Миф, как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания работы является рассмотрение мифа, как феномена культуры. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать мифологическую картину мира, в том числе дать определение понятию «миф» и сформулировать культурологические концепции его изучения;
Описать типологию мифов
Изучить функции мифа
Рассмотреть роль мифов в современном мире.

Содержание

Введение 3
1. Мифологическая картина мира 5
2. Основные типы мифов 8
3. Функции мифа 12
4. Современные мифы и их роль в культуре 14
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Миф как феномен культуры.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1. Мифологическая картина мира 5

2. Основные типы мифов 8

3. Функции мифа 12

4. Современные мифы и их роль в культуре 14

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово «миф»  греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются  сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим  происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени  и участвовавших прямо или  косвенно в создании самого мира, его  элементов как природных, так  и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее  явление в культурной истории  человечества.

          Миф и культура – единое, нерасторжимое целое, в котором миф являет собой его неотъемлемую часть. И миф, и культура имеют непосредственное отношение к знанию о человеке. Сам миф есть знание. Более того, он – воплощение духовного культурного наследия. В нем запечатлено в символической форме знание всех народов, которые когда–либо жили на Земле.

Актуальность  темы исследования не вызывает сомнений, так как даже  в современной культуре и в современной культурологии слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных терминов. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным глубоко таинственным. Для историка культуры миф — это, прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов. 

Целью написания работы является  рассмотрение мифа, как феномена культуры. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать мифологическую картину мира, в том числе дать определение понятию «миф» и сформулировать культурологические концепции его изучения;
  • Описать типологию мифов
  • Изучить функции мифа
  • Рассмотреть роль мифов в современном мире.

 

 

1. Мифологическая картина мира

 

        Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

       Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

       Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

         Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

        Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что миф не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифа проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

         Миф  — собственно повествование, история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих. В более широком смысле под мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы как символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, а не в понятиях; таковы созданные Платоном мифы, при помощи которых он мог легче, ярче и в более доступной форме выразить свои метафизические идеи.

        Кроме того миф — это своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир. Он характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу.

         Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект). Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

  • В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;
  • В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
  • Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
  • Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.
  • Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

 

        В изучении мифологического материала можно выделить несколько подходов. Во времена античности преобладало аллегорическое толкование мифов, позже развитое в трактатах Боккаччо и сочинениях Ф. Бекона. Романтическую концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В.Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке друг другу противостояли две основные концепции — лингвистическая (М. Мюллер) и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер). В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский), социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипическая (К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Стросс).

         Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

         Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

        Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

     Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

* Они  по-своему объясняли мир, природу, общество, человека,

* Они  в своеобразной, очень конкретной  форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

* Они  являлись каналом, по которым  одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

2. Основные типы мифов

 

 

Среди всего  множества мифических преданий и  рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

1.   Мифы этиологические (букв. «причинные», т.е. объяснительные) - это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются, прежде всего, рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия.  
        2.  Мифы космогонические (большей частью менее архаические, чем этиологические) повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил и т. п., затем создание ландшафта, растений, животных, человека.

  3. Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические - о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством). Происхождение человека может объясняться в мифах как трансформация тотемных животных, как отделение от других существ, как усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ, как биологическое порождение богами или как изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п., как перемещение неких существ из нижнего мира на поверхность земли. Происхождение женщин иногда описывается иначе, чем происхождение мужчин. Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны. 
        4.   Мифы астральные - о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. п. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звёзды или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жён или сыновей жителей неба). Расположение звёзд на небе может трактоваться и как символическая сцена, своеобразная иллюстрация к тому или иному мифу. По мере разработки небесной мифологии звёзды и планеты строго прикрепляются к определённым богам. На основе строгого отождествления созвездий с животными в некоторых ареалах (на Ближнем Востоке, в Китае, у части американских индейцев и др.) складывались закономерные картины движения небесных светил. Представление о воздействии движения небесных светил на судьбу отдельных людей и всего мира создало мифологические предпосылки для астрологии. 
       5. Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка. Они представляют оппозицию и двух тотемных «половин» племени, ночи и дня, женского и мужского начала и т. д. Небесному существованию Луны и Солнца (как и в случае со звёздами) иногда предшествуют земные приключения пары мифологических героев. Некоторые специально лунарные мифы объясняют происхождение пятен на Луне. Солнечное божество тяготеет к тому, чтобы стать главным, особенно в древних обществах, возглавляемых обожествлённым царём-жрецом. Представление о движении солнца часто ассоциируется с колесом, с колесницей, в которую впряжены кони, с борьбой против  чудовищ или богом грозы.  
        6.  Мифы близнечные - о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым.  
        7. Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей и тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты. Основные персонажи наделены в них чертами и человека, и животного. В наиболее типичном виде тотемические мифы известны у австралийцев и африканских народов. Тотемические черты ясно видны в образах богов и культурных героев в мифологии народов Центральной и Южной Америки. Остатки тотемизма сохранились в египетской мифологии и в греческих мифах. 
        8. Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило, с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной, на обеспечение урожая. В древних средиземноморских земледельческих культурах господствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна, урожая.  
      9.   Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. В героическом мифе присутствует обязательный уход или изгнание героя из своего социума и странствия в иных мирах, где он приобретает духов-помощников и побеждает демонических духов-противников, где ему иногда приходится пройти через временную смерть. Изгнание героя иногда мотивируется его проступками, нарушением табу. Герой как термин греческой мифологии означает сына или потомка божества и смертного человека. В Греции имел место культ умерших героев. Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса. 
      10. Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических. В противоположность космогоническим мифам, эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении - гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др. Более или менее развитую эсхатологию находим в мифах аборигенов Америки, в мифологиях древнескандинавской, индуистской, иранской, христианской (евангельский «Апокалипсис»). Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушение права и морали, распри, преступления людей, требующие возмездия богов. Мир погибает в огне, потопе, в результате космических сражений с демоническими силами, от голода, жары, холода и т. п. 
   

     Необходимо отметить, что многие известные мифы - античные, библейские и некоторые другие не умещаются в перечисленные категории, а являются включёнными в мифологический цикл легендами и историческими.

 3. Функции мифа

 
   В самом общем смысле можно сказать, что миф:

  1. Составляет историю подвигов сверхъестественных существ;
  2. Это сказание представляется как абсолютно истинное (так как оно относится к реальному миру) и как сакральное (ибо является результатом творческой деятельности сверхъестественных существ);
  3. Миф всегда имеет отношение к «созданию», он рассказывает, как что-то явилось в мир или каким образом возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения;
  4. Познавая миф, человек познает «происхождение» вещей, что позволяет овладеть и манипулировать ими по своей воле. Речь идет не о «внешнем», «абстрактном» познании, но о познании, которое «переживается» ритуально, во время ритуального воспроизведения мифа или в ходе проведения обряда (которому он служит основанием);
  5. Так или иначе, миф «проживается» аудиторией, которая захвачена священной и вдохновляющей мощью воссозданных в памяти событий.

  Миф в свою очередь также выполняет множество функций, и помимо главной функции понимания, осознания, объяснения мира, то есть событий, происходящих вокруг человека, существую совершенно другие функции, которые влияют на человека, на его ценностные ориентиры, смысл в жизни и т.д.:

  • Идеологическая функция – функция моделирования, связанная с идеологией. Мифы чрезвычайно привлекательны, и по этой причине их герои становятся примерами для подражания. Любая власть хочет закрепиться навсегда. Один из самых эффективных путей достижения этой цели – создание привлекательных героев, которые будут поддерживать ее идеологически. Поэтому власть имеющие не только придумывают героев, но и окружают их ритуалами. Именно они символически воссоздают героические былые времена, в которые зародилась эта власть.
  • Аксиологичсекая (ценностная и оценочная) функция, связанная главным образом с потребностью ценностного самоопределения человека и социальной общности. Миф возникает как средство самоосмысления,  самовозвышения и самовосхволения, иногда неприкрытого, чаще завуалированного. Эта функция связана с эмоциональным мышлением человека
  • Компенсаторная функция. В мифах мы реализуем свои подсознательные мечты о величии независимо от того, насколько «жалко» наше существование. С психоаналитической точки зрения – это важнейший мотив человека. Мы страдаем и даже заболеваем психическими заболеваниями, когда нас лишают ощущения величия. Поэтому процессы мифологизации в постмодернистских обществах так же активны, кК и в первобытных. Доказательством этого служит популярные экшн-фильмы, малые оперы и бесчисленные рекламы. Каждый из нас на подсознательном уровне считает себя богом и супергероем. Поэтому мы иногда подсознательно, а иногда и совершенно сознательно стремимся стать похожими на этих героев, так как воспринять героические нравы. Все это нам помогают делать психологические механизмы идентификации и катарсиса.
  • Метафизическая функция. Это вера в единый миф о создании мира.
  • Телеологическая функция мифа связана с определением целей и смыслов жизни, деятельности и истории.
  • Коммуникативная функция. Миф является связующим звеном эпох и поколений.

Информация о работе Миф, как феномен культуры