Государственная служба сегодня и завтра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:27, реферат

Краткое описание

На фоне глобальных проблем, стоящих перед российским государством и обществом, эффективное функционирование государственной службы является важной и первостепенной задачей современной российской реальности. Проблема формирования позитивного имиджа государственного служащего является одной из наиболее актуальных в контексте реформирования государственной системы власти, а также взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом. Без эффективной государственной службы невозможны укрепление государственной власти и защита общенациональных интересов, динамическое социально-экономическое развитие страны.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе.docx

— 30.21 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

 

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное  управление»

Профиль подготовки (или специализация) «Управление  субъектом»

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

ЭССЕ

 

на тему:

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЛУЖБА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

подпись_________________________

 

Руководитель  работы:

к.соц наук, доцент

Алефтина Владиславовна  Шуляева 

Оценка_________________________

Подпись ________________________

              «____» ___________20____ г.

 

 

 

 

Хабаровск

2013 г.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На фоне глобальных проблем, стоящих перед российским государством и обществом, эффективное функционирование государственной службы является важной и первостепенной задачей современной  российской реальности. Проблема формирования позитивного имиджа государственного служащего является одной из наиболее актуальных в контексте реформирования государственной системы власти, а также взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом. Без эффективной государственной службы невозможны укрепление государственной власти и защита общенациональных интересов, динамическое социально-экономическое развитие страны.

Имидж государственной службы во все времена был одним из приоритетных направлений коммуникативной  деятельности государства. Сегодня  задача конструирования имиджа как важнейшего института государственного управления приобретает особое значение в силу возросших возможностей средств массовой информации. Ведь именно средства массовой информации формируют восприятие государственной службы населением и создают представление о ее проблемах, угрожающих устойчивому развитию общества. Таким образом, необходимо осмысление имиджа государственной службы с целью его позитивного использования в качестве инструмента регулирования на государственном уровне.

Под государственной службой  в данном эссе мы будем понимать, профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной  гражданской службы РФ по обеспечению  исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов, лиц, замещающих государственные должности РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. [1]

Определяя понятие имиджа государственного служащего, нужно  сказать что имидж – это  сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ государственного служащего. Само понятие «имидж»  возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально  использовалось только в рекламной  практике. Позже понятие имиджа прочно вошло в политическую и общественную жизнь.

Проблема имиджа государственной  службы – это проблема восприятия государственного служащего, как со стороны общества, так и со стороны  его коллег и вышестоящих лиц. Кроме того, это проблема ассоциативных  связей, которые вызывает образ госслужащего в целом у подавляющей части  населения страны. Именно имидж еще на бессознательном уровне либо пробуждает желание сотрудничать, либо приводит к отторжению самой мысли о сотрудничестве. А в работе органов государственной власти немаловажен характер отношений этих органов с обществом. Если органы государственной власти не располагают к себе население, то взаимодействие между ними посредством прямых и обратных связей будет неэффективным или совсем безрезультатным. Поэтому очень важно сформировать положительный образ органов государственной власти, в частности образ госслужащих. Но может ли государство эффективно влиять на субъективные оценки населения, формируя тот самый положительный имидж государственной службы, это вопрос в котором нам и предстоит разобраться.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Положительный имидж государственной службы способствует повышению эффективности работы не только государственных органов, но и государства в целом.

Поэтому на государственном  уровне необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на формирование такого положительного имиджа служащих в глазах населения.

Следует подчеркнуть, что  в общественном сознании к государственным служащим предъявляются более высокие и жесткие требования, по сравнению с теми, которые применяются для оценки поведения иных граждан. Это связано в первую очередь со спецификой деятельности государственных служащих.

По результатам опроса населения [6] «идеальный образ» государственного служащего характеризуется следующими профессиональными и личностными качествами: преданность своей стране и народу, желание приносить пользу обществу и государству, профессионализм, справедливость и уважение к законам, ответственность за дело, принципиальность, доброжелательность к людям.

Но в настоящее время  в массовом сознании сложился преимущественно негативный имидж государственного служащего. Он формируется в основном за счет сообщений, получаемых гражданами из средств массовой информации. Очень часто в СМИ мы видим и слышим о том, как неэффективно работают властные структуры, как чиновников уличают в коррупции, как госслужащие хамят людям, приходящим к ним на прием, и почти нет сообщений о том, что наблюдается положительная динамика развития того или иного общественно важного явления, и эту положительную динамику обеспечивает работа государственных органов. Такой отрицательный имидж, в свою очередь, способствует возникновению и развитию определенных проблем в системе связей между государственной властью и населением, то есть проблем государства и общества.

Можно выделить 3 основные группы негативных качеств, наиболее распространенных, по мнению населения, среди государственных служащих [5]:

– профессионально-деятельностные: бюрократизм (52,1 %), коррумпированность и взяточничество (49,0 %), стремление использовать свою работу в корыстных целях (37,4 %), пренебрежение к законам (21,1 %);

– профессионально-нравственные: безразличное, неуважительное отношение к людям (47,9 %), непорядочность, нечестность (25,1 %), отсутствие принципиальности (12,6 %);

– профессионально-функциональные: имитация бурной деятельности (29,1 %), безответственное отношение к своим служебным обязанностям (21,5 %).

Очевидно, что основу негативных оценок нравственных качеств государственных служащих населением составляют преследование ими целей, не соответствующих интересам ни государственной службы, ни населения, а также проявление пренебрежения к людям, обращающимся в органы государственной власти и управления.

Обзор научных исследований (2009–20012 гг.) частично подтверждает обоснованность подобных суждений.

Цели и установки государственной  службы не всегда соответствуют жизненным принципам управленца в связи с их низкой мотивацией и ориентацией не на содержание труда, а на получение высокого социального статуса, властных полномочий, материального благополучия и социальной защищенности при занятии соответствующей должности. Лишь 32 % государственных служащих называют главной целью своей деятельности пользу обществу, благо государству; 51 % чиновников отдает предпочтение деньгам перед властью, в то же время 40 % чиновников, отдавших предпочтение власти, ценят в ней невозможность использовать ее во благо общества и государства, а как средство достижения личного благополучия и высокого социального статуса [8].

Сами государственные служащие, по свидетельству [3], адекватно оценивают негативный характер сложившегося в обществе имиджа чиновника: 73,7 % государственных служащих определяют его как «скорее негативный, чем положительный», 14,5 % – как «негативный»; 7,6 % – затруднились с ответом.

Все вышеперечисленное свидетельствует о недостаточности государственных мер по формированию благоприятного имиджа служащих. Однако необходимо оговориться сразу, что только государство как субъект властных отношений может повлиять на сложившуюся ситуацию. Так как государственная служба – неотъемлемая часть самого государства, его аппарат управления обществом, следовательно, благоприятный имидж государственной службы является благоприятным имиджем самого государства. А кто как не государство должно формировать свой имидж, как на международной арене, так и среди своего народа.

Кроме того, говорить о полном отсутствии в России государственных мер по формированию благоприятного имиджа государственного служащего нельзя.  Так, например, в указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» устанавливаются требования к служебному поведению государственных гражданских служащих, направленные на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключение злоупотреблений на государственной службе. В основе таких требований – ожидания честности и неподкупности служащих, их верности государству и закону. Они призваны обеспечить добросовестное исполнение должностных обязанностей, соблюдение установленных запретов и ограничений, соответствие служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам.

Кроме того в программе «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ на 2009–2013гг.», предполагается мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы, внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих, повышение престижа и авторитета государственной службы. Все эти меры должны содействовать формированию адекватного, многогранного взгляда на имидж государственного служащего в глазах населения. Но на настоящий момент еще не содействуют. Из этого следует, что простым установлением норм служебного поведения и внедрением новых методов кадровой работы государству решить данную проблему неудасться. Следовательно, необходимы иные подходы к решению данной проблемы.

Рассмотрим, как аналогичная  проблема решается в зарубежных странах. Ведущие мировые державы, такие как США, Великобритания, КНР для формирования благоприятного имиджа своей государственной службы создают специализированные структуры и PR-службы, которые занимаются пропагандой положительного образа чиновничества. PR – это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, как частной фирмы, так и государства в целом. Поэтому в органах государственной власти следует создавать специальные подразделения, состоящие из профессионалов, занимающихся PR. PR-службы или отделы по связям с общественностью должны выполнять следующие функции:

1) создание позитивного  имиджа органов государственной власти (ее сотрудников, структурных подразделений) в глазах различного контингента общественности;

2) обеспечение благоприятной  внутрикорпоративной атмосферы;

3) нейтрализация конфликтов;

4) изучение общественного  мнения;

5) курирование важных  социальных связей;

6) анализ воздействия организации на общественность.

К тому же, PR-служба должна следить  за динамикой развития, изменения  общественного мнения. Должны проводиться социологические исследования на основе опросов населения и экспертных опросов, а также на основании других социологических методов [4]. Наряду с выявлением проблем в общественных отношениях, должны применяться методы оценки происходящих событий, нужно осуществлять прогнозирование, выявлять наиболее развивающиеся и влияющие на характер взаимоотношений государственных органов с обществом тенденции. На основании выявленных тенденций необходимо искать пути решения проблем, использовать нестандартные методы, отслеживать результаты и в зависимости от этих результатов координировать свою деятельность и давать рекомендации по координации деятельности государственных органов.

Таким образом, внедрение  PR-служб является одним из способов формирования положительного образа государственной службы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Имидж, будучи символической  реальностью, оказывает существенное воздействие на общественные отношения, общественное мнение и поведение  граждан. В настоящее время в  глазах населения образ государственной  службы представляется как негативный.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в целом, государственное управление имиджем государственной службы в России еще не полностью сформировано для получения эффективных и положительных результатов. Поэтому и необходимы службы, занимающиеся созданием доверительного имиджа государственных служащих, необходимы в органах государственной власти, так как могут изменить существующий на данный момент характер связей органов государственной власти и населения, сложившийся под влиянием негативного образа системы органов государственной власти в глазах россиян.

А изменив имидж властных структур в лучшую сторону, можно будет изменить отношение к этим структурам, следовательно, повысить эффективность работы органов государственной власти. В свою очередь, эти изменения приведут к появлению доверия не только к государственным органам, но и к государству в целом. А граждане, которые уверены в своем государстве и доверяют ему, живут не только настоящим, но и будущим, преумножая богатство своей страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ССЫЛОК И ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Государственная служба сегодня и завтра