  человек вынужден быть не творцом, а исполнителем. Наряду со сферой свободы, т.е. культуры, существует сфера необходимости. Человек подчиняется необходимости «в поте лица своего» добывать средства к существованию. Он вынужден подчиняться тем природным и социальным порядкам, которые не могут быть им приняты свободно, но которые он застает сложившимися, вступая в жизнь (или хотя бы считаться с ними). Наконец, человек не вправе уклоняться от исполнения тех обязанностей, которые возлагает на него долг, а это часто требует самопринуждения, самоограничения, не творчества, а простой исполнительности.

Культура как сфера  свободного творчества дает возможность  человеку реализовывать свою тягу к  самореализации, проявлению своей индивидуальности, свободной «игре» творческих сил. Это  означает, что в сфере культуры развитие человека и его творческих способностей выступает как самоцель. Не утилитарный результат, не практическая целесообразность, а внутренний интерес, любознательность, пытливость, выражение собственной идеи и духа автора произведения являются двигательными силами творчества в сфере культуры. В самом деле, произведения, например, искусства, если к ним подходить только лишь с утилитарно-практической точки зрения, предстанут как то, что не оправдано, не имеет смысла, ведь их создание не направлено на решение какой-либо практической задачи. Они оправданы только с иной, более высокой точки зрения - как формы развития человеческого духа, как то, что призвано возвышать и облагораживать человека, как то, что пробуждает в человеке чувство прекрасного, что украшает жизнь человека, приподнимая ее над заботой о хлебе насущном и превращая ее в жизнь подлинно человеческую. Именно такой подход, ставящий познание и творчество человека выше утилитарно-практических интересов, позволяет верно оценить значение культуры в жизни человека и общества2.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие  «культура» относится к числу  тех общеисторических категорий, которые  имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.

 

1.2.Истоки античной культуры

Довольно точно можно сказать, когда античность закончилась: в IV в. Римская империя разделилась на Западную и Восточную, а в конце V в. (476 г.) с низложением последнего императора Ромула Августула античность, по крайней мере, номинально, уступила место средневековью. Дата весьма условна: античность продолжала жить и до сих пор живет в психологических установках, идеях, сюжетах, терминах, традициях. Но эта условность конца античности несравнима с условностью и хронологической размытостью ее начала. Здесь нельзя указать на какое-нибудь крупное политическое событие и связать с ним наступление античной эры. И хотя для всех нас античная культура - связное и единое целое, ее по-разному видят и воспринимают даже специалисты - античники.

Пытаясь привести в систему  ту совокупность сведений о древних греках, которую принято считать началом и даже классическим образцом античной культуры можно натолкнутся на множество фундаментальных трудностей: на «греческое чудо»3.

Но с какими бы мерками  ни подходить к античной культуре, а идут к ней с мерками разными, в итоге получается всегда один результат: античность - наше детство, она ни на что не похожа. Алфавитная письменность, грамотность, чеканка монеты, теоретическое мышление, искусство, логический формализм, человеческое достоинство, личность, общность целей, равенство, свобода, т.е. большинство привычных и обжитых нами социальных установлений и даже само право видеть в этих установлениях строительный материал для более совершенного и разумного будущего, - все это уходит корнями в античность и обрывается в ней. Вполне возможно, что как раз эта множественность и преемственность наших связей с античностью ответственна за эффект неопределенного и размытого начала.

Нет единства и в оценке классических форм проявления античности, хотя наибольшим признанием пользуется мнение о превосходстве и самобытности греческой фазы, которая творит и устанавливает античные образцы, тогда как римская фаза выглядит производной. Идею исторической смены фаз, когда за крито-микенской культурой с едва намеченным отклонением к античности следует гомеровская Греция, а за нею классика и эллинизм, дополняют иногда идеей блуждающего эпицентра в том смысле, в котором говорят иногда об эпицентре тайфуна.

Информация о работе Теоретические основы античной культуры