Игра как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Феномен игры широко изучается в различных сферах и областях научного знания. Игру изучают как в психологии, народной педагогике, возрастной педагогике, философии, герменевтике, социологии, с точки зрения информационных технологий, а также антропологии, и, наконец, культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ КОНЦЕПЦИИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ……………………………………………………....………5
1.1.Интерпретация игры и ее функци…………….………..……………………5
1.2. Основные концепции………………………………………………………...7

ГЛАВА II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ…………………………….……12
2.1 Особенности игрового элемента Античности…………………..………..12
2.2 Игровая культура в Средневековье……..…………..……………….......15
2.4 Интерпретация игра в Новое время……………………………………......18
2.5 Трансформация игры в Новейшее время ………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

ИГРА для ксю.docx

— 120.59 Кб (Скачать файл)

Многие исследователи ищут ответ на вопросы: «В чем именно суть игры? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство многотысячную толпу?»

Интенсивность игры пока нельзя объяснить никаким биологическим анализом. И все же, как раз в интенсивности, в способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Природа не зря дала нам игру с ее напряжением, с ее радостью, шуткой и забавой.

 

 

2.   Рассмотрены ведущие игровые конепции. Наибольший интерес для исследования представляют концепции Й.Хейзинга, основными тезисами которой являются: “животные вовсе не ждали появления человека, чтобы научиться играть“, “игрой проникнуто все существование человека” и, благодаря этому, “ культура – развивается в игре и как игра”; Г.Гессе, который в «Игре в бисер» подчеркивает эзотерический характер игры. Через бесчисленные «закоулки архива» и лабиринты знаний, ценностей, произведений культуры, через древнейшие духовные практики и восточные учения и мифы, через трактаты великих отшельников, музыку Баха и теорию относительности Эйнштейна истинные мастера игры проникают в непостижимые иными способами тайны бытия, испытывая от этого божественное наслаждение, обретая неземной покой преображенной и очищенной души. Главный результат игры – достижение состояний высочайшего духовного наслаждения, неземной радости, особой «веселости», т.е. фактически игра является высшей формой и квинтэссенцией эстетического опыта. Игра в романе тождественна культуре, осознавшей свою глубинную эстетическую сущность и сознательно культивирующей эстетический опыт бытия в мире.    Инобытие, необычность и не обыденность игры, ее праздничный характер включают в ее орбиту не только все сценические искусства, но и такие феномены культуры, как маскарад (маска как феномен игры и театральная маска), ритуальное переодевание, карнавал, карнавализацию. Основы карнавализации М.М.Бахтин усматривал в присущей культуре игре противоположными смыслами, в их перестановках, перемене местами (жизнь – смерть, высокое – низкое, сакральное – профанное, прекрасное – безобразное, доброе – злое, увенчание – развенчание и т.п.), в игровой профанации ценностей, снятии сущностных антиномий культуры в смехе, в утверждении релятивности культурных приоритетов, в полифонии и внутреннем диалогизме формо-смысловых ходов в культуре.

3. Выявлены особенности игры в различные культурно-исторические периоды. В эпоху Античности (в Олимпии) изначальная сакральная функция, спортивные состязания проводились в честь бога Зевса, почитание богов с помощью жертвоприношений, недопущение женщин к просмотру Олимпийских игр; далее смыслообразующей составляющей Олимпийских игр было выявление не просто сильного жителя полиса, а равного богам, т.к. вследствие одержанных побед возводилась статуя победителя, и, конечно же, блага и подарки для полиса для победителей. В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры – агонистика. Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает все сферы деятельности. Религиозная освященность характерна и для игр в Священной Римской империи, и подарки для представителя полиса от императора, но лозунг – «Хлеба и зрелищ», отчетливо говорит сам за себя: в Древнем произошла трансформация игры просто в увеселительное зрелище и отдаление от изначально заложенного сакрального смысла, вкладываемого в игру.

 Идейный мир Средневековья был насыщен, пропитан религиозными представлениями. Все стилизованные прекрасные формы придворного поведения, которые призваны были возвести грубую действительность в сферу благородной гармонии, входили в великое искусство жизни, не снижаясь при этом до непосредственного выражения в искусстве в более тесном смысле. Цель, стоящая перед рыцарями, - это стремление к всеобщему миру, основанному на согласии между монархами. Историография прибегла к вымыслу вроде рыцарских идеалов, тем самым она сводила все к прекрасной княжеской чести и рыцарской добродетели, к декоруму игры, руководствовавшейся благородными правилами, - так создавала она иллюзию порядка. Рыцарь и его дама сердца, герой ради любви – вот первичный и неизменный романтический игровой мотив. Подвиг должен состоять в освобождении или спасении дамы от грозящей ей ужасной опасности. Игровой фактор сохраняет полную силу и еще значительную творческую потенцию в посвящении в рыцари, в награждении ленами, в турнирах, геральдике, рыцарских орденах и обетах – во всех тех вещах, которые непосредственно соприкасаются с архаическим, хотя в них могут иметь место и непрямые античные влияния.

 Игра претерпела  трансформацию и  в различные  эпохи Нового времени. Таким образом, все великолепие Ренессанса – это веселый или праздничный маскарад, переодевание в наряд фантастического и идеального прошлого. Мифологические фигуры, аллегории, заимствованные издалека и отягощенные грузом астрологических и исторических сведений, – все они будто шахматные фигуры на доске. Декоративная фантазия в архитектуре и графике играет классическими мотивами более сознательно, чем средневековый миниатюрист, иллюстрирующий манускрипты своими затейливыми выдумками. Ренессанс пробуждает две, в высшей степени, игровые системы воплощения мира в образах – пастораль и рыцарство – к новой жизни, а именно к жизни в литературе и в празднике. С понятием гуманизма мы обычно связываем менее красочные и, если угодно, более серьезные значения, нежели с термином “Ренессанс”. Однако при ближайшем рассмотрении многое из сказанного по поводу игрового характера Ренессанса оказывается справедливым и для гуманизма. Гуманизм, пожалуй, еще более замкнут в кругу посвященных и знатоков. Гуманисты культивировали строго сформулированный жизненный и духовный идеал. Им удавалось даже вплетать в свои антично-языческие образы и классическую речь выражение своей христианской веры, но притом они вносили в эту веру ноту искусственности и не до конца искренней серьезности. Речь гуманистов никак не хотела звучать прямо “по Христу”.

Игра в эпоху барокко характеризуется картиной сознательно преувеличенного, намеренного выставляемого напоказ, заведомо надуманного. Формы искусства барокко были и остаются в полном смысле этого слова искусственными. Склонность к утрированию, которая присуща XVII столетию, очевидно, может быть, понята лишь исходя из глубоко игрового содержания самого творческого порыва. Перенесение игрового элемента в моду.

Эпоха рококо продолжает, развивает тенденции барокко. И несет в себе гедонизм, эротику, пренебрежение ко всему разумному, и главное — претворяется в необыкновенно утонченную художественную культуру. Стиль рококо служил обществу, отгороженному от политических коллизий эпохи, чуждому шумной «суете» социальной жизни. Его высшим стремлением стал рафинированный эстетизм. Начинает развиваться музыкальное искусство.

Новейшее время характеризуется свободой человека от вины и греха. Игра сегодня переориентирована в досугово-развлекательную сферу. В последнее время получили распространение игры, не несущие в себе признаков настоящей, подлинной игры, в индустриальных странах, например, игра, принимающая форму спортивных состязаний, азартных игр, развлекательных представлений или лотерей, часто становится средством извлечения и прибыли, не только игрока, но и организации предоставляющей услуги подобного рода. В результате чего образуется разрыв между профессионалами, получающими вознаграждение за участие в игре, и пассивными зрителями, отсчитывающими купюры за полученное удовольствие. К такого рода примерам относятся не только лотереи, но и казино, игровые автоматы, где все переориентировано на материальное вознаграждение. Игра на сегодняшний день упростилась, снизила свой интеллектуальный контекст, превратилась в одну сплошную эмоционально-досуговую сферу. Игра ради игры; и ради проведения свободного времени.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Асликян, Эдвард // Мафия (правила, тактика и стратегия игры) / Эдвард Асликян. – Москва: Планета, 2010 – С. 76.
  2. Гессе, Г. Игра в бисер. - [Элеронный ресурс]. – 2011. - Режим доступа:  
    http: //www.lib.ru /GESSE/biser. txt – Дата доступа: 18.04.2013 г.
  3. Искусство в системе культуры. Хрестоматия по культурологии. - [Электронный ресурс].- 2012. - Режим доступа: http: // www.kulturosnanie. ru/?div =dop_iskusstvo_v_kulture – Дата доступа: 01.04.2013 г.
  4. Капризы и затеи Рококо. - [Элеронный ресурс]. – 2011. - Режим доступа: http: // www. art. 1september. ru/2005/ 01/ no 01_1. htm – Дата доступа: 22.04.2013 г.
  5. Культурология. Кн. 2. Европейская культурологическая мысль XX в. (Хрестоматия). Авторы: Авт.-сост.: С.Б. Белоглазова, Г.С. Коростелева, И.С. Кочеткова, Л.В. Преснякова, редактор: В авторской редакции. - [Электронный ресурс]. – 2011- Режим доступа: http: www. abc. wsu. ru/ Books/ kultorolog_kn1/ – Дата доступа: 18.04.2013г.
  6. Лазарев, А.И. Что есть игра?// Энциклопедический сборник./ В.А. Черноземцев. - Челябинск: Южно-Уральское, 1995.- 622 с.
  7. Михайлов, А.  « Поэтика барокко». - [Элеронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http: // www.philol. msu. ru/…/ Biblioteka_Mikhailov. Baroque_ htm – Дата доступа: 01.04.2013 г.
  8. Новая философская энциклопедия. [Элеронный ресурс]. – Режим доступа:  
    http: //www. aсademiс. ru /. – Дата доступа: 18.04.2013 г.
  9. Павсаний. Описание Эллады Т.1–2 / Павсаний. — М.: Ладомир, 2002. – 338 с.
  10. Петров, С.В Хлопова, Е.Н.  Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры “ Мафия” и “Убийца”. Учебно-методическое пособие / С.В. Петров, Е.Н. Хлопова. – Калининград: КВШ МВД России, 1998 – 40 с.
  11. Прокшина, Л.Р. Роль и функции игры в современном обществе / Л.Р. Прокшина. – Уфа: Рио БашГ У, 2006. – 90с.
  12. Справочники, энциклопедии, словари.- [Элеронный ресурс]. – 2009. - Режим доступа: http: // www. aleng. ru/ edu/ inform. htm – Дата доступа: 11.04.2013 г.
  13. Философский энциклопедический словарь. - [Элеронный ресурс]. – 2007 - Режим доступа: http: // www. runivers.ru/ lib/ 6207/ – Дата доступа: 11.04.2013 г.
  14. Хёйзинга, Й. Homo ludens / Человек играющий / Пер. с нидерланд. Д. Сильвестрова. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 384 с.
  15. Хейзинга, Й. Осень Средневековья. - [Элеронный ресурс]. – 2008.- Режим доступа: http: //www.etextlib. ru/ Book/Details/9798 . – Дата доступа: 20.04.2013 г.
  16. Хрестоматия по культурологии. - [Элеронный ресурс]. – 2006. - Режим доступа: http: // www.alleng. ru/d/cult/cult008.htm – Дата доступа: 23.04.2013 г.
  17. Шабель, Г. Олимпия и ее игры. Пер. с англ. Лейпциг.1971. –239 с.
  18. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Шиллер Ф. Статьи по эстетике. – М.: Директ-Медиа, 1935. – 293 с.
  19. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель.  –  М.: Искусство, 1983. –  Т. 1. – 634 с.
  20. Электронный словарь ABBY Lingvo X3 ME 2009.

 

 

 

 

 


Информация о работе Игра как феномен культуры