Структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:42, контрольная работа

Краткое описание

1. Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы
2. Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотические аспекты культуры
3. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и постоянство в системе культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

КР культурология.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема 3. Структура  культуры

 

  1. Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы
  2. Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотические аспекты культуры
  3. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и постоянство в системе культуры.

 

Введение

 

В современной  России происходят кардинальные изменения  в социальной культуре, формируется  новый тип цивилизации. Его характеризуют определенные формы культурного обустройства общества, такие как - коммуникационные, транспортные технологии, которые, в свою очередь, вызывают многие социальные изменения – демографические, нравственно-эстетические, социально-политические, экологические т.п. Поэтому остро встает проблема осмысления места и роли культуры в жизни современного российского общества, осознание происходящих в нем социальных и культурных процессов.

В разных научных трудах называются различные количество существующих определений самого понятия «культура» - от 150 до 300 и даже до 5 тысяч. Впервые этот научный термин появился в древнем Риме.

Разговор о культуре следует начать с этимологии этого  слова. В прямом переводе с латинского «cultura» обозначает возделывание, обрабатывание. А так как возделывать и обрабатывать можно все что угодно, понятие «культура» употребляет по самым различным поводам.

Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) - один из основных элементов религии (это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы).

Культура - собирательный  образ, включает и религию, и искусство и др. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура - это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития. Два способа овладения культурой: межличностное общение и самообразование.

 

  1. Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. Поэтому  вся культура делится на материальную и духовную.

Различия материальной и духовной культуры исторически  обусловлены конкретными условиями  разделения труда. Они относительны, так как материальная и духовная культура выступают составными частями всей системы культуры и происходит все большая их интеграция. В наше время возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры, это развитие техники, средств информации – радио, телевидения, компьютерных систем и т.д. А с другой стороны – в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны, то есть непрерывное «онаучивание» производства, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д. На «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде». Например, дизайн – художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека.

Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс  их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить общество производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

Материальная  культура подразделяют на:  
производственно-технологическую культуру, которая представляет собой вещественные результаты материального производства, а также способы технологической деятельности человека;  
и на воспроизводство человеческого рода, которая включает в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.  
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни

Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум (сознание) или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.

Понятие духовной культуры:

Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а  также процесс их создания, распределения  и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности  человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира (мира его сознания). И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Так, например: философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же актуальны, как и в момент их высказывания.

Основные сферы  духовной культуры.

Говоря о духовной культуре, следует отметить ее многообразие. К духовным ценностям относится философия, наука, религия, мораль, искусство.

Показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).  
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту.

Обозначенные выше стороны  духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.  
Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.  
В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями.  
Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.  
Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая строится из идеалов и потребностей его членов.

В ее состав могут входить:  
— главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье);  
— ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);  
— демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий);  
— прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);  
— мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.  
Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек — это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти.  
Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.  
Другая точка зрения на проблему смысла жизни — религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души. 
Высшей формой человеческой деятельности является творчество.  
Творчество — это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.  
Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука — эвристика (гр. heurisko — нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотические аспекты культуры

 

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты.

Структура включает в  себя:  
систему образования 
науку 
искусство 
литературу 
мифологию, нравственность, 
политику 
право  
религию  
Сосуществующих между собой и составляющих единое целое.

В рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как  
- мировая и национальная культура,  
- классовая,  
- городская и сельская,  
- профессиональная и др.,  
- духовная и материальная.  
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.  
Основные блоки структуры культуры: 
Информационный

Обеспечивает процесс  культурной преемственности и различные  формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов  социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация.  Познавательный

 Потребность в ней  вытекает из стремления любой  культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.  
Ценностный (Аксиологический)

Культура показывает значимость или ценность того, что  в одной культуре ценно, в другой таковым не является.  
Семиотический

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Знаком принято называть предмет природы или предмет, созданный человеком, относительно которого принято условие, наделяющее этот предмет способностью передавать определенный смысл

Институциональный

Социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые  исторически обусловленные формы  организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. В зарождающемся институте по существу опредмечивается определенный вид общественных отношений.

Поведенческий

складывается из нравов, обычаев, верований, привычек сознания и поведения, способов мировосприятия и картины мира в целом, ставших коллективным достоянием целых классов, сословий, наций в целом на определенном этапе их исторического развития

 

  1. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и постоянство в системе культуры

Понятие политической культуры.

Политическая культура – часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях. Политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Политическая культура – совокупность неформальных методов  формирования и выявления политического  мнения, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации.

В отечественной политической науке проблемы политической культуры начали изучаться сравнительно недавно. Как и в западной литературе, одни исследователи - Ф.М.Бурлацкий и А.А.Галкин - ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, не включая в ее содержание образцы политического поведения.

Другие - Э.Баталов, Е.А.Егоров, Н.М.Кейзеров, М.Х.Фарукшин - наоборот, включают образцы  политического поведения в содержание политической культуры.

По мнению Э.Баталова, политическая культура - это система исторически  сложившихся, относительно устойчивых, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

 

Понятие экономической  культуры.

Пионеры специального рассмотрения экономической культуры (Пономарев  А.Н., Попов В.Д., Чичкалов В.П.) анализируют  ее как одну из сфер культуры, как  системное качество, присущее социальным слоям и отражающие основные экономические явления и отношения, экономический опыт общества и личности, их потребности и цели. (В концептуальном плане авторы солидарны с мнением об экономической культуре как единстве знаний, убеждений и практической деятельности). Главное внимание уделяется экономическому сознанию (знаниям, идеологии, мышлению, воспитанию, образованию) как важнейшему элементу экономической культуры, тогда как экономическая деятельность выступает, прежде всего, как средство его формирования. Она обозначает проблемное поле экономической культуры.

Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек — это личность с развитой экономической культурой. Разные ученые по-разному определяют ее сущность. Однако все эти определения сводятся к тому, что экономическую культуру можно рассматривать, как и политическую, в узком и широком смыслах слова.

Информация о работе Структура культуры