Русская культура XIII – XV веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:20, реферат

Краткое описание

Культура - не обособленная грань общественной жизни, а одно из её проявлений, теснейшим образом связанных со всеми другими. Уровень и характер развития культуры зависит как от общего уровня социально-экономического развития общества, так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культурного наследия.
В русской культуре с XIII–XV веков началось возрождение культуры, и в эти века отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII–XV веков явилась Куликовская битва (1380 год).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.55 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Культура  - не обособленная грань общественной жизни, а одно из её проявлений, теснейшим образом связанных со всеми другими. Уровень и характер развития культуры зависит как от общего уровня социально-экономического развития общества, так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культурного  наследия. 
В русской культуре с XIII–XV веков началось возрождение культуры, и в эти века отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII–XV веков явилась Куликовская битва (1380 год). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после монгольского нашествия, то после 1380 года начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

На рубеже XVI -  XVII веков активное воздействие на духовную жизнь страны и развитие ее культуры оказали образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского владычества и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро-суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка. Благотворное влияние этих факторов привело в XVI в. к превращению многообразной по своим местным особенностям русской культуры в единое целое.

В конце XVI - начале XVII века особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Теократические устремления иерархов русской церкви в конце XVI века вошли в острое противоречие с великокняжеской политикой укрепления светской власти, в том числе за счет секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла борьба группировок внутри самой церкви, а также рост еретических движений. С начала XVI века постепенно складывается союз государственной власти и «иосифлянской» церкви, основанный на взаимных уступках. Церковь отказалась от своих теократических амбиций и выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государства в борьбе со своими идейными противниками. Государство же, отказавшись от планов секуляризации, получило необходимую идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением Церковно-религиозного влияния на духовную жизнь страны. Церковь повела борьбу с «латинством» (влиянием западной католической церкви), распространением светских знаний, установила жесткую регламентацию зодчества, живописи, литературы.

В данной работе будет рассмотрено,  как развивалась русская культура с тринадцатого века по семнадцатый век.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Русская культура XIII – XV веков

 

Устное народное творчество.

В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг князей, военачальников и народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушедшим на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 год.

Летописание.

В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV века начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав – более свободное и беглое письмо, а с XV века появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII – начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иоанн III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», то есть доказать на основе летописи необходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 году, а к 1479 году относят создание Московского летописного свода. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году Пахомием Логофетом.

Исторические повести.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 году посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» – их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего борьбу с ордынцами, с чьим именем связано формирование русского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466–1472 год) тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура.

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV–XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400 год) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405 год) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 год), собор Андроникова монастыря в Москве (1427 год) - продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 году. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 году кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI века ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 гектар была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 километров, толщина стен — 3,5–6,5 метров, а их высота — 5–19 метров. Тогда же, в XV веке, были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 метр).

В 1475–1479 году был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471 год). Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481–1489 годах псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей – Архангельский собор (1505–1509 год). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487–1491 год). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 квадратных метров и имеет высоту 9 метров. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись.

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII веке.

В XIV веке в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создав эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русскою иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека – гениальною русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера. Андрей Рублев жил на рубеже XIV–XV веков. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создаст впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества. Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура Российского государства XVI- XVII вЕКов

 

Серьезные политические и социально-экономические потрясения второй половины XVI века и трагические события Смутного времени начала XVII века заметно затормозили поступательное движение в формировании единого русского культурного пространства. В целом же XVII столетие стало переломным периодом в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении.

Проявившаяся в XVI веке тенденция к обмирщению культуры — ее освобождение от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения, апелляция к разуму — в XVII столетии стала главным содержанием культурно-исторического процесса. 

Фольклор

Фольклор XVI веке, как и все искусство этого времени, жил традиционными формами и использовал выработанные ранее художественные средства. 

Информация о работе Русская культура XIII – XV веков