Основные компоненты духовной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:49, реферат

Краткое описание

Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат посихология делового общения.docx

— 27.61 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО – ДОРОЖНЫЙ                    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

 

 

 

Факультета управления

 

Кафедра социологии и управления

 

 

Реферат по дисциплине:

«  Психология делового общения»

 

Основные компоненты духовной культуры

 

 

 

Выполнил:

Студент  4 курса

Факультета управления

Группы 3УП2

Джайсвал Сантош

Проверила:

Старший преподаватель

Кафедры социологии и управления

Дворянинова И.С. 

 

 

 

 

Москва

2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам  ранее по учебникам истории, сегодня  во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с  Божьей помощью, усилиями и подвигами  наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия  Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.

Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен  сироте без роду, без племени, и  не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный  на подобии позвонков из культур  и устремлений всех наций и  народностей, её населяющих. Сколько  раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий  хребет! Но и после смуты, после  бунтов, переговоров, революций, после  всех ударов, под которыми не устояли  бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.

Мы живём в новом  веке, ещё не сделано множества  великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как  бы открывая новую страницу в истории  человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим  самое лучшее нашим детям.

Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам  век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что  человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом  колеса истории. И всё-таки есть ещё  в мире вещи, до которых не дотронулась  рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что  свято хранилось нашими предками и обегалось, дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное  и преумножить, добавив что-то новое  – это наша культура.

 

 

Компоненты духовная культура

1.1 Духовная культура

Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает еще один очень  важный момент — культуру. Степень  развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций. Что же такое культура, из каких  элементов она состоит и какое  место занимает в жизни человека и общества?

Термин «культура» — латинского происхождения. Первоначально он означал  «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более  общее значение. Культуру изучают  многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается  до 500 определений культуры. Обратимся  к одному из них, наиболее часто встречающемуся в общественных науках. В самом  общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Различают материальную и  духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального  производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и  созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все  элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с  тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты  — вещи, технические средства, произведения искусства и т. д. Например, наши знания в электронной технике относятся  к духовной культуре, а компьютеры, телевизоры, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре.

Итак, культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности  человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. И не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.

 

1.2 Духовная культура личности

Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных  с его культурой, во многом зависят  от особенностей подхода к определению  последней. Ныне существует большое  количество определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью  культуры. «Чем богаче подлежащий определению  предмет», – писал Гегель, – т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции».

Каждая из наук, изучающих  вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования, выявляет те её стороны и отношения, которые  попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в  жизни общества, успехи, достигнутые  в научно – теоретической мысли, во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.

История разработки философских  теоретических проблем культуры восходит к XVIII – XIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма, где за основу, как писал К.Маркс, принимался «только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд».

В противовес природе культура обозначала духовное начало, духовные способности и возможности человека, вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии «как чисто духовная практика, целиком обусловленная  деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого  сознания». С возникновением материалистической диалектики, признающей основополагающую роль материального производства в жизни общества, закономерно утверждается концепция двуединого строения культуры – материальной и духовной.

Формирование духовного  мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование  комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное  и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально–экономических  отношений до окружающей воспитуемого морально–психологической атмосферы  – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

Формирование культуры личности, включающее в себя действие как объективных, так и субъективных факторов, взаимодействующих  между собой, происходит не только в  результате сознательного и целенаправленного  на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий  жизни людей.

Мир материальных предметов, отражаясь в сознании ребёнка, рождает  определённое к ним отношение, создаёт  потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное  включение его в социальную жизнь  помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого  существования не даёт оснований  говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения  с другими людьми, т.е. действуют  в соответствии с установившимися  нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий  разработки концепции формирования личности, её духовного мира.

Объективные условия формирования культуры подрастающего поколения  не всегда достаточно точно и полно  отражают особенности его возрастного, профессионального и индивидуально  – типологического характера. Только органическая связь воздействий  объективных условий и субъективного  фактора может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности согласно заданной модели.

Этим объясняется значение комплексного, системного характера  формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни, представляющей собой целостную систему.

В своей работе «Духовная  жизнь общества» А.К.Уледов даёт определение духовной жизни общества, как реальный процесс существования  людей, способ общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную  сферу, связанную с производством  и распространением сознания, удовлетворения их духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как образование, выражающее то общее, что присуще  духовной жизни как системе.

Выступая качественным показателем  духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична  структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы  представляет собой единство таких  компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения  и общение.

По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного, экологического и трудового воспитания.

Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что  он даёт возможность исследовать  в единстве и взаимосвязи все  компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни, раскрыть закономерности становления  гармонически развитой, общественно  активной личности.

«Духовное выживание возможно» - так считали участники дискуссии, которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения  философии, политологии, культуры. В  ней приняли участие: Б.Неменский  – член-корреспондент АПН, народный художник; Е.Квятковский – действительный член АПН; В.Лакшин – главный редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат педагогических наук; Л.Буева – академик, секретарь  отделения философии, политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась  концепция художественного образования  как фундамента системы эстетического  развития учащихся в школе (руководитель работы Б.Неменский) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е.Квятковского).

Б.Неменский, в частности, утверждает, что различные виды искусства  способны вводить ребёнка в мир  природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир  красоты и нравственности. И делают это лучше и легче, чем научные  дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и  должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека. «Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства? Сейчас, например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без искусства в старших  классах? Где это доказано , что  старшеклассник может развиваться  без музыки и ИЗО? Без искусства  – от первого до выпускного класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак, искусство  является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и  к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного  цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение  в структуре образования, стать  точкой роста новой, очеловеченной  системы образования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные компоненты культуры

2.1 Традиции и новаторство в культуре

У культуры, как у всякого  диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.

Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря  которой происходит накопление и  трансляция человеческого опыта  в истории, и каждое новое поколение  людей может актуализировать  этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят  ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над  творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек  формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий  набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих  программах происходят крайне медленно. Такова в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что  они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций.

Информация о работе Основные компоненты духовной культуры