Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Свадебный обряд один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры. Он состоит из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического, игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, жилища, свадебные повозки и помещение, атрибуты магических действий и тому подобное), словесного, музыкального фольклора и так далее. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований.

Содержание

Введение …………………………………………………………… стр.
ВОПРОС I Традиционные свадебные обряды России
1. Формирование свадебной обрядности…………………………………. стр.
2. Основные элементы и значение свадебного обряда…………...стр.

ВОПРОС II Свадебные обряды Древней Руси
1. Деревенский (традиционный) обряд…………...стр.
1.1 Сватовство…………...стр.
1.2. Осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты…………...стр.
1.3 Сговор, обручение и запой…………...стр.
1.4 Девичник, молодечник (мальчишник)…………...стр.
1.5 Свадебный поезд. Венчание…………...стр.
1.6 Свадебный пир…………...стр.
1.7. Первая брачная ночь…………...стр.
1.8. Второй день свадьбы…………...стр.
1.9. Первый год супружеской жизни…………...стр.
2. Княжеская (царская) свадьба…………...стр.

ВОПРОС III . Свадебный обряд в наши дни
1. Современная свадьба…………...стр.
2. Сравнительный анализ современной свадьбы со свадебным обрядом Древней Руси…………...стр.

Вывод…………...стр.
Сценарий свадебного древнеславянского обряда…………...стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по СКД 3 курс.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Департамент культуры Костромской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Костромской областной  колледж культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Социально-культурная деятельность»

 

тема: «Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра».

 

 

 

 

 

 

выполнила: Евланова С. В.

специализация «Театральное творчество» 3 курс

руководитель: Попова Анна Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 год

ПЛАН:

 

Введение …………………………………………………………… стр.

ВОПРОС I  Традиционные свадебные обряды России

1. Формирование свадебной  обрядности…………………………………. стр.

2. Основные элементы и значение свадебного обряда…………...стр.

 

ВОПРОС II  Свадебные обряды Древней Руси

1. Деревенский (традиционный) обряд…………...стр.

1.1 Сватовство…………...стр.

1.2. Осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты…………...стр.

1.3 Сговор, обручение и запой…………...стр.

1.4 Девичник, молодечник (мальчишник)…………...стр.

1.5 Свадебный поезд. Венчание…………...стр.

1.6 Свадебный пир…………...стр.

1.7.  Первая брачная ночь…………...стр.

1.8. Второй день свадьбы…………...стр.

1.9. Первый год супружеской жизни…………...стр.

2. Княжеская (царская)  свадьба…………...стр.

 

ВОПРОС III .  Свадебный обряд в наши дни

1. Современная свадьба…………...стр.

2.  Сравнительный анализ  современной свадьбы со свадебным  обрядом Древней Руси…………...стр.

 

Вывод…………...стр.

Сценарий свадебного древнеславянского обряда…………...стр.

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кажется, нет на свете  ни одного более торжественного события, чем свадебный обряд.  Свадебный обряд – это начало и венец любви, начало семейной жизни, о которой мечтают многие молодые люди.

 

Свадьбу и видно, и  слышно издалека. Трудно найти более  красочный и веселый обряд, в  котором было бы столько радости  и ликования. Это не случайно, потому что празднуется торжество любви, начало новой семьи. Даже в наши дни, когда все сводится чаще всего лишь к посещению ЗАГСа, нескольких памятных мест и застолью, этот праздник привлекает всеобщее внимание самой своей нарядностью. А уж если в нем есть элементы старинного народного свадебного обряда, тогда это и вовсе становится действом.

 

Свадьба – один из древнейших семейно - бытовых  обрядов, в особом смысле священнодействие. Все его атрибуты имели когда-то большое значение, а участники играли особую роль. Большая часть обычаев, которые мы можем наблюдать сегодня, - отголоски далекого прошлого. Но и сегодня, несмотря на то, что изначальное значение зачастую уходит, мы соблюдаем старые традиции, которые с некоторыми отступлениями присутствуют в свадебных обрядах во всем мире.

 

Всегда следует помнить, что обычаи, которые мы чтим сегодня, имеют свою предысторию. Независимо от того, что историческую точность очень сложно проследить из-за огромного количества преданий и домыслов, перемежающихся с фактами, социальное значение, которое имеют свадебные традиции и обычаи, громадно. Свадебный обряд одной области России отличался от другой. Каждый народ имеет свои взгляды на свадебные обычаи и свадебный обряд, поэтому они были весьма разнообразны и многочисленны.

 

Свадебный обряд интересен  сам по себе. Здесь вы слышите и видите жизнь и веселье, трогающие душу черты народного быта и религиозные обычаи, с которыми связан этот свадебный обряд. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, печальное с веселым.

 

Свадебный обряд один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры. Он состоит из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического, игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, жилища, свадебные повозки и помещение, атрибуты магических действий и тому подобное), словесного, музыкального фольклора и так далее. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований.

 

Многожанровый свадебный фольклор был органичной и в значительной степени организующей частью свадебного ритуала. Он представлял собой одно из наиболее ярких и красочных явлений устной народно - поэтической традиции.

 

Свадебные обряды можно  сгруппировать по трем периодам:

- предсвадебный период  от схода до дня венчания;

- день бракосочетания  – от утра дня венчания до  брачной ночи включительно;

- послесвадебные обряды, выполнявшиеся как непосредственно после свадебного

пира, так в какой-то мере и в течение всего года.

Сейчас из предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебных обрядов наиболее известны только свадебные. Но интерес к традициям велик – и вот уже мы слышим старинные величальные песни, прибаутки.

 

Свадьба и сегодня - это  традиция, регулирующая важнейшую сторону празднично-обрядовой жизни человека и общества. Она, конечно, обусловлена в своем существовании предыдущими этапами в жизни свадебной обрядности - предыдущими традициями, но эта обусловленность не носит прямой и открытый характер.

 

Современный городской свадебный обряд - это сложное социокультурное явление, порождаемое взаимодействием двух принципиально различных культур - фольклорной, представляющей собой “комплекс традиционной духовной культуры, реализуемой в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях, действиях”, коллективно-традиционной, и “современной”, профессионально-личностной, индивидуально-креативной.

 

 

Несмотря на то, что  фольклористы, этнографы давно и  плодотворно ведут наблюдение за современной сельской брачно-свадебной обрядностью, городская свадьба по существу выпала из их поля зрения: до сих пор практически нет публикаций ни материалов, ни исследований, обобщающих, систематизирующих огромное количество разнородных явлений и фактов, присущих ей.

 

Однако, просмотренная  мною современная городская молодежная свадьба, запомнившаяся мне как яркое красочное действие, в котором сочетались свадебные традиции древних славян и современные элементы свадебного обряда, стало основанием для выбора темы моей курсовой работы. Мне стало интересно узнать о зарождении, традициях и особенностях русской свадьбы, проследить как «трансформировался» свадебный обряд сегодня.

 

Объектом моего исследования является история свадебного обряда в России.

 

Предметом исследования технология проведения современного свадебного пира с использованием старославянских обычаев.

 

Тема, заявленная мной, является актуальной, т.к. сегодня требованием времени является возрождение народной праздничной культуры, которая в полной мере отразилась в культуре прошлого.

 

Цель исследовательской работы состоит в том, что бы изучить свадебные традиции и предложить методику включения старославянских и народных  обычаев.

ВОПРОС I

Традиционный свадебный обряд России

 

 

1. Формирование русской свадебной обрядности

 

Русская народная свадьба уходит своими корнями в далекие времена. Наиболее ранние сведения о русской свадьбе содержатся в летописях, записках иностранцев, посещавших Россию, в дипломатических документах, гражданских и церковных источниках. Начало формирования общеславянской свадебной обрядности принято относить к VI-VII вв. н.э., т.е. к периоду, когда патриархальная семья с присущим ей многобрачием (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии).

 

Материалы летописей  позволяют предположить, что в  древности существовало несколько архаичных форм брака. Автор "Повести временных лет" (XII в.) писал, что поляне "брачные обычаи имяху: не хожаше по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней, что вдадуче". Иными словами, поляне пользовались формой "брака-приведения", сочетавшейся с элементами договоренности. У остальных племен брака не было и они, говорит летописец, “живяху в скотстве”. Вместе с тем известно, что у древлян, радимичей, вятичей и северян бытовало "умыкание" невест по предварительному сговору. По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении: "Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены".

 

Умыканию предшествовали игрища, пляски. Похищение невест обычно происходило "у воды на праздниках в честь богини "женитьвы", - Лады, которые начинались ранней весной, на Красную горку, и продолжались до середины лета - дня Ивана Купалы. Существовали такие обряды закрепления брака, как плескание водою и вождение вокруг дуба.

 

Славянам разрешалось  многоженство. Что же касается "купли  жен", известной многим славянским народам, то об этом до сих пор нет  единой точки зрения, так как термин "вено" толкуется по-разному. Традиционно  русская историко-юридическая литература рассматривает "вено" как плату (сумму выкупа) за невесту. В то же время существуют документы, позволяющие рассматривать "вено" как синоним "приданого", что исключает существование купли. Эти формы брака без сомнения сопровождались определенными обрядами и обычаями, которые отражали религиозные представления народа, социальные и юридические нормы, народное искусство.

 

В Древней Руси пережитки  племенных брачных обычаев сохранялись  довольно долго. Однако вплоть до XV в. нет достаточных сведений, чтобы составить целостное представление о свадебном обряде. Можно только предположить, что в XIV в. с образованием великорусской народности складывается и развивается национальный свадебный обряд, который постепенно становиться нормой для русского народа.

К сожалению, не много известно о древнерусской свадебной обрядности. В русских памятниках, повествующих о событиях Х-ХIII вв. упоминаются лишь некоторые обряды, например, разувание жениха невестой (вспомним ответ Рогнеды на сватовство князя Владимира - "не хочу розути робичича"), Даже в свадебных обрядах XII-XIII вв. "на простых людях" бытовали умыкание, вено, вождение вокруг дуба или ракиты, "плескание водою" (как способы закрепления брака), многоженство.

К концу XIII в. согласие на брак стало закрепляться в брачном  договоре ("ряде"), который составляли сваты или родственники после сговора. У остальных же племен брака не было и они, говорил летописец "живуще скотьски".

 

С распространением христианства, которое с конца Х до начала ХI века стала главенствующей религией, началось формирование традиционного свадебного обряда: стали обязательными церковные браки, исчезли или трансформировались старые брачные обряды и обычаи. Церковь стала активно бороться с «бесовским действом» - народным свадебным обрядом было церковное благословение.

 

С этого времени церковные  браки постепенно становятся обязательными, и венчание входит в народный свадебный  обряд как его составная часть. Правда, этот процесс занял несколько  веков, и лишь к XVII в. церкви удалось  прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права. В их формировании участвовали две традиции: церковная, опиравшаяся на византийское брачное право, и народная, основывающаяся на старых брачных формах.

 

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских  ясно прослеживались две резко различавшиеся  части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" - семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда. Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом.

 

Свадьба как система  обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV веку, определилась номенклатура свадебных чинов (участников свадебного торжества), была принята особая свадебная одежда, атрибутика, пища, сложился свадебный фольклор. Весь свадебный ритуал должен был привлечь Божье благословение.

 

Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные  обычаи соблюдались всеми, в том  числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться  в высшем обществе общеевропейским  «политесом».

 

 

Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. Традиционно на Руси - браки заключались по воле родителей и в рамках социальных групп.

 

Реформы Петра I нарушили замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей. Регламентация всех сторон быта, проводимая Петром I, коснулась в первую очередь института брака. Резко возросло число неравных браков с представителями низших сословий, добившихся «чинов». С 1720 разрешались браки с иностранцами при условии сохранения супругом православной веры. Было разрешено заключать браки с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками.

 

Указом 28 февраля 1714 Петр I запретил во избежание увиливания от государственной службы дворянским и «подьяческим» сыновьям жениться, не окончив школы. Указом от 1722 «О дураках» браки запрещались слабоумным, если они не проходили годовое «исправление» на службе. При заключении каждого последующего из трех браков, плата государству возрастала, а на четвертый оставался запрет. Сам царь, знаменитый своим скандальным браком с Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной Алексеевной, поддерживал добровольный брак, по его мнению, способствовавший «умножению» служилого дворянства.

 

Пары могли познакомиться, как и раньше, в церкви, затем  на ставших свободными для женщин прогулках, приемах, ассамблея, и даже воспитанницам монастырей давали часы для знакомства с будущими женихами. В 1720 Петр I запретил составлять «сговорную запись» и закреплять ее в приказе крепостных дел, заменив «росписью приданого». Предписывалось видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него. В 1722 царь приказал Сенату и Синоду расторгнуть насильственные браки. При нем стали возвращаться «в мир» насильно постриженные жены, но воля родителей в устройстве браков своих детей все равно надолго осталась решающей.

Информация о работе Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра