Структура культуры, ее основные компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Происхождение и значение термина «культура»……………………….4
2. Структурная целостность культуры …………………………………….6
3 .Структура культуры ……………………………………………………...9
4.Функции культуры ……………………………………………………….15
5.Основные компоненты культуры ……………………………………….20
Заключение ……………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

контр. культура и мекульт. взаимодействия.docx

— 67.10 Кб (Скачать файл)

 

технологию — это специально организованная деятельность, ориентированная  на достижение результатов. В зависимости  от типа объектов, на создание которых  они ориентированы, можно выделить различные типы технологий: технологии создания физических объектов, социальные технологии, ориентированные на организацию  социального взаимодействия, символические  технологии, связанные с порождением  и трансляцией символов.

 

 Важно отметить, что  любую культуру необходимо воспринимать  лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны,  но и взаимозависимы, взаимодополняемы.

 

 Воспроизведение культуры  как целого осуществляется на  трех уровнях: 

 

сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой;

 

обновление культуры, институты  обновления знания, инновационные воздействия  на «код» культуры;

 

трансляция культуры —  опредмеченный мир культуры как  мир социализации индивидуума.

 

 Все три уровня, характеризуя  культуру в широком спектре  ее

формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика»  экономика и т.д.), в то же время  позволяют выявить структуру, образ  деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры и предполагает постановку, а также концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.

 

 Воспринимая культуру  на всех ее уровнях и в  единстве ее составляющих, можно  определить ее предназначение  и цели. В узком смысле, целью  культуры является всесторонне  развитие человека, удовлетворение  его основных потребностей, а  так же потребностей в творческой  реализации своих возможностей  и способностей. В широком смысле  цель культуры определяется как  накопление и передача достижений  социокультурного опыта человечества  в целом.

 

 

3 .Структура культуры

 

 

 Как отмечалось в  предыдущем параграфе, культура  служит средством удовлетворения  тех или иных человеческих  потребностей.

 

Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходимом. Но лучше сказать, что потребность  — это сама необходимость в  чем-либо, т.е. внутренне обусловленное  состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость  удовлетворения.

 

 Различают исходные, или  первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией  и психикой, и вторичные, которые  образованы в нем жизнью в  обществе или культурой. Потребность  в каких-либо вещах или в  действиях делает их значимыми  для человека, пробуждает в нем  интерес и деятельность, направленную  на их удовлетворение, которая  может быть творческой, а может  быть и пустыми хлопотами. 

 

 То, что имеет какое-то  значение для человека и пробуждает  интерес, преобразуется в ценности. Мир ценностей и их производство  – является важным структурным  элементом культуры. Следовательно,  образуется следующая цепочка  понятий: потребности — интересы  — ценности — культура.

 

 Каждое понятие содержит  в себе предшествующее, а устойчивость  и тесную связь всех звеньев  в цепочке обеспечивает традиция  как способ существования культуры. Роль традиции в том, что  она создает непрерывность культуры  и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция  выступает как потребность в  самой культуре. Ее можно представить  как «генетику культуры».

 

 Однако традиции иногда  могут восприниматься как пережитки,  то есть как препятствия дальнейшему  развитию культуры. Они могут  исчезать, а затем вновь возрождаться. Традиции могут быть позитивными,  когда что-то воспринимается, но  могут быть и негативными, когда  что-то отвергается, поскольку  это «не в традиции», как  говорят, для данного общества  или группы людей. 

 

 Время производит отбор традиций, но вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

 

 Не смотря на то, понятие культура имеет множество  значений, любая культура вбирает  в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых  человеком. При таком подходе  культура предстает как единое  образование, состоящее из двух  частей: материальной культуры и  духовной культуры.

 

Материальная культура —  одна из частей целостной человеческой культуры, воплощенная в форму  вещи духовность человека, результаты творче­ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

 

Духовная культура — одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

 

 Важная роль в духовной  культуре общества принадлежит  искусству. Специфика искусства,  позволяющая отличать его от  всех других форм человеческой  деятельности, заключается в том,  что искусство осваивает и  выражает действительность в  художественно-образной форме. Она  является результатом конкретной  художественно-творческой деятельности  и одновременно — реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отноше­ния к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

 

 Художественный образ  — это суть искусства, это  чувственное воссоздание жизни,  сделанное с субъективных, авторских  позиций. Художественный образ  концентрирует в самом себе  духовную энергию создавшей его  культуры и человека, проявляя  себя в сюжете, композиции, цвете,  звуке, в том или ином зрительном  толковании. Иными словами, художественный  образ может быть воплощен  в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже  время реализовать себя как  музыкальное произведение, картина,  роман, а также фильм и спектакль  в целом.

 

 Как всякая развивающаяся  система, искусство отличается  гибкостью и подвижностью, что  позволяет ему реализовывать  себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и  функционирование произведений  искусства происходит в рамках  художественной культуры, которая  объ­единяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

 

 Искусство обогащает  культуру духовными ценностями  через художественное производство, через создание субъективированных  представлений о мире, через систему  образов, символизирующих смыслы  и идеалы определенного времени,  определенной эпохи. Следовательно,  искусство имеет три измерения:  прошлое, настоящее и будущее.  В соответствии с этим возможны  различия в типах тех ценностей,  которые, создает искусство. Это ретро ценности, которые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее.

 

 Роль искусства в  развитии культуры противоречива.  Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе  возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря  объективации, способно поддерживать  открытость системы ценностей,  открытость поиска и выбора  ориентации в культуре, что, в  конечном счете, воспитывает духовную  независимость человека, свободу  духа. Для культуры это важный  потенциал и фактор ее развития.

 

 Однако стержневой  основой духовной культуры, выступает  религия. В религии как форме  духовно-практического освоения  мира осуществляется мысленное  преобразование мира, его организация  в сознании, в ходе которой  вырабатывается определенная картина  мира, нормы, ценности, идеалы и  другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

 

 Главное почти во  всякой религии — это вера  в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом,  рациональным путем. В этом  ключе и формируются все ценности  религии. Культура, как правило,  модифицирует становление религии,  но, утвердившись, религия начинает  изменять культуру, так что дальнейшее  развитие культуры идет под  значительным влиянием религии.  Э. Дюркгейм подчеркивал, что  религия оперирует в основном  коллективными представлениями  и поэтому сплочение, и связь  — главные ее регулятивы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде всего, через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Основу религии составляет та или иная культовая система, т. е. система обрядовых действий, связанная с определенными представлениями о сверхъестественном и возможностью общения с ним. В ходе исторического развития в обществе происходит институционализация культовых систем, обретение ими формы той или иной организации. Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь — объединение верующих и служителей культа на основе определенного вероучения и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди которых на первом плане - формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию ценностей, придает им святость и безусловность, это ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» — от земных и обыденных до божественных и небесных.

 

 Требование постоянного  морального совершенства человека  в русле предлагаемых религией  ценностей создает поле напряжения  смыслов и значений, попадая в  которое человек регламентирует  свой выбор в границах греха  и справедливости. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих  систем, включает в систему «мир—человек»  дополнительное опосредующее образование  — сакральный мир, соотнося  с этим миром свои представления  о бытии в целом и целях  человеческого бытия. Это порождает  тенденцию к консервации ценностей  и культурных традиций, что может  вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских  ценностей. Светские ценности  более условны, они легче подвергаются  преобразованиям, и интерпретации  в духе времени. Общая тенденция  проявляется здесь в том, что  в развитии культуры постепенно  усиливаются процессы секуляризации,  т. е освобождения культуры  из-под влияния религии. Эти  процессы в первую очередь,  связаны с усиливающейся потребностью  людей в создании собственной  картины мира, через его постижение и осмысление. Так появляется еще один структурный элемент культуры - философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»).

 

 Философия возникла  как духовное преодоление мифа, и религии, в том числе, где  мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

 

 Духовная эволюция  через миф, религию и философию  привела человечество к науке,  где достоверность и истинность  получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Самый важный результат научного прогресса — возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями - это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизующая сила, а культура — как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешились и по сей день, поэтому, в определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технитизированные формы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая цивилизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Поэтому можно говорить о том, что ценность научного знания пропорциональна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание — сила!» — утверждал Ф. Бэкон. Но для каких целей, и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки — истина, в то время как высшая ценность для культуры — человек.

Информация о работе Структура культуры, ее основные компоненты