Египетская книга мёртвых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Исследование египетской религии мифологии затрудняется тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийся материал. Несомненно, что известные нам до сих пор сказания составляют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Нила. Более того, во многих случаях мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. У нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказания, как миф об Осирисе. Равным образом не сохранились полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………2

Гл.1.Религиозные представления Древнего Египта
1.1. Религия Древних Египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...4
1.2. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...15
1.3.Могилы и похоронные обряды………………………………27
Гл.2.Египетская книга мёртвых
1.1.История создания «Книги мёртвых»……………………….37
2.2. Человек и его семь оболочек………………………………43
3.3 .Магия и религия …………………………………………….55
4.4.Учение о «Царстве мёртвых»………………………………..60
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...65
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . …….68

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 467.73 Кб (Скачать файл)

 Почитание Ра распространилось  и в Нубии. Ра оттеснил более  древнего геолиопольского демиурга Атума и, отождествленный с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона "са Ра". т.е. "сын Ра". Ра был отождествлен с Гором (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, оставшийся верховным богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и другими.

 С Ра связываются  и многие другие божества. Тот-луна  создан Ра как его заместитель  ночью (Тот также выступал как  сердце Ра). Ба (души) Ра - Апис и  Бену, "посредник Ра, докладывающий  истину Лтуму" - Мневис. Дочери Ра, помогающие ему поражать врагов, - Серкет, почитавшегося как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор.

 Хранительница Ра - огнедышащая змея Уто (также считавшемся его Оком).

Сет

 В египетской мифологии  Сет считался богом хаоса и  беспорядка, который изображался  в облике человека с головой  загадочного животного, возможно  муравьеда, а, скорее всего,  некого существа, не принадлежащего  этому миру.

 Сет может представать  и полностью в форме животного  — с телом шакала, высоко поднятым  раздвоенным хвостом.

 Сет также может  принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сета сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000- 3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.).

 Согласно сохранившимся  мифологическим текстам, Сет был  сыном небесной богини Нут,  братом Осириса, Исиды и Небетхат (Нефтиды), которая одновременно была его супругой. По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм).

 День рождения Сета, который падал на третий из  пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым.

 Фараон в этот день  не вел практически никаких  дел. 

 Сет считался повелителем  пустынь, всего враждебного долине  Нила, почитался в качестве покровителем  далеких стран и чужеземцев  вместе с сиро-финикийскими богинями  Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I). Легенды повествуют, что Сет убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей.

 Во время нескольких  сражений Сет вырвал у Хора  его око, ставшее великим амулетом  Уджат; одновременно Хор кастрировал Сета, тем самым лишив его основной части его сущности — Сет издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой.

 По одной из легенд  отрезанная в битве передняя  нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           

 

1.3.Могилы и  похоронные обряды Древнего Египта.

На протяжении тысячелетий  погребальные обряды претерпевали постоянные изменения. В IV веке до н. э. покойного  хоронили в могиле, вырытой в земле, укладывая его на бок с согнутыми  ногами. Вместе с умершим в могилу складывали скудный скарб и жертвоприношения, необходимые ему в загробной жизни.

В III тысячелетии до н. э., с возникновением в Египте классового государства, бедных по-прежнему продолжают хоронить в вырытых в земле могилах, богатые же еще при жизни делают себе гробницы. Фараоны заранее сооружают для себя огромные пирамиды. Сначала гробницы были небольшими, имели четырехугольную форму и строились из кирпича-сырца. Здесь была камера для гроба, и состояла она из нескольких помещений.

Позже, гробницы стали строить  из камня и гораздо больших размеров. Внешне они напоминали жилые дома со множеством комнат и кладовых, единственным отличием было то, что они наполовину были опущены в землю. Как правило, гробницы располагали ровными рядами вокруг пирамиды фараона, поскольку и после смерти подчиненные должны были оставаться возле своего повелителя. Таким образом, возникали целые города.

В конце III века до н. э. богатые люди стали сооружать себе скальные гробницы, позже такие гробницы стали создавать и для фараонов. Высекали их в малодоступных районах гор на западном берегу Нила, напротив древних Фив. Район этот, при обнаружении захоронений, получил название «Долина царей».

Поскольку при захоронении  в гробницу помещали множество ценных предметов, ее старались всячески обезопасить  от покушения грабителей. Помимо того, что захоронение находилось в  недоступном месте, вход тщательно  замуровывался и сверху заваливался  камнями. Кроме того, сооружалось  несколько ходов, нередко запутанных, к погребальной камере. Нередко, для  того, чтобы запутать «непрошеных  гостей», высекали ложный коридор.

Гробница находилась в  глубине скалы и состояла из нескольких камер. Самая большая, украшенная колоннами, предназначалась для мумии. Стены гробниц были разрисованы изображениями загробной жизни. Чаше всего в рисунках встречался бог мертвых Осирис.

Основной идеей в историях о жизни после смерти было осуществление  загробного Суда Осириса. Бог мертвых  изображался сидящим на троне, перед  ним стоял умерший. Рядом находился: бог мудрости - Тот и бог подземного царства — Атум. Они взвешивали сердце покойного, отягощенное грехами.

На другой чаше весов сидела богиня правды и справедливости - Марат. По весу сердце должно было быть равным весу богини правды, тогда умерший попадал в царство Осириса, т.е. в рай. Если же этого не происходило, с несчастным расправлялось чудовище, находящееся тут же. Специальные заклинания освобождали богатых от тяжелого труда на том свете. Кроме того, вместе с ними в гробницу клали статуэтки «ушебти», которые должны были ходить на работу вместо покойного.  

Ушебти, или «те, кто отвечает на призыв», — статуэтки, которые помещались в могилу умершего, чтобы помогать ему в загробной жизни. Наиболее ценные из статуэток выполнены из ляпис-лазури, но они могли быть также деревянными или каменными. Часто это были мужские фигуры с плугом, мотыгой или заплечным мешком, на передней части этих статуэток выгравировывалась глава из Книги мертвых. Ритуальное прочтение надписи должно было вдохнуть жизнь в эти фигурки чтобы они ходили на работу вместо покойного.

Помимо вышеописанной  сцены на стены наносились фрески с изображением эпизодов из жизни  людей и культовых обрядов. Здесь  были: сцены полевых работ с  изображением обработки земли, уборки урожая и доставки его в закрома; картины охоты на животных, с использованием лассо, на птиц — с бумерангом, на рыбу — с гарпуном; разделка туш  животных, предназначенных для жертвоприношения. Если умерший при жизни был на государственной службе, изображали, как он восседает в суде, или как собирает налоги и подати, при этом, иногда эти процедуры сопровождались изображением суровых наказанной в виде битья плетями тех, кто уклонялся от уплаты. Часто здесь присутствовали и военные сцены. В них Египтяне, как правило, одерживали победу. На фресках, изображающих пиры, четко вырисовывались все подробности, даже детали туалета, украшения и прически.

По мнению многих исследователей-искусствоведов все найденные в гробницах  рельефы и росписи являются настоящими произведениями искусства. А многочисленные заклинания и заговоры, написанные тут же, считаются литературными  шедеврами, получившими название «Тексты  пирамид». Чуть позже эти заклинания стали писаться на папирусных свитках  и складываться в гробницы вместе с домашним скарбом и украшениями. Свитки эти получили название «Книги мертвых». Сюда входили формулы-заклинания о недопустимости совершения грехов. В свитках перечислялись грехи, которые не совершал покойный: «не  убивал священных животных», «не  замышлял плохого против фараона», «не уменьшал жертвы богам» и т. д. всего 42 греха.

При захоронении особое внимание уделялось жертвоприношениям. Поскольку  считалось, что пища была необходима человеку для продолжения жизни  после смерти, то прекращение жертвоприношений может вынудить покойного есть свои экскременты, что может привести к окончательной смерти. Это пугало людей больше всего. Кроме того, что совершение жертвоприношений входило в обязанности родственников, покойный еще при жизни должен был предоставить в храм документ на право владения землей, урожай с которой, в дальнейшем, был предназначен для ежедневного исполнения этого культа.

Вместе с тем, на каменной плите, прикрепленной к внешней  стене гробницы, было вырезано например такое обращение к живущим: «О вы, живущие на земле, любящие жизнь и ненавидящие смерть, проходя мимо моей гробницы, скажите: «Тысячи хлебов и пива, тысячи быков и гусей, тысячу воспарений и одеяний, тысячу всяких вещей для почтенного Хене, сына Хевит». Произнесенное обращение являлось заклинанием, превращавшим все перечисленное в реальность.

Часто на лице мумии, или  на крышке саркофага, где находилась ее голова, рисовали глаза для того, чтобы покойный видел все, что  было изображено на стенах гробницы. По древнеегипетскому поверью, все  увиденное также превращалось в реально существующее. Для сохранения связи с покойными, живые часто писали им письма. Писались они иероглифами на папирусе, или, если не был доступен папирус, на черепках глиняной посуды.  

Внутренности извлекались  из тела, обмывались и подвергались бальзамированию, после чего помещались в четыре сосуда, представлявших четыре божества, называемых «детьми Гора», которые предохраняли органы от разложения. Эти сосуды с крышками в форме головы человека, шакала, павиана и сокола назывались канопами.

Кебехсенуф

 

В сосуде в форме головы сокола содержались кишки 

Хапи

Голова павиана означала, что в сосуде были легкие 

Диамутеф

В сосуде в форме головы шакала хранился желудок

Амсет

Печень находилась в сосуде с крышкой в форме головы человека

В тело умершего на место  сердца помещался скарабей., с обратной стороны фигурки которого была выгравирована одна из глав Книги мертвых. В ней шла речь о суде над душой.

В мае 1996 года в оазисе Барахля, в 230 милях к юго-западу от Гиды было найдено огромное захоронение римской эпохи. Многие мумии были в позолоченных саркофагах. Были и такие, которые были обернуты в простое полотно. У некоторых были нарисованы глаза, которые как живые смотрели на людей. В течение месяца археологи раскопали четыре многокамерные могилы, высеченные в скале. В них находилось 105 мумий. Большинство из них было покрыто позолотой и раскрашено религиозными сценами.

В первой гробнице находились мумии и мужчин, и женшин, и детей. Они до сих пор пахли смолой, которую использовали при бальзамировании много тысячелетий назад. Взору открывалась впечатляющая картина. В одном углу располагались рядом две мумии: мужчины и женщины. Уложенные лицом друг к другу, они создавали такое впечатление, будто смотрят друг на друга. Недалеко от них находилась другая женщина с позолоченной маской на лице, красивой позолоченной короной из гипса и четырьмя декоративными рядами  красных завитков, начинающихся ото лба и забранных за уши.

Прическа ее была в римском  стиле, а иконография ее маски, украшенной божеством, которое защищало ее и  облегчало попадание в загробную  жизнь, была египетская. На голове, с  одной стороны, была изображена богиня Исида, с другой — ее сестра Нефтида. Они ограждали покойную крыльями. На груди мумии находились два круглых диска, изображающих бюст умершей. Тело было разделено на три равных части, содержащих картины с египетскими мотивами: на первой был изображен Анибус - бог бальзамирования; на второй — гроб с помещенной в нем головой с крыльями, изображающей душу умершего; на третьей — вол. Кроме того, здесь были нарисованы кобры, несущие диски солнца и четверо детей Гора.

Входом в гробницу служил грот, вырытый в песчанике. Здесь  мумия передавалась из мира живых  в царство мертвых. Внутри находились две камеры для похорон, каждая из которых была разделена на две секции, заполненных мумиями, лежащими на каменных полках. Всего их было 43. Вторая гробница по строению напоминала первую. Справа и слева от входа находилось изображение бога бальзамирования — Анубиса. Мумии, находящиеся здесь, внешне были похожи на тех, которых обнаружили в первом захоронении.

Вот останки мужчины. Он обернут  в полотно и имеет позолоченную маску из покрытого гипсом картона. Корона, с узкой головной повязкой поперек лба, окрашена в синий, красный и зеленый цвета. Справа и слева на ней изображены растения и богини: Исида и Нефтида, охраняющие умершего распростертыми крыльями.

Маска лица разделена на три вертикальные части. Центральная  часть, выделенная от других, выполнена  в тех же цветах, что и корона. Она, в свою очередь, делится на три горизонтальных части: на вершину, с изображением крылатой человеческой фигуры, представляющей  «Ба» умершего; середину, с двумя сыновьями Гора, Амсетом и Дуамутефом; и основание, изображающее птицу, которая представляет «Ка» человека, покидающее тело. Две боковые части разделены еще на четыре: верхнюю, изображающую одного из сыновей Гора, Хапи, с богиней Нефтидой; следующую за ней, с изображением Амсета; третью — с фигурой Хапи и Амсета; и нижнюю с лежащим Анубисом, держащим ключ от кладбища.

В третьей могиле, кроме  мумий, были три саркофага в форме  человеческих тел. На крышке одного из них было нарисовано окрашенное лицо захороненного.

Четвертое захоронение имело  некоторые отличия. Оно состояло из ряда комнат, находящихся одна над  другой. Здесь были найдены останки  ребенка, покрытого позолотой. В  гробнице находились многочисленные украшения  и предметы быта. Наиболее интересной находкой были монеты с изображением Клеопатры VII. Кроме того, здесь были выстроены статуи женщин в трауре, со скорбно запрокинутыми руками.

Информация о работе Египетская книга мёртвых