Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Свадебный обряд один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры. Он состоит из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического, игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, жилища, свадебные повозки и помещение, атрибуты магических действий и тому подобное), словесного, музыкального фольклора и так далее. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований.

Содержание

Введение …………………………………………………………… стр.
ВОПРОС I Традиционные свадебные обряды России
1. Формирование свадебной обрядности…………………………………. стр.
2. Основные элементы и значение свадебного обряда…………...стр.

ВОПРОС II Свадебные обряды Древней Руси
1. Деревенский (традиционный) обряд…………...стр.
1.1 Сватовство…………...стр.
1.2. Осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты…………...стр.
1.3 Сговор, обручение и запой…………...стр.
1.4 Девичник, молодечник (мальчишник)…………...стр.
1.5 Свадебный поезд. Венчание…………...стр.
1.6 Свадебный пир…………...стр.
1.7. Первая брачная ночь…………...стр.
1.8. Второй день свадьбы…………...стр.
1.9. Первый год супружеской жизни…………...стр.
2. Княжеская (царская) свадьба…………...стр.

ВОПРОС III . Свадебный обряд в наши дни
1. Современная свадьба…………...стр.
2. Сравнительный анализ современной свадьбы со свадебным обрядом Древней Руси…………...стр.

Вывод…………...стр.
Сценарий свадебного древнеславянского обряда…………...стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по СКД 3 курс.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

 

За ночь молодых могли  разбудить несколько раз. При  этом их бесцеремонно поднимали с  постели и выводили к гостям, которые  ни на минуту не прекращали веселья.

 

 

1.8. Красный стол

 

Ранним утром тысяцкий и сваха отправлялись будить новобрачных. Молодых одевали и провожали в помещение, где стол был накрыт новой скатертью, а главные блюда сменились сладостями. Так как хмельные гости продолжали веселиться всю ночь напролет, не выспавшиеся молодожены могли уйти незамеченными.

 

Второй день назывался  красный стол. Сначала ранним утром  была «умывальня». Все умывались  на улице, потом шли к красному столу.

 

С самого утра тысяцкий и  сваха готовили новобрачным обрядовую  баню. Молодых провожали в баню с песнями; дорогу перед ними разметали вениками. Впереди молодых шел тысяцкий, который нес в руках разукрашенный и покрытый платком банный веник из дубовых, березовых или липовых веток.

Мылись молодые супруги  вином и медом в отдельных  помещениях: новобрачный - с тысяцким и дружкой, его молодая жена - в сопровождении свахи и свекрови. В бане сваха проверяла постель и рубашку новобрачной с целью обнаружения следов девства.

 

После бани молодожены надевали новое платье. Первым в дом возвращался  молодой муж, за ним приходила жена. Далее являлись женщины во главе со свахой, которая несла 2 горшочка с кашей. Горшочки были обернуты соболиными мехами. Этой кашей сваха кормила новобрачных. Причем горшочек мужа держал тысяцкий, а горшочек жены - сама сваха.

 

По окончанию обрядового кормления кашей все присутствующие садились за стол. Отец выпивал стопку поднесенную невестой и говорил: «Ой, ребята, что-то мне горько показалось!» все подхватывали и кричали: «Горько!» невеста с женихом целовались. Потом отец клал на тарелку деньги или подарок и возвращал жениху стопку. Но чаще деревенская свадьба имела иное продолжение: молодая жена в сопровождении родственников мужа (свекрови, золовки) шла к источнику и бросала в воду деньги, кольцо, пояс или краюшку от свадебного каравая.

В то же самое время молодой муж наносил визит своей теще (совершал так называемые "хлебины"). В доме родителей невесты новобрачный кланялся до земли и благодарил хозяев за то, что они вскормили и вспоили свою дочь и его жену.

 

Теща кормила любимого зятя блинами или яичницей. Тот должен был либо надкусить блин или яичницу с краю, либо в центре блина проесть дырку, а яичницу перевернуть. После еды зять разбивал пустую посуду о пол. В ответ теща причесывала зятя и смазывала ему волосы маслом, приговаривая: "Баран, баран, не ходи по чужим дворам, люби свою ярочку!" В заключение новобрачный приглашал родителей и других родственников жены к себе на обед.

 

После этого молодожены с гостями катались по деревне  на лошадях. Выбирали самых лучших лошадей  и наряжали их. Во время прогулки новобрачные заезжали ко всем своим родственникам и приглашали их на продолжение пира.

 

На второй день свадьбы  во многих деревнях был распространен  обряд "поиска ярки". Родственники новобрачной приходили в дом  ее мужа, заявляли о пропаже дочери и начинали поиски "пропавшей". Если поиски заканчивались неудачей, то новобрачный сам выводил к гостям молодую жену. Гости сначала вроде бы как проявляли радость по поводу возвращения дочери, но, приглядевшись, замечали в ней некоторые изменения - и отказывались принять ее обратно. Новобрачная возвращалась к мужу. После обряда всех гостей приглашали к столу, который назывался "поклонным", "поцелуйным", "сырным" или "княжим". Застолье сопровождалось играми и забавами, а также исполнением "соленых" частушек неприличного содержания. На второй день свадьбы припасали самые срамные частушки. Часто их исполняли ряженые. В конце княжого пира родители благословляли новобрачных, а гости одаривали их разными подарками (крайне редко деньгами, чаще вещами и даже домашним скотом).

 

Во время княжого  пира публично демонстрировались простыни и рубашки новобрачной. Если молодая  жена оказывалась девственницей, то гости шумно выражали свою радость, а родне невесты оказывали  большие почести.

В случае отсутствия отметин  непорочности родственники новобрачной подвергались поруганию: на них надевали хомут и подносили вино в дырявом кубке. Нарушение целомудрия считалось позором, как для новобрачной, так и для ее родителей. Отец мужа протягивал родственникам "бракованной" снохи кубок, заткнув отверстие пальцем. Когда сват брал кубок, отец новобрачного отнимал палец, и вино проливалось на одежду свата. Матери невесты протягивали кусок ржаного пирога, в котором пальцем делали дырку. Самой же невесте преподносили дырявые пряники.

 

На второй или на третий день свадьбы новобрачной устраивали испытания, в которых она должна была продемонстрировать своих навыки работницы и хозяйки. Девушка топила печь, подметала полы, ходила за водой, готовила обед. При этом гости всеми способами старались молодой помешать: то бросали на пол мусор вперемешку с деньгами, то опрокидывали тесто, то разливали принесенную ею воду, то просто отвлекали невесту разговорами и забавами. Избавить молодую от назойливых гостей мог только муж. Для этого ему надо было отвлечь гостей водкой.

 

Традиционная русская  свадьба, как правило, длилась три  дня, но могла продолжаться и дольше. Во все последующие дни никаких  специальных обрядов не совершалось. Последний день свадьбы заканчивался подачей разгонного пирога.

 

 

1.9. Первый год супружеской жизни

 

В первый год совместной жизни молодые имели ряд преимуществ  перед опытными супружескими парами. Им не возбранялось принимать участие  в сельских забавах и гуляниях. Молодая жена продолжала ходить на девичьи вечера. Параллельно она присутствовала на посиделках, которые устраивали для нее замужние родственницы со стороны мужа. Здесь новобрачная знакомилась с традициями своей новой семьи. Вообще, первый год семейной жизни молодая жена жила припеваючи, привыкая к новой обстановке. Ее не привлекали к работе по дому.

 

С другой стороны, жизнь  молодой пары находилась под пристальным  и неусыпным вниманием всей сельской общины. Существовала масса обрядов  и ритуалов, которых молодожены были обязаны придерживаться на протяжении первого года совместной жизни. И сельская община следила за тем, чтобы молодые тщательно их исполняли. Так, в первое воскресенье после венчания молодые посещали тестя и тещу ("отгости" или "повторные хлебины"). Родители новобрачной совершали ответный визит ("отхлебины").

 

В течение последующих  несколько недель, а то и месяцев, молодые только и делали, что наведывались к своим многочисленным родственникам  и получали их ответные визиты. Эти  взаимные посещения способствовали укреплению родственных связей между  молодоженами и их родней с обеих сторон.

 

Во время летних хороводов  существовал обычай величать молодую. А в первую зиму после венчания во время уличных игр величали обоих супругов. Также зимой устраивали общественные смотрины молодых пар. Существовал особый обычай, который назывался "катанья на молодом"- молодого усаживали на сани без оглобель и сталкивали с горы, после чего в сани запрыгивали все участники обряда. В последний день Масленицы новобрачная приглашала в дом мужа всех своих сверстников и щедро угощала их. В первое воскресенье после Масленицы ("плакуньи") молодые жены со всех окрестных деревень съезжались на ярмарку и хором оплакивали свою, бабью долю.

 

Весной в первое воскресенье  после Пасхи совершался обряд "окликания  молодых" ("выонины"). Все мужское  население деревни, от мала до велика, ходило по домам, где жили молодые пары, и поздравляли ("окликали") их. Молодые приглашали "вьюшников" в дом и угощали разными яствами. Вьюшники в ответ пели величальные песни и требовали за то вознаграждение. Если молодые отказывались платить, или предложенное вознаграждение казалось вьюшникам недостаточным, тогда они исполняли песни угрожающего характера. Обряд "окликания молодых" подводил черту под привилегированным положением молодоженов: отныне они лишались всех преимуществ и становились обычными семейными людьми.

 

 

 

 2. Княжеская свадьба

 

 Великокняжеские, а впоследствии царские свадьбы начинались смотром девиц: в царский дворец из разных концов державы свозили девушек из дворянских родов, царь смотрел на них и выбирал себе невесту по вкусу.

 Когда великий князь  Василий Иоаннович собирался  жениться, то на смотр ему предоставили  полтысячи девиц. Иоанн Васильевич  Грозный приказывал князьям, дворянам  и детям, боярским отовсюду  свозить своих дочерей-девок.

 

Так, при втором бракосочетании Алексея Михайловича Романова девицы были собраны в дом Артема Сергеевича Матвеева, и царь, в противность принятому издавна обычаю не посещать домов своих подданных, смотрел на них в окошко из потаенной комнаты. Он выбрал трех и приказал доверенным женщинам освидетельствовать их душевные и телесные достоинства. И потом уже, по рекомендации этих смотрительниц, избрал Наталью Кирилловну. Избранную царскую невесту облекали в драгоценные одежды, перевели во дворец, где она жила в совершенном отчуждении от царя вплоть до самого венчания. То есть за все это время царь Алексей Михайлович ни разу не увидел свою невесту.

 

В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравление. По четырем углам комнаты втыкали  по стреле, а на стрелы вешали меха соболей. В царских свадьбах на кровати вначале настилали снопы. На снопы клали ковер, а на него перины. На свадьбе Михаила Федоровича было положено семь перин одна на другую.

 

В царских свадьбах в  занимавшего место жениха подле  невесты сводили с места под руки. Эти обычаи сходки (сближения) жениха с невестой были одинаковы и в царских свадьбах, с той разницей, что на свадьбе у царей все это происходило в одном и том же дворце. Царь собирался в одну из палат, будущая царица в другую. Сначала царица шла в грановитую палату; ей предшествовал священник и кропил святою водою место, где ей должно было садиться. Возле невесты непременно садился кто-нибудь из знатных князей. Когда все это было устроено, посылали сказать царю. Царь  отправлял, прежде всего нареченного отца: тот, вошедши в царицыну палату, кланялся на все стороны, ударял челом будущей государыне и садился на большом месте возле жены своей, если она была здесь, посидев немного, этот нареченный отец посылал к царю одного боярина с речью: «Государь царь и великий князь всея России! Боярин (такой-то) велел говорить: прося у Бога милости, время тебе идти государю к своему делу!» Государь вставал, принимал благословение митрополита и со всем своим поездом шел в грановитую палату, а впереди его шли двое духовных особ: Благовещенский протопоп с крестом и крестовым недельным священником. Священник кропил водою путь, тысяцкий вел царя под руку, за ним следовали стольник с колпаком и стряпчие. Прибывши в палату и благословившись, царь подходил к своему месту; большой дружка поднимал посаженное близ невесты лицо, а царь садился на его место близ будущей жены.

 

На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей  и колымаг или каптанов. В царском  бракосочетании путь до церкви устилался камками, и двадцать человек боярских детей царицыных наблюдали, чтобы никто не переходил между женихом и невестою.

 

В царских свадьбах  16 века венчание происходило после  обедни, а в 17-вечером, и тогда  высокая чета венчалась тотчас по прибытии в храм.

 

После венчания на царских свадьбах весь поезд отправлялся в тот покой, где было окручивание. Но когда в 16 веке свадьбы происходили после обедне, то царица отправлялась в свои покои; свечи и караваи уносили в сенник к постели, а царь ездил по монастырям и, возвращаясь, домой, посылал звать жену и всех гостей к обеду.

 

В царских свадьбах государя кормили перед сенником в сенях, а царицу, по старинному обычаю, в  самом сеннике. Взявши курицу, новобрачный  должен был, по старинному обычаю, отломить у нее ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться, трубили в сурьмы, били в бубны и накромы.

 

На царских свадьбах цари кушали в мыльнях, а царицы в  избушках. По выходе из мыльни впереди  них сваха несла горшочек или  два на одном блюде с кашей; сваха кормила ею и мужа и жену. В это же время происходил обряд раскрывания. Боярин, нареченный отец царский, раздвигал стрелою покров, заслонявший царицу; до того времени, даже и после венчания, ее никто не видал; только после обряда все подходили к ней и могли иметь счастье увидать ее светлые очи. После этого все шли к столу.

 

Царские свадебные обряды продолжались несколько дней. Все  подносили к царю дары. Зато и  царь в эти дни, светлые, радостные  в его жизни, имел право и возможность  щедро вознаграждать всех. Не забывал угнетенных и нищих, посещал богадельни и тюрьмы и отпускал на свободу узников, заключенных за долги или за неважные преступления. Не всегда, впрочем, подносимые дары царями принимались, так, при бракосочетании царицы Наталии Кирилловны царь их не принял.

 

Впоследствии Императорские  свадьбы  становятся более пышными  и помпезными, приобретая более светский характер. Покрой свадебных костюмов «отходит от боярского», который с  несущественными изменениями существовал  до конца 17 века, и следует моде, становясь все более роскошными. Обрядовый канон незначительно меняется, исчезают некоторые тонкости и детали.

Информация о работе Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра