Структура культуры, ее основные компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Происхождение и значение термина «культура»……………………….4
2. Структурная целостность культуры …………………………………….6
3 .Структура культуры ……………………………………………………...9
4.Функции культуры ……………………………………………………….15
5.Основные компоненты культуры ……………………………………….20
Заключение ……………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

контр. культура и мекульт. взаимодействия.docx

— 67.10 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический  уневерситет»

Институт психологии

Кафедра педагогической психологии.

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире

На тему: «Структура культуры, ее основные компоненты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил:

                                                                                      Студент группы ЗПСО101с

                                                    Шабанова С.В.

 

                                              Проверил:

                                                                     Старший преподаватель

                                                     Кафедры ПП

                                                           Попова Е.В.

                                                                           

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

РГППУ

2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

    1.Происхождение  и значение термина «культура»……………………….4

    2. Структурная  целостность культуры …………………………………….6

    3 .Структура культуры ……………………………………………………...9

    4.Функции культуры ……………………………………………………….15

    5.Основные компоненты культуры ……………………………………….20

Заключение ……………………………………………………………………25

Библиографический список…………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Феномен культуры является  исторической категорией, вбирающей  в себя множество значений  и смыслов, которые формировались  и трансформировались на протяжении  веков. Благодаря достижению человечеством  определенного уровня осознания  и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только  в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

 

 Возможность построения  обобщающей модели культуры привлекает  внимание представителей разных  наук: философии, психологии, истории,  археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это, только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального меж предметного исследования культуры.

 

 Культура, являясь, прежде  всего социальной категорией  имеет соответственно свои особенности,  и несет в себе некоторые  социальные функции, которые и  будут рассмотрены в данной  работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Происхождение  и значение термина «культура»

 

 

 Понятие «культура» (происходит  от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

 

 Со временем слово  «культура» стало вбирать в  себя всё более широкий круг  предметов, явлений, действий, общим  свойством которых было их  человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека.

 

 Лингвисты отмечают, что  до XVII века термин «культура»  не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях,  означая совершенствование, улучшение  того, с чем сочетался: «culture juries»- выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.

 

 Более четкое содержание  термину «культура» впервые придал  немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

 

 В XVIII веке продолжая  античную традицию, идеологи просвещения  с помощью термина «культура»  выражали идею культуры как  сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого  начала в человеке» в противоположность  природному, стихийному, животному.  Таким образом, в эпоху просвещения  культура трактовалась как средство  возвышения человека, совершенствования  духовной жизни и нравственности  людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение  «истинной человечности», «подлинно  человеческого бытия». К ней относится  только то, что выражает достоинство  человека и способствует его  развитию. Следовательно, не всякий  результат деятельности человеческого  рода заслуживает того, чтобы  называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура  рассматривалась и как имеющийся  в действительности, реально существующий  и исторически меняющийся образ  жизни людей, специфика которого  обусловлена достигнутым уровнем  человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.).

 

 В дальнейшем закрепилась  расширительная трактовка культуры: культура охватывает все, что  отличает жизнь человеческого  общества от жизни природы,  все стороны человеческого бытия.  Она включает в себя не только  результат духовной деятельности  человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д.  В узком смысле культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.

 

 Еще в одном смысле  понятие культуры раскрывает  сущность человеческого бытия  как реализацию творчества и  свободы. Конечно, здесь надо  различать, во-первых, свободу как  неотъемлемую духовную потенцию  человека и, во-вторых, осознание,  и осознанную социальную реализацию  свободы. Без первого культура  просто не может появиться,  но второе достигается лишь  на сравнительно поздних стадиях  ее развития. Далее, когда речь  идет о культуре, то имеется  в виду не какой-то отдельный  творческий акт человека, но творчество  как универсальное отношение  человека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение человека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

 

 В наше время слово  «культура» является одним из  наиболее употребляемых и в  обыденном языке, и во множестве  научных определений, что говорит  как о многозначности термина,  так и о многообразии самого  феномена культуры. В 60-е годы  нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний  день существует около 400 различных  научных определений данного  феномена.

 

 С содержательной точки  зрения под культурой понимается  совокупность биологически ненаследуемых,  искусственно созданных людьми  материальных объектов, идей образов,  технологий их изготовления и  оперирования ими, устойчивых  связей между людьми и способов  их регулирования на основе  оценочных критериев, имеющихся  в обществе. Для каждого общества  все эти составляющие в их  конкретно - исторической форме  образуют ее социокультурный  комплекс, или культуру данного  общества.

 

 В обыденной жизни  термин культура употребляется  либо для обозначения оптимального  функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью  и образованностью («культура  поведения», «культура мышления»,  «культура чувств» и т.п.). В  публицистических штампах («наука  и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область  культуры ограничивается сферой  искусства и нравственностью.  Таким образом, обыденным сознанием  культура воспринимается как  сумма ценностей, некий исторически  сложившийся эталон совершенства, к которому должно стремиться  общество.

 

 Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

 

 

2. Структурная  целостность культуры

 

 

 Культура выступает как предмет и область глобального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально отличного от существующего в мире живой природы. Задача глобалистики — построить «генетику» культуры, кото­рая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных проблем:

 

 выявление «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта;

 

 изучение факторов, оказывающих  расшатывающее, мутационное воздействие  на «гены» культурно-исторических  образований, перестраивающих их  «код» в процессе творчества;

 

 изучение суммарных  последствий такого развития  как реальной истории «очеловечивания»  мира.

 

 В соответствии с  таким подходом к изучению  культурных феноменов на данном  этапе развития социологического  знания выделяются следующие  структурные составляющие культуры:

 

явления культуры или артефакты(от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия;

 

паттерны - относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Поясняя  данное понятие, можно говорить о  том, что культура включает в себя образцы человеческих отношений. Известный  американский ученый Дж. Ханигман выделил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складываются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы — паттерны. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, государственное творчество), а могут быть и специфичными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы.

 

смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее  отношение каждого отдельно взятого  человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов  и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для  человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих  себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир  превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры. Объединяя и  вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания  и сопереживания, язык для выражения  тончайших движений души. Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей, образуя тем самым смысловые доминанты. Из смысловых доминант образуется еще одна составляющая культуры – символические объекты.

 

символические объекты –  это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.

Информация о работе Структура культуры, ее основные компоненты