Античная культура: содержание и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquitas – древность, старина. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная цивилизация резко контрастирует с цивилизациями Древнего Востока, хотя определенную часть времени обе эти культурные ветви развивались вместе. Различия заметны в первую очередь в формировании такого явления, как демократия. Греческие города-государства (полисы) и республиканское устройство Древнего Рима не могли не наложить отпечаток как на развитие экономики в период, когда частная форма собственности перестала подавляться государством, и стал развиваться недеформированный внутренний рынок, так и на развитие ментальности граждан этих стран.

Содержание

Введение.
Культура Древней Греции.
Культура Древнего Рима.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Новые тенденции  хорошо прослеживаются в градостроительстве. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую застройку. На строительную практику в V в. до н. э. оказала влияние теория регулярной планировки городов, созданная Гипподамом. Она сводилась не только к разбивке города на прямоугольные кварталы, но и включала в себя идею расчленения территории города на районы по их функциям: общественный центр, жилая часть, торговая и промышленная зоны.

Основным типом  общественного здания по-прежнему оставался  храм. Особое место в древнегреческой  архитектуре занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе - центре города. Он был разрушен персами в 480 г. до н.э. и заново отстраивался в течение всего У в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры. Он включал ряд сооружений: парадные ворота - Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) и другие.

Главное сооружение Акрополя Парфенон - храм Афины-Девы (Парфенос). В центре храма находилась статуя этой богини, выполненная скульптором  Фидием в хрисоэлефантном стиле, т.е. сделанная из слоновой кости  и золотых пластин на деревянной основе. Поставленный на высоте 150 м. над уровнем моря, Парфенон был виден из любой точки города и с кораблей, подплывавших к Афинам. Он был построен архитекторами Иктином и Калликратом. Храм украшали 46 десятиметровых колонн. Он имел богатое скульптурное оформление, над которым работал целый коллектив мастеров под руководством Фидия.

Скульптура  Греции этого периода развивала  традиции предшественников. Основными  оставались изображения богов и  героев - идеальных граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» - подобия - как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаике, статуи становятся более реалистическими.

Развитие скульптуры связано в V в. до. н. э. связано с именами трех прославленных мастеров - Фидия, Мирона, Поликлета. Помимо уже названных работ Фидия наиболее известна его статуя Зевса Олимпийского. Она изготовлена в хрисоэлефантном стиле. Сидящий на троне Зевс в правой руке держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - жезл. Эту работу Фидия древние причислили к одному из семи чудес света. Наиболее прославленной работой Мирона считается «Дискобол» - атлет в момент метания диска. Совершенное тело спортсмена в момент напряжения - любимая тема Мирона. Вызывали восхищения, созданные этим скульптором изображения животных. В творчестве Поликлета ведущая тема также изображение атлетов. Известен его «Дорифор» - могучий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Поликлет искал совершенные пропорции человеческого тела. Греческая скульптура IV в. до н. э. представлена такими выдающимися мастерами, как Тимофей, Пракситель, Лисипп. В их работах все большее значение приобретает стремление к передаче индивидуальных черт человека, его чувств и внутреннего мира.

Тенденция к  реалистическому изображению человека прослеживается в живописи V в. до н. э. С именем Полигнота и Аполлодора Афинского связаны ее важнейшие достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать глубину пространства, объемность фигур. Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова. Наиболее крупные живописцы IV в. до н. э. Павсаний и Апеллес. Павсаний изобрел технику энкаустики - живописи восковыми красками.

В греческой  вазописи классического периода  преобладает красно-фигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивался весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. Стали более частыми  изображения быта. Одним из крупнейших вазописцев был Евфроний, в творчестве, которого большое место занимали жанровые сцены.

Во второй половине V-IV вв. до н. э. расцветает ораторское искусство, прежде всего судебное красноречие. Известен составитель судебных речей Лисий. Непревзойденным мастером красноречия считается Исократ - самый известный в то время учитель риторики - науки об ораторском искусстве. Величайшим оратором древности был Демосфен, речи которого в защиту свободы Афин возвели его в ранг руководящего государственного деятеля.

Классическая  Греция - время рождения и расцвета драматического искусства. Его жанрами  были трагедии, сюжетом которых служили  мифы о богах и героях, и комедии, чаще всего политические. Развитие древнегреческой трагедии связано  с именами трех крупных драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Эсхил и Софокл - творцы античной трагедии в ее классической форме. Творения Эсхила - «Персы», «Ористея», «Прикованный Прометей» ; Софокла - «Антигона», «Царь Эдип». В них изображались преимущественно столкновения по вопросам этики и морали. В трагедиях Еврипида «Вакханки», «Геракл», «Медея» и др. нашли отражение проблемы политической и социальной жизни современного ему общества.

Наиболее острым в политическом отношении жанром была комедия. Крупнейший ее представитель - Аристофан («Ахарняне», «Мир», «Плутос»). Он дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин во времена начала кризиса демократии. В его комедиях представлены различные слои общества. Аристофан достигает острых комических эффектов, доводя идею до абсурда.

Особенность всех театральных постановок был хор, который пением и танцами сопровождал  все действие. Эсхил ввел двух актеров  вместо одного, уменьшив партии хора, и  сосредоточил основное внимание на диалоге. Софокл вводит третьего актера, что позволило обрисовывать линии поведения в конфликте. Так произошло рождение театра. В греческом театре все женские роли исполняли мужчины. Лица актеров покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажей. Комические актеры облачались нарочито шутовскими одеждами. В Греции не было постоянных театральных групп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли в театре сами граждане, они же готовили костюмы и декорации. Финансирование театра входило в обязанности богатых граждан. Афинское государство, чтобы сделать театральные зрелища доступными для граждан с невысоким достатком малоимущим выплачивали теорикон - по 2 абола на посещение театра.

От современного античный театр отличался не только тем, что показывали, но и тем как он был устроен. Представления шли под открытым небом, на круглой площадке - орхестре. Скамьи для зрителей вырубались в каменистом склоне. Именно этот простейший зрительный зал назывался «театроном» (отсюда название театр).

Картина культурной жизни Греции будет не полной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные - Дионисии и Большие Панафинеи. В праздниках наглядно проявлялся всенародных характер греческой культуры, ее демократизм. Дионисии - праздник в честь Диониса - бога виноградарства и виноделия. Первоначально отмечались в ноябре-декабре Сельские Дионисии, позднее появились Городские, или Великие Дионисии, проходившие в феврале-марте в течение 5 дней. Панафинеи - праздник в честь богини города Афин - отмечался раз в четыре года в середине лета.

Среди общегреческих  праздников самыми известными были Олимпийские  игры, которые проходили через 4 года на юге Греции, в Олимпии. На время  священного месяца игр все враждебные действия между греками прекращались. К участию допускались только мужчины, не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались на Олимпийские игры под страхом смерти. Все греческие праздники включали в себя всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные представления. Именно в праздники ставились трагедии и комедии, устраивались соревнования между трагиками.

В период классической Греции получила развитие наука. Греки  создали первые в Европе научные  школы. Среди них следует выделить школу Пифагора (VI в. до н. э.). Величие Пифагора и его школы не только во вкладе в геометрию, но и в установлении математических соотношений в астрономии, музыке, скульптуре, архитектуре. Так, опытным путем они определили, что высота тона в музыке находится в строгой зависимости от длины струны. Не менее дерзким для того времени было их утверждение, что Земля движется вокруг некоего очага, расположенного в центре мироздания. Вершиной творчества Пифагора и его школы была знаменитая мистика чисел. Внимание пифагорийцев к числам, пропорциям, симметрии и гармонии сыграло роль в складывании греческой культуры, для которой характерны стремления к красоте, точности и сообразности.

Крупнейшим  ученым IV в. до н. э. был Евдокс Книдский, открывший в математике общую теорию пропорций, оцененную по-настоящему только во второй половине XIX в. Он стал создателем теоретической астрономии, рассчитал орбиты движения планет, составил каталог звездного неба, создал астрономическую обсерваторию. Это далеко не полный перечень научных открытий древних греков. Продолжалось развитие античной философии. В V в. до н. э. создавали свои труды два крупнейших историка - Геродот и Фукидид. Геродота справедливо называют «отцом истории». Он описал величайшее событие своего времени - войны греков с персами. Его интересовала не только история, любознательность вела его и к тому, что мы называем географией и этнографией. Он много путешествовал. Геродот изучал нравы, верования, памятники прошлого, природу, но прежде всего людей, их деятельность и жизнь. Главный труд Геродота «Изложение событий» охватывает весь исторический период, исключая мифическую эпоху. Стремлением выявить реальные причины происходящего отличается исследование Фукидида «Истории Пелопонесской войны». Сам участник войны, он приводит подлинные тексты договоров, а его личная жизнь сложилась так, что он смог побывать в обоих борющихся лагерях: афинском и спартанском. Стремление к объективности - ценнейшая сторона его исторического труда.

 

Культура  эпохи эллинизма.

 

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.). Походы принесли новые знания. Они ознаменовали новый период в истории Средиземноморья, который характеризовался сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал. Началось взаимное обогащение культур, период эллинизма. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и разными сочетаниями греческой культуры и культуры стран Ближнего и Среднего Востока. Для эллинистической культуры характерно её греческое оформление и глубокие местные традиции. В этот период получил широкое распространение в эллиническом мире общегреческий язык - койне, ставший средством межнационального общения. Греки - воины, чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов. В их среде получило широкое распространение новое мировоззрение - космополитизм (от греческого слова "космополитес" - "гражданин мира").

Знания, накопленные в  Греции и на древнем Востоке, в  сочетании с успехами и практическим освоением обширных пространств  способствовали быстрому развитию наук. В эпоху эллинизма углублялась  дифференциация и происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в. до н.э.) появилась наука физика. Выдающийся вклад в развитие математических наук внесли Евклид и Архимед. Трактат Евклида «Начала геометрии» выдержал около 1700 изданий и в течение столетий оставался обязательным учебным пособием. Живший в III в. до н. э. в Сиракузах Архимед написал трактат «О плавающих телах», положив тем самым начало гидростатике. Он же предложил формулу исчисления длины окружности, введя величину Пи, стал основоположником теоретической механики, изобрел много технических устройств. В развитие астрономии внёс вклад Аристарх, в создание географии - Эрастофен. Сочетание греческой медицинской теории и практики с древневосточным опытом дало расцвет медицинских знаний в александрийской школе. Её основатель Герофил создал описательную анатомию человека.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов  создаются библиотеки, самые знаменитые из них – в Александрии и  Пергаме.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания – филология.

Философия обладала целым рядом  особенностей. Важнейшим из них является эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, неспособность  дать единую и последовательную систему.

Имело свои выдающиеся достижения изобразительное искусство эпохи эллинизма. Были созданы значительные памятники архитектуры, сочетавшие греческие и восточные традиции, для которых характерно стремление к грандиозности и великолепию. Характерна натуралистичность в портретах, подчёркивающая индивидуальность изображаемого лица, передача душевных и физических страданий. Новым в структуре было неизвестное для греческой классики изображение пейзажа как фона, на котором развёртывался сюжет. Общее культурное наследство периода эллинизма составляет существенную часть той основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.

 

Эллинские государства  существовали сравнительно недолго. Уже  во II -I вв. до н.э. большинство из них было завоёвано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.

 

3. Культура Древнего Рима

 

     Развитие  античной культуры и цивилизации  происходило в рамках тысячелетней  истории  “вечного Рима”- государства,  которое прошло путь от маленькой  крестьянской общины на р. Тибр  до огромной, мировой державы.  Владыки всего мира. Римская цивилизация  была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.

     Римская  культура, просуществовавшая более  двенадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. “Все дороги ведут в Рим”- гласит известная пословица, ибо со всего света устремлялись туда путешественники, купцы…

     В  формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти - население Италии, греческих областей, эллинских государств. Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. “Римская драма… вообще подражательна и тесно связанна с греческой но как и все цветы греческой культуры, пересаженные в почву другой страны, другого языка, другой эпохи, и этот ее цветок, приспособляясь к новой среде, изменил свою окраску, приобрел другой аромат.    В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской  культур, результатом которого позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),  лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

      Римскую идеологию и систему  ценностей определял, прежде всего,  патриотизм, выражавшийся не только  в готовности пожертвовать жизнью  за родину, но и в высоком  уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами,  единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

Информация о работе Античная культура: содержание и особенности