Структура культуры, ее основные компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Происхождение и значение термина «культура»……………………….4
2. Структурная целостность культуры …………………………………….6
3 .Структура культуры ……………………………………………………...9
4.Функции культуры ……………………………………………………….15
5.Основные компоненты культуры ……………………………………….20
Заключение ……………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

контр. культура и мекульт. взаимодействия.docx

— 67.10 Кб (Скачать файл)

 

 Таким образом, что бы ни являлось основой функционального анализа феномена культуры, главное здесь то, что все богатство и целостность каждой культуры, формирует определенный способ осознания и мира, и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, называется культурная картина мира — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Так в конечном итоге смысловые связи, образованные благодаря культуре формируют те фундаментальные ритмы, образы и значения человеческой жизни, те пространственные и временные зависимости, которые составляют предпосылку культурного процесса.

 

 

5. Основные компоненты  культуры

 

 

 

1. Ценность - это результат  оценивания агентом (субъектом)  сравнительных качеств нескольких  объектов с точки зрения своих  или принимаемых как своих общественных интересов. Оценивание происходит по двум основным шкалам: потребительной стоимости (что полезнее?) и меновой стоимости (что дороже, на что можно выменять больше других вещей?). В самих вещах нет никакой ценности. Она возникает лишь как результат оценки, то есть соприкосновения действующего агента (индивида, группы, организации) с объектом. Так, нефть имеет ценность лишь для людей, научившихся делать из нее керосин или бензин. Ценность выступает всегда в контексте определенной человеческой практики. Так, рубль - это ценность лишь в России, в других странах его как платежное средство не примут, а во многих невозможно даже и обменять на местную валюту, следовательно, там его стоимость равна стоимости бумажки.

 

Потребительная и меновая  стоимость тесно переплетаются. Ценно то, что полезно. Одни ценности способны удовлетворять потребности  людей непосредственно, другие косвенно: бриллиант, который я никогда  не буду использовать как украшение, полезен в качестве средства платежа.

 

Ценности располагаются  на шкале, с помощью которой люди оценивают, сравнивают действия, вещи, других людей и себя. Как писал  В.Маяковский, "Кроха-сын пришел к отцу и спросила кроха: "Что такое хорошо и что такое плохо?" Оценивая что-то как "плохое", мы автоматически противопоставляем это что-то чему-то "хорошему". Ценности всегда выступают как шкала, на которой есть противоположные полюса: очень ценно, ценно, в какой-то мере ценно, ничего не стоит (хлам), антиценность (вредно, опасно). Во многих случаях ценности могут иметь денежное выражение. Когда мы говорим, что вещь Х имеет ценность, мы ее располагаем в том или ином месте ценностной шкалы.

 

С помощью шкалы ценностей  человек структурирует окружающий его мир, раскладывая предметы и  явления по критерию их ценности, то есть полезности. В результате в  сознании существует своего рода классификатор  как ментальная структура. В своей  практической деятельности человек, сталкиваясь  с необходимостью оценивания, использует эту шкалу ценностей, характеризуя реальных конкретных людей, их действия, вещи как очень ценные или как  совершенно бесполезные. В результате происходит конструирование социальной реальности с помощью этой ментальной структуры - шкалы ценностей. Конкретно  это проявляется в том, что  от некоторых объектов, людей (опасных, ненужных) стараются дистанцироваться. Так, происходит отселение из районов, перегруженных промышленностью  или преступниками. Здесь падает цена на жилье, отсюда начинается миграция. Качества, которые высоко оцениваются (то есть являются полезными для  оценщика), вознаграждаются относительно высоко, качества, которые оцениваются  как опасные или бесполезные, наоборот, ведут к наказанию или  в лучшем случае отсутствию вознаграждения. При этом любое качество оценивается  только в контексте определенных социальных и культурных отношений, в другом контексте оно может  иметь совершенно иную оценку. Так, водка - ценный напиток в среде пьющих, но совершенно бесполезный среди трезвенников, а у воинственных трезвенников она является антиценностью. Вещь, ценная в силу своей модности сегодня, через пять-семь лет может вызвать насмешки, став символом старомодности.

 

Ценности выступают важными  регуляторами поведения людей во всех сферах, в том числе и в  потреблении. Они выстраиваются  в шкалу, на которой одни предметы притягивают, другие оставляют равнодушными, третьи отталкивают. Соответственно потребитель  использует шкалу ценностей, как  путешественник компас.

 

Изменение социальной практики ведет к изменению ценностей, поэтому они носят конкретно-исторический характер, обусловленный временем. Кроме того, в рамках одного общества одного и того же времени есть разные субкультуры, которые могут иметь  различные, а то и противоположные  ценности.

 

2. Нормы - это правила,  образцы поведения, навязываемого  культурой. Нормы многослойны.  Идеалы - это нормы, которые восхищают,  манят, но не достижимы. Идеалы  задают направление действий, но  не предполагают, что люди должны  достигать целей. Схожую роль  играют стороны света: идти  на север - еще не значит  добираться до Северного полюса. В христианстве таким идеалом  выступает Христос. Образцы - это  рекомендуемые модели поведения,  которые труднодостижимы, но при  должном старании, характере и  способностях реальны. В качестве  образцов выступают святые, герои, "звезды" и т.д. Если человек  не достигнет уровня образца,  его никто не осудит. Существуют  минимально допустимые модели  поведения, не вызывающие ни  одобрения, ни осуждения, а  также модели недопустимого поведения,  описывающие такие действия, которые  рассматриваются данной культурой  как преступные, аморальные и  т.д.

 

Нормы проявляются в разных формах:

 

 Право - это нормы  поведения, закрепляемые законом.  Обычно закон ограничивается  описанием модели недопустимого  поведения, которое в данном  случае называется либо преступлением,  либо правонарушением. Во многих  странах действуют законы, определяющие  права потребителей и описывающие  нарушения торгующих и производящих  организаций, за которые те  подлежат наказанию. Нарушение  закона предполагает наказание  силой государства. Закон - это  норма, гарантируемая государством  и потому имеющая прямо принудительный  характер: одни выполняют эти  нормы добровольно, других принуждают  с помощью физической силы.

 

Законы многих стран в  той или иной мере регулируют потребление, формируя рамки дозволенного как для продавцов, так и для покупателей. В тех странах, где ведется активная борьба с курением, оно запрещено в общественных учреждениях (офисах, учебных заведениях и т.п.). Причем запрет курения в таких местах закреплен законом, нарушение наказывается. Часто жестко регулируются нормы продажи и потребления спиртных напитков. Так, суровое наказание во всех странах мира существует за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, за появление в таком виде в общественных местах.

 

 Мораль - это свод норм  поведения, регулирующих наиболее  важные принципы поведения людей.  Нарушение моральных норм называют  аморальным поведением, нарушителей  - аморальными людьми. Главными санкциями  против нарушителей являются  общее осуждение, изоляция.

 

 

 Как писал классик либерализма А.Хайек, - имеет смысл только при противопоставлении ее импульсивному, нерефлексивному поведению, с одной стороны, и рациональному расчету, нацеленному на получение строго определенных результатов, - с другой" (Хайек 1992: 26). Например, вам ужасно жарко, но вы идете одетым, потому что усвоенные вами моральные нормы не позволяют сбросить всю одежду на улице. Эти нормы в данном случае подавляют как импульсивное желание освежить себя, так и рациональное предложение сбросить то, что создает перегрев организма. Моральные нормы заставляют нас не брать товар в магазине без оплаты, даже если мы находимся вне зоны видимости продавца. У человека, освоившего моральную норму "не укради", милиционер сидит не в будке, а под коркой головного мозга.

 

 Обычаи - это нормы  повседневной жизни, передающиеся  от поколения к поколению. Главным  признаком обычая является его  преемственность. Обычай основывается  на аргументе: "Так делали всегда, так поступали наши предки". Ф.Хайек писал, что "обычай и традиции находятся между инстинктом и разумом - в логическом, хронологическом и временном смысле" (Хайек 1992: 44).

 

 Религия - это совокупность  норм, якобы предписанных Богом  или богами. Аргументом в пользу  религиозных норм обычно являются  ссылки на священные книги  (Коран, Библию и т.д.). За нарушение  религиозных норм предполагается  два рода негативных санкций:  наказание на том свете (например, попадание в ад) или отлучение  от церкви, порицание со стороны  священнослужителей или единоверцев.  Религиозные нормы часто включают  регулирование потребления пищи (перечень запретных продуктов,  пост и т.п.), использование одежды.

 

 Мода - отличается своим  непостоянством; источником ее является  референтная (эталонная) группа.

 

3. Язык - это средство общения  с помощью символов, понимаемых  всеми принадлежащими к данной  культуре людьми. Язык культуры  не ограничивается обычным языком, опирающимся на звуки, он включает  язык жестов, специальных сигналов, в качестве языка могут выступать  и различные элементы потребления  (например, стиль одежды). Элементами  языка выступают знаки, символы,  правила их соединения. Язык действует  в пределах только данной культуры  или субкультуры, вне ее он  не поддается или плохо поддается  пониманию.

 

4. Санкции - это реакция  носителей данной культуры на  степень соблюдения культурных  норм. Санкции бывают позитивными (орден, премия, звание, народное признание, популярность, восхищение, одобрение и т.д.) и негативными (смертная казнь, лишение свободы, штраф, изоляция от окружающих, насмешки и т.д.). Через санкции определенный вид потребления может или стимулироваться, или тормозиться. Например, курильщик в некурящей среде обычно встречает более или менее явные негативные санкции: его отсылают курить в туалет или на лестничную площадку, если он один, то курение означает прерывание общения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Подводя итог, можно говорить о том, что культура - это сложная  многоуровневая система, вбирающая  и отражающая противоречия всего  мира, которые проявляются:

 

1. в противоречии между  социализацией и индивидуализацией  личности: с одной стороны, человек  неизбежно социализируется, усваивая  нормы общества, а с другой, - стремится  сохранить индивидуальность своей  личности.

 

2. в противоречии между  нормативностью культуры и той  свободой, которую она представляет  человеку. Норма и свобода - два  полюса, два борющихся начала.

 

3. в противоречии между  традиционностью культуры и тем  обновлением, которое происходит  в ней.

 

 Эти и другие противоречия  составляют не только сущностную  характеристику культуры, но и  являются источником ее развития.

 

 Таким образом, изучив изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.

 

 Субъектом культуры  выступает человечество, нация, социальная  группа и человек. Предметные  формы бытия культуры – это  плоды творческой активности  народа, шедевры гениев, талантов. Но  сами по себе предметные и  знаково-символические формы культуры  имеют лишь относительно самостоятельный  характер: они мертвы вне человека  и его творческой деятельности.

 

 Некогда культуры отличались  большей замкнутостью. В ходе  своего многопланового развития  они становятся все более открытыми  для всевозможных влияний: происходит  процесс взаимодействия компонентов  культур и жизнь вырабатывает  все более гибкие механизмы  этого взаимодействия, что способствует  общему подъему культуры на  более высокий уровень. Взаимодействие  различных видов и форм культуры  является основой происходящего  на наших глазах процесса формирования  общечеловеческой цивилизации. В  этом смысле культура предстает  как социальное явление и выступает  как фактор возникновения и  становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах.

 

Ценностями культуры выступают  различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности: природа, мораль, (внешние регулятивы поведения, нравственность, внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

  1. Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997. – 617с.

 

  1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ – ДАНА, 1998. – 788с.
  2. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994. – 549с.

 

  1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608с.

 

  1. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Прогресс, 1994, - 319с.

По 

  1. Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. - 1987. №6. с.12-15

 

  1. Флиер А. Я. Культура как смысл истории //Общественные науки и современность. - 1999. № 6. с. 153—154.

 

  1. http://www.proweb.ru/articles/oglavlenie5/glava3/struktura

 

  1. Методическое пособие по Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура культуры, ее основные компоненты