Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Свадебный обряд один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры. Он состоит из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического, игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, жилища, свадебные повозки и помещение, атрибуты магических действий и тому подобное), словесного, музыкального фольклора и так далее. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований.

Содержание

Введение …………………………………………………………… стр.
ВОПРОС I Традиционные свадебные обряды России
1. Формирование свадебной обрядности…………………………………. стр.
2. Основные элементы и значение свадебного обряда…………...стр.

ВОПРОС II Свадебные обряды Древней Руси
1. Деревенский (традиционный) обряд…………...стр.
1.1 Сватовство…………...стр.
1.2. Осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты…………...стр.
1.3 Сговор, обручение и запой…………...стр.
1.4 Девичник, молодечник (мальчишник)…………...стр.
1.5 Свадебный поезд. Венчание…………...стр.
1.6 Свадебный пир…………...стр.
1.7. Первая брачная ночь…………...стр.
1.8. Второй день свадьбы…………...стр.
1.9. Первый год супружеской жизни…………...стр.
2. Княжеская (царская) свадьба…………...стр.

ВОПРОС III . Свадебный обряд в наши дни
1. Современная свадьба…………...стр.
2. Сравнительный анализ современной свадьбы со свадебным обрядом Древней Руси…………...стр.

Вывод…………...стр.
Сценарий свадебного древнеславянского обряда…………...стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по СКД 3 курс.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

 

Дружка должен был  уметь хорошо говорить приговоры  на каждый случай свадебного действия, уметь балагурить и веселить участников свадьбы. Функцию распорядителя  дружка часто делил с тысяцким. Тысяцкий (большой боярин) – самое почетное лицо на свадьбе, роль которого выполнял чаще всего крестный отец или же близкий родственник жениха. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому - старшего боярина. Как правил, это уважаемый человек. Бояре – спутники жениха, его дружина. Боярки – спутники невесты. В южнорусском обряде назначались каравайници, готовившие обрядовый каравай.

 

Кроме свадебных чинов  в свадьбе принимали участие  многочисленные родственники, крестные родители, девушки-подружки невесты, знакомые,  иногда - все села. Каждый приглашенный приносил что-либо из продуктов –  муку, хлеб, калач, курицу и пр.

 

Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и  головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая - до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы - цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

 

Свадебное полотенце  или как его в народе называют рушник, издавна служил незаменимой  принадлежностью традиционных свадебных  обрядов. Необходимо было припасти к свадьбе не менее сорока рушников. Ими невеста одаривала женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были "намечены" рушниками: жених и невеста держали полотенце в руках, а дружка повязывал свой рушник крест-накрест на груди. Отсюда и пошел обычай надевать ленты свидетелям.

 

Самый большой и нарядный, "рукобитный" рушник дарили жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными "благословенными" рушниками. Они вышивались красными нитями, богато украшались и были обязательной принадлежностью приданого.

 

Во время венчания священник перевязывал руки венчающихся "союзным" рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, их тесного духовного единения. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, слова "совет да любовь".

 

По старинной русской  традиции после венчания родители встречали  молодоженов караваем на свадебном "хлебосольном" рушнике. На таком  полотенце изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) - они символизируют  жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым процветания, здоровья, богатства, рождения детей.

Свадебные рушники следовало  хранить в память об этом незабываемом торжестве.

 

Однако надо сказать, что свадебный обряд одной области России отличался от другой. Свадебные обычаи на Руси были весьма разнообразны и многочисленны.

 

Так  как же проходило  это искрометное действо раньше, с соблюдением всех правил – от сговорок и рукобитья до княжьего стола и отводин?

 

 

 

 

 

ВОПРОС II

Свадебные обряды Древней Руси

 

 

1. Деревенский (традиционный) обряд

 

Традиционный русский  свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода:

Первый предсвадебный - включал сватовство, осмотр дома, рукобитье, сговор,  девичник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой);

 

Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, утро перед венчанием, венчание, встреча молодых, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.

 

К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.

 

Эти свадебные обряды в разных селениях сочетались между  собой и выстраивались в определенной последовательности. В соответствии с местной традицией они могли меняться местами или несколько этапов объединялись в один.

 

Например, в один день совершались сговор, рукобитье и  богомолье – просватанье, а для  пропойки назначали специальный  день. Иногда все эти обряды были составными ритуала дом смотреть или смотреть хозяйство жениха, а рукобитье сочеталось с запоем и т.д. Все эти действия сводились к получению согласия на брак, выяснению материального состояния двух семей, а многочисленные застолья и взаимные гостевания способствовали знакомству сторон.

 

Рассмотрим каждый цикл отдельно.

 

Начальный период свадьбы  состоял из сватовства, сговора, осмотра  хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя.

 

 

1.1 Сватовство

 

Первый период начинался  негласным семейным советом - "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную. 

 

После того, как кандидатура невесты была одобрена всеми родственниками, родители жениха выбирали свата или сваху. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры.

В других случаях в дом невесты  засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха - крестный отец или мать, или же кто-нибудь из ближайшей родни (старшие братья и сестры, тетки, дядьки). Но в большинстве случаев сватом приглашали наиболее шустрого на язык односельчанина, который имел репутацию человека, сведущего в вопросах сватовства и умеющего устраивать подобные дела. Сват мог отправиться в дом родителей невесты один или с помощниками (например, с теми же родителями жениха).

 

 Иногда прибегали к помощи  профессиональных свах.

"Выбирай не невесту, а сваху" – гласит народная мудрость. Вообще, свахи были двух категорий: одни – страстные любители свадеб и устраивания чужих судеб, другие – профессиональные. Свахи первой категории действовали абсолютно бескорыстно и исключительно добросовестно, не щадя сил и времени. "Люди женятся, а у нас глаза светятся" было их девизом, поэтому основная цель – соединить влюбленных.

 

На этапе сватовства роль свата (свахи) была основной. В обязанности свата входил сбор информации о размере и характере приданого невесты, а также рекламная акция с целью убедить родителей невесты, что предлагаемый жених - как раз тот, кто им нужен. До XV века именно через сватов жених узнавал подробности о внешности и характере невесты, которую ему самому дозволено было лицезреть лишь в день венчания.

 

 Если в качестве сватов  выступали родители жениха, то  уже в первый приезд они  начинали вести переговоры о  возможной женитьбе. Если семья  девушки была родом из соседнего  села, тогда сват или родители жениха приезжали в ту деревню загодя, чтобы иметь время и возможность как можно больше узнать о семье девушки. В подавляющем большинстве случаев жениху ездить на сватовство не полагалось. Однако если жениху предоставлялась свобода в выборе невесты, то он сам мог явиться перед родителями девушки и попросить у них разрешения на сватовство.

 

Сам обряд сватовства сопровождался  множеством магических действий, способствующих успешному разрешению дела. Сватать  отправлялись после захода солнца. Перед выездом из дома жениха опутывали вожжами печную трубу (чтобы удачно "опутать" невесту) или связывали кушаком ножки стола (чтобы свадьба лучше "вязалась"). В спину уходящему свату, одетому по случаю сватовства в праздничный тулуп с дорогой опояской, бросали старый лапоть. Выезжал сват через задний двор, к дому невесты ехал огородами и задворками, стараясь по дороге не останавливаться и ни с кем не разговаривать.

 

Подъехав к воротам невестиного  дома, сват соскакивал с повозки  и бежал стремглав в избу, чтобы родители невесты так же быстро согласились на брак.

В других случаях, сват, войдя во двор, отыскивал ступу, в которой девушка  толкла лен, и трижды оборачивал ее вокруг себя, имитируя обряд венчания. Подойдя к дому, сват неслышно касался  рукой дверного косяка, после чего стучал.

Женщины-свахи ступали на крыльцо  правой ногой, приговаривая: "Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и крепко: тверже камня, липче клея, острее ножа булатного. Что задумаю, то исполнится".

 

Войдя в избу, сват крестился на образа и начинал переговоры. Все  переговоры велись стоя, как бы на ходу, чтобы невеста как можно быстрее вышла замуж. В некоторых местностях сват садился под главной балкой кровли, под красными окнами (лицом к двери), около двери возле кадки с питьевой водой или на лавку, стоящую вдоль половиц. Уже по тому, куда сел незваный гость, можно было догадать о его намерениях. Приступая к переговорам, сват старался незаметно для окружающих дотронуться до ножки стола.

 

Переговоры велись с отцом невесты. Если у девушки не было отца, то со сватом беседовали старший брат или  мать невесты. Сват мог прямо сказать, что пришел искать невесту, но чаще всего он начинал разговор с посторонней темы (погоды, покоса, посева и т.п.). Дальнейшие переговоры протекали в иносказательной форме.

Так, сват мог представиться человеком, разыскивающим потерявшуюся телку: "Ищем телочку. Не заблудилась ли? Может, пристала к вашему дому да желает в наш перебраться?" Или сказать: "У вас - курочка, у нас - петушок. Нельзя ли их загнать в один хлевушок?". Или: "У вас - цветочек, а у нас - садовник. Нельзя ли нам этот цветочек посадить в наш садочек?". Или: "У нас - грядка, у вас - рассадка. Как бы перебраться вашей рассадке на нашу грядку?". Или: "У вас - товар, у нас - купец", "У вас - куличка, у нас - охотник" и т.п.

 

Родители невесты благодари  свата за честь, просили его присесть и угощали чаем или вином. Напиток разливала невеста. В это время сват внимательно осматривал ее. После угощения сват приступал к самой ответственной части переговоров, в которой он славил жениха и старался побольше выведать о невесте.

 

Приходили сваты,

Чай с вареньем пили,

Про штаны- рубахи

Речи заводили:

«У нашего Фрольки

Дюжина рубах,

Все они с иголки,

Только взглянешь -``Ах!``»

 

Если жених не устраивал  родителей невесты, то они отговаривались молодостью девушки («у нас - товар непродажный, не поспел еще»), неготовностью к свадьбе, недостаточным приданым или просто недосугом.

В редких случаях отец невесты мог  грубо указать на дверь: "Вот вам Бог, а вот и порог". Разгневанный сват закрывал за собой дверь спиной, чтобы "помешать девушке выйти замуж".

Если родители невесты сомневались, то просили свата прийти в другой раз, чтобы иметь время получить больше информации о женихе и его  семье. Но даже, если родителей девушки  кандидатура жениха во всем устраивала, они не спешили дать свое согласие, так как считалось неприличным в одночасье отдавать дочь в чужую семью. В этом случае родители отговаривались необходимостью посоветоваться со всей родней и назначали день решительного ответа. Кроме того, существовало поверье, что, прослышав о сватовстве, может "клюнуть" жених получше ("худой жених хорошему дорогу покажет"). Поэтому первый визит свата в народе называли "неофициальным сватовством", "запросом" или "разведкой". Покидая дом невесты, некоторые сваты выбирали мох, которым были проконопачены стены избы, и приносили его родителям жениха, чтобы "привлечь сердце невесты".

 

Если инициатором свадьбы выступали  родители невесты, тогда они засылали свата в дом жениха. Как и  в первом случае, сват рассыпался в  похвалах честному имени рода жениха и невесты, говорил о взаимной любви двух родов и представлял выгоды от предстоящего брака.

 

На вторые переговоры - "официальное  сватовство" - в дом невесты  отправлялись другие сваты или сами родители жениха (иногда вместе с самим  женихом). На этот раз родители невесты готовили стол и зажигали свечи и лампады.

 

Если родители невесты давали окончательное  согласие на замужество дочери, начиналось составление брачного договора - "рядной записи", которое растягивалось  на длительный период.

 

В рядной записи оговаривался довольно широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к предстоящему браку:

срок свадьбы;

количество гостей с обеих сторон;

полная величина свадебных расходов;

размер и состав приданого невесты;

величина и сроки  выплаты "выводных денег" - суммы, которую должны были   заплатить родители жениха на покупку нарядов невесты;

размер денежной помощи молодым от родителей (если новобрачные  собирались жить отдельной семьей);

величина надела земли, которую передавали родители жениха и невесты по дарственной записи;

при желании: объем работ  молодой жены в доме мужа в первый год совместной жизни.

 

Иногда в брачный  договор вносилось условие, запрещающее  мужу бить жену. В случае нарушения  этого условия родители девушки  могли подать в суд на зятя. Приданое невесты всегда было важным условием традиционной русской свадьбы. Оно не входило в общий котел, и было личной собственностью молодой жены, дававшей ей имущественную независимость. Богатое приданое обеспечивало хорошее положение в доме мужа. В случае смерти молодой жены ее приданое отходило по наследству детям или, если не было детей, возвращалось родителям.

Информация о работе Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра