Египетская книга мёртвых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Исследование египетской религии мифологии затрудняется тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийся материал. Несомненно, что известные нам до сих пор сказания составляют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Нила. Более того, во многих случаях мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. У нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказания, как миф об Осирисе. Равным образом не сохранились полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………2

Гл.1.Религиозные представления Древнего Египта
1.1. Религия Древних Египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...4
1.2. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...15
1.3.Могилы и похоронные обряды………………………………27
Гл.2.Египетская книга мёртвых
1.1.История создания «Книги мёртвых»……………………….37
2.2. Человек и его семь оболочек………………………………43
3.3 .Магия и религия …………………………………………….55
4.4.Учение о «Царстве мёртвых»………………………………..60
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...65
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . …….68

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 467.73 Кб (Скачать файл)

Меж погребальными пеленами бальзамировщики должны были поместить  амулет в виде Ока Уджат, а на сердце - амулет в виде скарабея. Без этих амулетов воскреснуть для вечной жизни было невозможно.

Неисчислимы примеры отгоняющей магии - разнообразные способы отогнать, отпугнуть враждебные умершему силы, не допустить их приближения или нападения, так или иначе уклониться от соприкосновения с ними, укрыться и спрятаться от них.

 Широко практиковали  египетские маги и всякого  рода приемы очистительной магии  при воздействии на покойного  и его душу - зажжение очистительных  огней, воскурение благовоний, каждение  ладаном, омовения и т. п.

Все это неизменно сопровождалось магией слова. «Книга Мертвых» - это  всего лишь письменная фиксация тысячелетней традиции использования магии речи в похоронных обрядах. Ведь произнесение, иногда спонтанное, иногда намеренное, тех или иных слов: пожеланий, заговоров, заклинаний, приказов, запретов,- составляло с самого начала неотъемлемую часть  любого обряда или магического действия.

К арсеналу погребальной магии  Египта относились амулеты, изображения  частей тела, божественных существ, миниатюрные  модели разных предметов, «священные знаки» - иероглифы, обозначающие богов, жизнь, животных и человека.

Магическое значение имели  числа - единица, двоица, троица, четверица, семерка, восьмерка, девятка, десятка, двенадцать, четырнадцать, двадцать один, тридцать и сорок два. Магической символикой обладал цвет. Белый, красный, зеленый, лазурный, черный нередко упоминаются в «Книге Мертвых». Зеленый цвет, к примеру, символизировал жизнь и все живое. Магическую ценность приобретали и соответствующие природные поделочные камни - красный сердолик, зеленый малахит, голубые лазурит или бирюза.

Следующим уровнем магического  воздействия на богов являлись их подробные заклинания. На этом уровне воздействия исполнители похоронного  обряда обращались не к безликой всеобщей энергетической подоснове мира, а  к особенным, частным ее проявлениям, имеющим личностный облик и священное  имя (Рин).

 Заклинаний такого  вида в «Книге Мертвых» множество  - ряд глав передают заклинания  души умершего (его Ка, Ба, Эб, Ах), заклинание враждебных ему духов и божеств, заклинания всякого рода препятствий, преград, ворот, пилонов, Чертогов Храма Осириса, стоящих на пути душ умершего к Обители Блаженных, заклинания охраняющих их губительных духов и строгих богов, заклинания чудовищ, пожирающих души грешников, заклинания 42 богов инобытия и самого царя Загробного Царства - Осириса.

Чтобы облегчить умершему странствие, боги создали в Дуате (Царстве Мертвых) ариты - места отдыха, остановки, где душа могла остановиться и передохнуть. Однако войти в ариту мог не каждый, а лишь знающий имена богов и определенные заклинания.

Заклинание предполагает точное знание имени. По представлениям египтян, восходящим к доисторической эпохе, имя-Рын человека, духа или божества являлось составной сокровенной частью его сущности. Сам великий Ра творил мир силой слова. Давая вещам и существам имена-Рмн, он тем самым определял их сущность и место в мироздании. Знание подлинного, сокровенного имени давало власть над его обладателем.

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Учение о Царстве мертвых

Вещь, не имеющая названия, для египтян не существовала. Увековечивание имени человека в надписях увековечивало  его жизнь. Поэтому вредоносное  колдовство прежде всего стремилось предать имя поруганию, проклятию и даже уничтожению надписи имени.

 Картины переселения  душ умершего в мир иной, которые  рисует «Книга Мертвых», завораживают  своей ясностью и детальной  разработанностью. Откуда у египтян  появилось такое знание об  инобытии?

 Материалистическая наука  ничтоже сумняшеся обозначила сложный комплекс египетских знаний об инобытии «примитивной идеей о загробной жизни как о непосредственном продолжении жизни земной». Навязчивое стремление во всем египетском ритуале усматривать лишь «превратное» отражение в сознании людей земной жизни приводит к педантичному изучению частных изменений, которые египетские представления о загробной жизни претерпевали во времени, а не к изучению вневременной сущности этих представлений.

Наиболее расхожий взгляд на сокровенное египетское учение о Царстве Мертвых выглядит приблизительно так. Человек продолжает жить после смерти при условии сохранения в целостности его тела и заботы о его насущных потребностях в пище и питье со стороны живых родственников. Культ умерших сводится к «борьбе против смерти за вечную жизнь».

 Односторонняя ограниченность  подобных представлений становится  очевидной при знакомстве с  египетской заупокойной литературой  (Саху).

 Прежде всего следует помнить, что народные верования весьма далеки от жреческих представлений; и различие здесь залегает в самих способах обретения знания об инобытии.

Простой народ во все времена  был склонен к упрощенному, зачастую бездумному исполнению общепринятых обрядов, относящихся к заупокойному культу. Для размышлений и осмысления сущности явления смерти у непосвященных  никогда не было ни способностей, ни желания, ни времени.

 «Книга Мертвых» создавалась,  без сомнения, великими посвященными  Египта, имевшими совершенно иной, «мистический», опыт. Именно посвященные,  причастившиеся храмовых таинств  или получившие посвящение не  от людей, не только размышляли  над явлением смерти, но и обретали  сверхъестественное знание о  ней. Свои познания они передавали  словесно и даже письменно,  но почти всегда богобоязненно  иносказательно.

 «Книга Мертвых» представляет  собой большой сборник подобных  иносказаний, благочестивых откровений  «мистического опыта» нескольких поколений посвященных. Все они были выходцами из среды жрецов, участвовавших и руководивших мистериями.

 Посвященные в таинства  подразделялись на три группы  по степени посвященности.

 Посвященные первой  степени (ее имела большая часть  младшего храмового персонала)  вследствие слабого здоровья  или сильного душевного потрясения  испытывали хоть раз в своей  жизни «непреднамеренный» выход,  странствие и возвращение души-проявления Ба. Их душа странствовала в инобытии и запоминала все виденное там.

 Посвященные второй  степени от природы и вследствие  особых упражнений имели способность  по своему желанию отправлять  свою душу в странствие по  инобытию. Они исследовали весь  доступный их душам путь многократно,  запоминая малейшие частности  и подробности.

 Посвященные третьей  степени, иначе именуемые чудотворцами, были одарены богами способностью  не только самостоятельно отправлять свою душу в мир иной, но и помогать душам других людей совершать подобные странствия для познания инобытия.

 Значительная часть  приобретенного египтянами мистического  опыта оставалась неизреченной, меньшая часть его была высказана  и записана иносказательно, и  лишь незначительная толика была  полностью обнародована.

 Сам по себе «мистический»  способ получения знаний об  инобытии вовсе не противоречит  более доступному «эмпирическому»  способу, как это принято думать, а скорее находится в отношении  дополнительности к нему. Однако скорее «эмпирический» опыт дополняет «мистический», чем наоборот; переносить на мистический способ познания особенности эмпирического способа, безусловно, неверно.

И хотя мистический способ получения любых знаний имеет  меньшее общественное основание: людей  посвященных в любом обществе немного, а великих посвященных  вообще единицы,-- полученные этим способом знания заслуживают не меньшего внимания и изучения, нежели знания, полученные в результате широкой общественной практики.

 Заупокойная литература  всех времен египетской истории,  даже вполне «низовая», говорит  о том, что душа-двойник Ка умершего потребляет не сами заупокойные приношения, а насыщается их душами-двойниками. Ка умершего ест не хлеб, а Ка хлеба, пьет не пиво, а Ка пива. Душа-проявление Ба и душа-сердце Эб вообще удовлетворяются не заупокойными подношениями и дарами родственников, близких и друзей, а их благочестивой и нелицемерной памятью, заботой об умершем, их ритуальной чистотой и отсутствием злого умысла.

 Излюбленный мотив  египтологии о том, как магическая  фикция (всякого рода устные и  письменные заупокойные заклинания, молитвы и хвалы) избавила египтян  от непосильных материальных  затрат на культ мертвых, есть ничто иное, как фальшивый напев маловеров.

Египтяне, и непосвященные  и посвященные, до гибели их цивилизации  сохраняли сильную веру в творческую магическую силу слова и прямодушно дополняли вещественные заупокойные  приношения и дары магическими словесными их заместителями, нередко без всякого  своекорыстного намерения.

 В силу своих удивительных  познаний об инобытии и о  духовном строении человеческого  существа египтяне, как правило,  оказываются, в общем, правыми  по отношению к частностям  современного научного знания  о человеке и смерти. Пройдет  немало лет, и окажется, что  все добытое изощренной эмпирической  наукой служит лишь подтверждением  или даже иллюстрацией к давно  изреченным абсолютным истинам  египетского учения об инобытии.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В египетских мифах нашли  отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления  о происхождении мира и его  устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями  в первобытные времена. Здесь - попытки  найти истоки бытия в биологическом  акте творения богов и стремление объяснить происхождение мира, людей  и всей культуры как результат  творческой силы, воплощенной в слове  бога.

Из египетских мифов мы черпаем сведения не только о духовной жизни египтян, но и об отдельных  сторонах их повседневного бытия, начиная  от трудовых забот хлебопашца и пастуха  и кончая сферой государственной  политики.

Религия Древнего Египта, подобно  всем другим религиям, демонстрировала  несообразности и противоречия. Можно  сделать вывод, что по крайней мере для некоторых египтян мумифицирование, могилы и погребальные обряды не составляли необходимости. Но, хотя спиритуалистические идеи и существовали, в большинстве своем традиции и ритуалы оставались неизменными. Это рождало некоторые верования, не всегда совместимые друг с другом. С одной стороны, была идея, согласно которой ты в буквальном смысле "можешь все взять с собой"; с другой - существовало представление, что есть иной, нематериальный мир, куда направляется умерший.

 

Как говорил Уильям Дж. Марнейн, "орбита потустороннего мира мертвых не рассматривалась как барьер, препятствующий обитанию в могилах или участию в празднествах живых". Существует несколько возможных объяснений этого явления. Исполнение многочисленных функций, в особенности в сфере погребальных обрядов, было предоставлено жрецам. Возможно, большинство людей тогда, как и ныне, не размышляли постоянно о семейных верованиях; они сознавали эти несообразности, но не хотели отказываться от традиционных обычаев "на месте", поскольку все равно вынуждены были их исполнять.

Таким образом, источники  религии и мифологии различны: корни религии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; мифологии  – в элементарной потребности  человеческого ума в понимании  и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология  в формах, обусловленных  и общим  уровнем общественно-культурного  развития, и конкретно-историческими  факторами.

Хотя мифология и играет важную роль в истории религии, как  бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты  реального мира. Они рождаются  из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с  ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бредстед Д. Тураев Б. История Древнего Египта: Т. 1. - Мн.,2002.

2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. под ред. и послесл.

3. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - СПб., 2000. - 464

4. Лазарев Е. Египетская "Книга мертвых".Книга Амдуат. - М.,2005.

5. Мертц Б. Древний Египет. Храмы. Гробницы. Иероглифы.

6. Перепелкин Ю. Я. Египет // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет.--

7. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта.-- Под общей редакцией д-ра филос. наук проф. А. Л. Вассоевича.-- СПб.: «Летний Сад», 2001.-- 608 с., илл.

8. Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. Часть 2.-- М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1984.-- 288 с.

Информация о работе Египетская книга мёртвых