Египетская книга мёртвых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Исследование египетской религии мифологии затрудняется тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийся материал. Несомненно, что известные нам до сих пор сказания составляют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Нила. Более того, во многих случаях мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. У нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказания, как миф об Осирисе. Равным образом не сохранились полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………2

Гл.1.Религиозные представления Древнего Египта
1.1. Религия Древних Египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...4
1.2. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...15
1.3.Могилы и похоронные обряды………………………………27
Гл.2.Египетская книга мёртвых
1.1.История создания «Книги мёртвых»……………………….37
2.2. Человек и его семь оболочек………………………………43
3.3 .Магия и религия …………………………………………….55
4.4.Учение о «Царстве мёртвых»………………………………..60
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...65
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . …….68

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 467.73 Кб (Скачать файл)

Содержание…………………………………………………………1

Введение ……………………………………………………………2

 

Гл.1.Религиозные представления Древнего Египта

  1.1. Религия Древних  Египтян   . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . ……...4

  1.2.  Боги Древнего  Египта    . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . ………...15

  1.3.Могилы и похоронные обряды………………………………27                          

Гл.2.Египетская книга мёртвых

   1.1.История создания «Книги мёртвых»……………………….37

   2.2.  Человек и его семь оболочек………………………………43

   3.3 .Магия и религия …………………………………………….55

   4.4.Учение о «Царстве мёртвых»………………………………..60                                                                                

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...65

Список источников и литературы .  . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . …….68

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследование египетской религии мифологии затрудняется тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийся материал. Несомненно, что известные нам до сих пор сказания составляют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Нила. Более того, во многих случаях мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. У нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказания, как миф об Осирисе. Равным образом не сохранились полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.

Трудности в изучения египетских религии, вызываемые неполнотой материала, увеличиваются, с другой стороны, его крайним разнообразием. Кроме непосредственных записей самих мрелигий, главнейшими источниками для изучения египетской мифологии служат различные религиозные тексты. Наиболее значительными из них являются так называемые Тексты Пирамид, - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий (XXVII-XXV вв. до н. э.), затем Тексты Саркофагов, представляющие собой дальнейшее развитие Текстов Пирамид и сохранившиеся на саркофагах XXII-XIX вв. до н. э., и, наконец, Книга Мертвых - сборник текстов, образовавшийся на основе заупокойных ритуалов с сокращением части древних изречений и с добавлением новых глав и песнопений.

В ряде случаев очень существенный материал дают религиозные гимны, в  которых иногда встречаются изложенные в поэтической форме целые  отрывки различных мифов. Не меньшее  значение имеют и заговоры, заклятия и другие магические тексты, так  как в основе их обычно лежат эпизоды  из сказаний о богах, при помощи уподобления  которым надеялись обеспечить благополучные  исходы болезней или предохранить себя от несчастий. Крайне важны и ритуалы  храмовые и заупокойные, содержащие множество ценных сведений.

Однако исследователь  египетской мифологии не может ограничиваться изучением одних религиозных  текстов; более того, он не может  вообще ограничиваться одними письменными  источниками. Важнейшие факты для уточнения и дополнения многих неясных моментов египетской мифологии и религии дает изучение памятников материальной культуры: храмов, гробниц, культовых статуй, мумий почитавшихся священными животных, предметов ритуала, рельефов, стенных росписей, рисунков на папирусах, обломках камней и глиняных сосудов, - словом, всего того обилия памятников, которое открыто и продолжает открываться в результате археологических изысканий. Наконец, очень существенны сведения, сообщаемые греческими и римскими авторами.

 

Сложность разработки всех этих разнообразных источников увеличивается  тем, что они относятся к различным  временам. Более чем трех тысячелетнее развитие египетской культуры привело, естественно, к тому, что одни и те же явления нередко истолковывались по-разному, сначала - в зависимости от времени, места и среды их возникновения, позже - уже в классовом рабовладельческом обществе, в зависимости от среды, в которой бытовали сказания, или от тех социально-политических целей, в которых они использовались.

Цель данной работы – изучение особенностей религии и мифологии Древнего Египта; их взаимодействие и влияние друг на друга.

Для этого  необходимо:

  • рассмотреть, что представляла собой религия древних египтян;
  • проследить, как складывался пантеон богов в Древнем Египте;
  • выяснить, какие культы, ритуалы и обряды получили у египтян наибольшее распространение; каково их влияние на жизнь египетского народа;
  • рассмотреть особенности мифологии Древнего Египта;
  • изучить, как отразилась реальная жизнь египтян в их мифологии;
  • выяснить, какие аспекты египетской религии оказали влияние на формирование особенностей мифологии Древнего Египта.

Таким образом, перед исследователем, пытающимся проследить историю сложения и дальнейшего существования  древнеегипетских мифов и религий стоит задача, собрав возможно полнее дошедший до нас материал, каким бы подчас отрывочным он ни казался, истолковать его с позиций марксистско-ленинского учения о законах развития общества и об отражении хода этого развития в явлениях идеологического порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. I Религиозные представления Древнего Египта

1.1.Религия древних египтян.

Религия древних египтян  в фантастической форме отражала специфику природных условий  долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского  общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания  стал царствующий фараон, организатор  ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных  сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную  религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности  религиозного развития, слабости влияния  других религиозных систем.

Египетский пантеон. Мифология. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов  и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в  каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов.

Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий  в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

Популярным божеством  древнеегипетского пантеона был  также Осирис, олицетворявший умирающую  и воскресающую природу, владыка  загробного мира, покровитель царской  власти. Его сестра и супруга Исида  понималась как богиня-мать, покровительница  супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи.

В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например бог  познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат.

Тесные отношения, которые  со времени Среднего царства имел Египет с Нубией, Палестиной и Сирией, привели к включению в пантеон  иноземных божеств — семитских  богинь Анат, Астарты, бога Решефа, кушитского бога Дедуна. Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет — львицы, Тот — павиана, бог водной пучины Себек — крокодила, богиня Уаджет (олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта) — змеи-кобры.

Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации  образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой  барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца.

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить  пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной  из наиболее разработанных систем взаимоотношений  богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них покидаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

По версии мемфисской школы  жрецов, прародителем и изначальным  божеством был бог Птах, создавший  мир богов и людей своим  божественным словом.

Египетские жрецы кроме  выделения девятки (по другим версиям  — восьмерки) богов объединяли другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединялись Осирис, Исида и Хор (абидосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада).

Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца  этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования  Древнего Египта.                                                        Религиозная реформа Эхнатона:Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма некоторых культов, т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Таким, например, был культ Осириса. Во времена XVIII династии культ Амона стал включать функции богов Ра и Птаха, т. е. величайших богов Египта, а Амон стал восприниматься как триединое божество, царь богов. Наиболее полно концепция единого божества, создателя мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального.

Однако концепция единого  божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия  Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной (пусть и в несовершенном виде) в египетской религиозной мысли. Организация культа.Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысл определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и прежде всего из обильных жертвоприношений специально подобранных животных. Затем изображение божества изымали из места его постоянного хранения, помещали на миниатюрную священную барку, выносили из храма и переносили в храм божественной супруги данного бога или его сына, иногда статую отправляли по Нилу на священных культовых судах в другой город. Процессии сопровождались пением гимнов, исполняемых специально обученными женскими хорами. Например, в надписях упоминаются певицы Амона, занимавшие заметное место в жреческой иерархии.

Составление, разучивание  и исполнение религиозных гимнов считалось важнейшим делом жрецов и способствовало развитию религиозной  поэзии, так же как рассказы о  деяниях богов — развитию египетской литературы.

В египетской религии большое  место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его  жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его ^термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей — слуг, работников, которые назывались «ушебти».

Информация о работе Египетская книга мёртвых