Египетская книга мёртвых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Исследование египетской религии мифологии затрудняется тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийся материал. Несомненно, что известные нам до сих пор сказания составляют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Нила. Более того, во многих случаях мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. У нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказания, как миф об Осирисе. Равным образом не сохранились полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………2

Гл.1.Религиозные представления Древнего Египта
1.1. Религия Древних Египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...4
1.2. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...15
1.3.Могилы и похоронные обряды………………………………27
Гл.2.Египетская книга мёртвых
1.1.История создания «Книги мёртвых»……………………….37
2.2. Человек и его семь оболочек………………………………43
3.3 .Магия и религия …………………………………………….55
4.4.Учение о «Царстве мёртвых»………………………………..60
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...65
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . …….68

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 467.73 Кб (Скачать файл)

Внешний вид мумий и  наличие в гробницах всевозможных драгоценных украшений говорит  о процветании древней Бахарейи. Население Бахарейи в римское время составляло около 30 тыс. человек. Большинство из них занималось виноделием и продажей вина по всей долине Нила. Хотя в это время уже применялись похоронные традиции фараонов, метод мумификации, тем не менее, еще сильно отличался от методов, применяющихся во времена Нового царства. Внимания больше уделялось внешнему виду мумии, украшения были богаче, а тело покрывалось большим количеством смолы.

После завершения раскопок, пять мумий были переданы в инспекторство  старины в Бавити для того, чтобы лучшие экспонаты могли увидеть все желающие. Одна мумия была отправлена для исследований в лабораторию в Каире. Но работы на этом участке древних захоронений не были закончены. Было открыто только шесть процентов от кладбища, которое раскинулось на две квадратные мили. Поэтому, основная работа была еще впереди. 

Гл. II  Египетская книга мёртвых

1.1.  История создания «Книги мертвых»

                                                                                                   Языческое египетское богословие - явление поистине величественное: оно развивалось дольше, чем существует вся европейская цивилизация,- более 3600 лет. Влияние, оказанное им на все существовавшие и существующие богословские учения,- огромно. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании храма египетских культов таинств и обрядов.                                                                                                            Все, что было высказано великими учителями других народов после угасания египетской цивилизации, меркнет в сравнении со светом древнейшего учения египетских посвященных. Все позднейшие учения последователей Моисея, Иисуса, Адонирама и Мухаммеда - лишь невнятные недомолвки; вся позднейшая обрядность - лишь неловкое приспособление древнего ритуального наследия; все таинства - лишь подобие или даже профанация.

Многие учения обильно  черпали из озера божественного  знания Египта имена, сюжеты, мифы, концептуальные понятия, фундаментальные положения  и целые текстовые фрагменты. Гак поступали орфики, ближе всех стоявшие к первоистокам. Так поступал Моисей, создавая свое Пятикнижие. Давно известно все «египетское» в христианстве. Остаются незамеченными иные египетские влияния в эклектичных доктринах Мухаммеда и вольных каменщиков, но их опознание - лишь дело времени.

Египетская мифология  вовсе не нуждается в «научной реконструкции генезиса и древнейшего  своего состояния». Все лежит на поверхности, обо всем имеются ясные  указания и пояснения как самой  египетской, так и других древних  традиций. И при всем этом конкретные формы возникновения и развития египетской религии далеко не ясны европейским ученым египтологам. Возникновение  и ранние этапы развития многих мифов  и культов теряются во тьме веков  додинастического периода Египта.

Погребальные действия доисторических аборигенов Нила (меламподов) коренились в их инстинкте социальной привязанности. Поэтому общая линия развития форм погребения в долине Нила шла от стремления сохранить тело умершего (через мумификацию) к хранению его поблизости своего жилья сначала в обычной полуземлянке, пещере или в земляной могиле, а затем в специальном склепе.

Позднейшая практика мумификации  породила и развитие особых видов  урн для хранения внутренностей  умершего (так называемые каноны) и  особых футляров для хранения самой  мумии (так называемыесаркофаги).                                                                  Осмысление и словесное сопровождение этих погребальных действий в течение веков превратились в особый погребальный культ Древнего Египта.

 Древние египтяне имели  прочно укоренившийся обычай  хоронить вместе с умершим  произведения заупокойной литературы (Саху), целью которой было обеспечить умершему блаженное существование в мире ином.

 С конца III династии (около 2625 г. до н. э.) жрецы  заупокойного культа читали по  свитку папируса панихиды, а следовательно, уже существовал письменный канон заупокойной службы.

Фараоны V и VI царских домов (2355--2155 гг. до н. э.) повелели начертать художественно исполненными иероглифами, окрашенными в зеленый цвет, заупокойные тексты на стенах внутренних помещений их пирамид.                                                                      Полагают, что стремление обеспечить себе заупокойный культ магическими надписями внутри пирамиды возникло у фараонов, ощущавших признаки распада Древнего царства и ненадежность существовавшего заупокойного культа.

Свод всех заупокойных  царских панихид Древнего царства  получил условное название «Тексты  Пирамид».

Первый период междуцарствия  и раздробленности Египта (2150--2040 гг. до н. э.) породил новый канон заупокойных магических текстов, предназначенных для местной знати и удельных правителей различных округов-номов. Он получил наименование «Тексты Саркофагов». Эти тексты содержат некоторое количество речений из «Текстов Пирамид», но в основном состоят из сочинений жрецов того времени, как правило, в форме диалогов.

Магические тексты, открывавшие  умершему потусторонние обители  и сообщавшие ему, как правильно  обрести бессмертие, начали записывать на папирусе при фараонах Среднего царства (около 2010--1785 гг. до н. э.).

Со стенок саркофагов тексты панихид перешли на свитки папирусов, которые клали внутрь гроба. Заупокойные тексты Нового царства (1550--1070 гг. до н. э.), записанные на папирусах, и получили наименование «Книга Мертвых».

 «Книга Мертвых» включает  древнейшие речения из «Текстов  Пирамид», речения со стенок саркофагов  и речения жрецов заупокойного  культа Нового царства. Таким  образом, свод «Книги Мертвых» создавался приблизительно с 2325 по 1700 гг. до н. э., а ее окончательная редакция, дошедшая до наших времен, относится к эпохе Саисской династии (663--525 гг. до н. э.).

С учетом того, что традиционные заупокойные речения существовали в устной и даже письменной форме  задолго до их фиксации на стенах царских  пирамид, «Книга Мертвых» отражает развитие египетской заупокойной службы III -- первой половины I тысячелетия до н. э. и является одной из самых долгоживущих книг магического и божественного содержания в мире.

«Книга Мертвых» создавалась  преимущественно в округах Среднего и Нижнего Египта жречеством Абидоса, Панополя, Гермополя, Гераклеополя, Мемфиса, Ге-лиополя, Бусириса и Буто. Фиванские жрецы не имели отношения к ее созданию, так как имя Амона в ней прямо не упоминается.

«Книга Мертвых» разделяется  приблизительно на четыре крупных раздела:

 Первый раздел включает  главы с 1 по 16, сопровождавшие  шествие погребальной процессии  к некрополю, молитвы о «выходе  (умершего) днем» и гимны богам  Ра и Осирису.

 Второй раздел (главы  17-63) содержит описание обрядов  «выхода (умершего) днем» и возрождения  его, победу над силами тьмы, обессиливания врагов умершего, приобретения им власти над  стихиями.

Третий раздел (64--129 главы) включает описание следующих обрядов, сопровождавших «выход (умершего) днем»: превращение умершего в божество, приобщение его к Ладье Миллионов Лет, познание различных таинств, возвращение в гробницу и Загробный Суд.

Четвертый раздел охватывает главы с 130 по 162, где описываются  магические обряды, имевшие целью  обезопасить мумию, а также приводятся поминальные тексты, прославляющие  имя умершего. Эти речения читались в течение года после смерти в определенные праздники и в дни подношения даров умершему.

 Со временем «Книга Мертвых» была вытеснена новыми заупокойными сводами типа книги «Амдуат»4 («[Книга] о том, что в Дуате»), «Книги Врат» и т. п. Все они были начертаны на стенах царских скальных гробниц XVI--XIII вв. до н. э. Заупокойная литература Египта развивалась и позже, в персидские, македонские, эллинистические и римские времена. Помимо «Книги Мертвых» появилось немало более кратких и стройных заупокойных книг, но авторитет «Книги Мертвых» сохранялся до времен Клеопатры, Антония и Цезаря.

                                                                                                                         

 

 

2.2 Человек и его семь оболочек           

Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативного познания сущности человеческого существа является учение великих посвященных Египта о  человеке.

Посвященные Древнего Египта считали, что человек - это многомерное  существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его  существования.

Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) - его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек.

 Главное назначение  оболочки Сах - входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим.

По состоянию и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек.

Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально  нечистым, а загрязненное тело могло  быть очищено. Египетские посвященные  полагали, что загрязнения в духовных оболочках в конце концов проникают и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов.

Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т. п.

 Египтяне дорожили  сохранностью тела умершего. Более  всего они заботились о сохранности  головы - «седалища жизни». Обезглавливание  и сожжение считались в Египте  страшной участью. Не менее  отвратительным представлялось  быть растерзанным шакалами. Этого  желали только врагам богов.

Тело покойного тщательно  омывали, очищали солями натрия, умащали  и бальзамировали. Первые, еще несовершенные  попытки мумификации тел имели  место уже при царях первых династий (начало III тысячелетия до н. э.).

Чтобы подстраховать умершего на случай уничтожения его Сах, египтяне устанавливали в гробницах портретные копии умершего из дерева и камня, в которые при необходимости могли вселяться его энергетические оболочки.

Считалось, что боги также  имеют Сах, то есть данное в ощущениях тело. Помимо тел, созданных природой, боги стали пользоваться и оболочками, изготовленными людьми - изваяниями, священными предметами и изображениями в храмах.

Вторая оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин «биополе».

Ка - это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой - Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.

Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.

Незадолго до смерти, когда  энергетическому двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника - многие видят своих двойников перед смертью.)

После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают в мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего (вернее, принимает энергетические двойники-Ка яств и напитков, ладана и проч.)

Уже в гробницах вельмож  Древнего царства ставились каменные или деревянные портретные изваяния умершего, которые в случае уничтожения  или повреждения его мумии  должны были стать пристанищем для Ка умершего. Портретное сходство изваяния было очень важно, чтобы душа-Ка узнала его и вселилась в него.

Боги также имели Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14 Ка - по мужскому и женскому аспекту на индивидуально отраженную энергию каждого светила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).

Третья оболочка человека (др.-егип. Би, поз/7.-егип. Ба, Бэ) - сущность человека, то, что называют «жизненной силой», душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют «астральным телом».

Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого  воздействия ощущении, чувств, желаний и мыслей.

 В Древнем царстве  считалось, что Ба обладают только боги, цари и первосвященники, то есть великие посвященные.

 Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвященного. Б а изображалось в виде сокола с головой человека. Полагали также, что Ба - это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, или мумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).

Информация о работе Египетская книга мёртвых