Античная культура: содержание и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquitas – древность, старина. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная цивилизация резко контрастирует с цивилизациями Древнего Востока, хотя определенную часть времени обе эти культурные ветви развивались вместе. Различия заметны в первую очередь в формировании такого явления, как демократия. Греческие города-государства (полисы) и республиканское устройство Древнего Рима не могли не наложить отпечаток как на развитие экономики в период, когда частная форма собственности перестала подавляться государством, и стал развиваться недеформированный внутренний рынок, так и на развитие ментальности граждан этих стран.

Содержание

Введение.
Культура Древней Греции.
Культура Древнего Рима.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

АНТИЧНАЯ  КУЛЬТУРА: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ.

 

 

 

ПЛАН

 

 

  1. Введение.
  2. Культура Древней Греции.
  3. Культура Древнего Рима.
  4. Заключение.

 

1. Введение

 

Колыбелью европейской  цивилизации является античная культура.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquitas – древность, старина. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Античная цивилизация  резко контрастирует с цивилизациями  Древнего Востока, хотя определенную часть времени обе эти культурные ветви развивались вместе. Различия заметны в первую очередь в формировании такого явления, как демократия. Греческие города-государства (полисы) и республиканское устройство Древнего Рима не могли не наложить отпечаток как на развитие экономики в период, когда частная форма собственности перестала подавляться государством, и стал развиваться недеформированный внутренний рынок, так и на развитие ментальности граждан этих стран.

Главными, стержневыми доминантами в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Также следует выделить в качестве стержневых явлений в античной культуре науку и художественную культуру, изобразительное искусство достигло в период Античности небывалого расцвета.

 Античность как культурный наследник Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на политические и религиозные взгляды и мышление, литературу и искусство, на философию и юриспруденцию всех народов Европы и на весь современный мир.

 

 

 

 

2. Древнегреческая культура

 

В истории культуры Древней Греции, как и в истории  самого древнегреческого общества, можно  выделить несколько периодов:

- эгейский или крито-микенский  (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до  н.э.),

- эллинистический ( вторая  половина IV - середина I вв. до н.э.).

 

Крито-микенская  культура

 

Рубеж III-II тысячелетий до н. э. является важнейшим этапом в истории Европы. Именно тогда в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему островах возникают общества, разделенные на классы. Около 2500 г. до н. э. на многих островах Эгейского моря и на материке создаются металлургические (бронза) центры. Наблюдаются значительные успехи в керамическом производстве, где стал применяться гончарный круг. Развивается мореплавание, усиливаются контакты между различными районами, распространяются технические и культурные новшества. Это связано с созданием нового поликультурного типа (средиземноморская триада), в основе которого лежит выращивание злаковых - ячменя, винограда, оливок. Большое влияние на развитие этого региона оказало и соседство древних цивилизаций Переднего Востока.

Пространство, прилегающее к Средиземноморью, в то время было заселено догреческим  населением, которое говорило на языке, не относящемся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. (Система письменности, так называемое линейное письмо А, еще не дешифрована.) В результате археологических раскопок сложился целостный образ Эгейской культуры. В районе Эгейского моря существовали три культурные общности, которые и стали основой греческой культуры.

Самая древняя  из них Критская или минойская (III тысячелетие - XII в. до н. э.), названная по имени мифического критского царя Миноса. Выдающимся памятником этой культуры является Кносский дворец, бывший по греческой мифологической традиции резиденцией царя Миноса. Дворец представлял собой грандиозное сооружение на общей платформе размером около 1 га. Сохранился один этаж, но ясно, что здание было двух-, а возможно, и трехэтажным. Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, продуманную вентиляцию и освещение. Предметы быта были выполнены на высоком художественном уровне, часть - из драгоценных металлов. Стены помещений украшены фресками, изображающими придворную и религиозную жизнь острова Крит. Во дворце располагались кладовые и мастерские ювелиров, гончаров, художников.

В XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа, которую ученые связывают с грандиозным извержением вулкана. Большинство поселений и дворцов погибло. Воспользовавшись этим, около 1450 г. до н. э., на остров с Балкан вторглись греческие племена ахейцев. Из передового центра Средиземноморья Крит превращается в провинцию ахейской Греции.

Более примитивные  племена ахейцев испытали на себе влияние минойской культуры, на развалинах которой возникает новая - микенская. (Название дано по ее центру - Микены, на о. Пелопонес.) Расцвет ахейской Греции наступает в XV-XIII вв. до н. э. Географически она охватывала Пелопонес, Среднюю, значительную часть Северной Греции и многие острова Эгейского моря.

Как и на Крите  важную роль в жизни ахейцев играли дворцы. Они отличались от критских, т.к. представляли собой мощные укрепления. Стены цитадели Тиринфа выложены из известняковых блоков весом до 12 т. Толщина стен 4,5 м, высота же только в сохранившейся части 7,5 м. Важную деталь дворца составлял арсенал с запасом оружия. Стены многих помещений украшены росписью, часто с батальными сценами. В это же время (2600-1110 гг. до н. э.) на Кикладских островах получила развитие Кикладская культура. Она испытала сильное влияние крито-минойской культуры, что ярко прослеживается в настенной живописи. Влияние микенской культуры видно в сопоставлении элементов скульптуры (мраморных идолов).

В конце XIII в. до н. э. на Грецию двинулись северные народы. Около 1200 г. до н. э. одно из северо-западных греческих племен дорийцы захватили Микены. Ахейcкая цивилизация была разрушена.

 

Культура  гомеровского периода.

 

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским – по имени великого Гомера. XI-IX вв. до н. э. изучены учеными недостаточно. Главным источником для исследования этого периода служат археологические материалы и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В поэмах описывается поход ахейцев на Трою, взятие города и возвращение домой после многих приключений одного из героев Троянской войны - Одиссея. Таким образом, поэмы должны отражать жизнь ахейского общества в период его расцвета. Но сам Гомер жил, предположительно, уже в VIII в. до н. э. и многие реалии, быт и отношения минувшего знал плохо. Он воспринимал события прошлого через призму своего времени.

До нас дошло  сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы  – дерево и необожжённый кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого периода – вазы, расписанные геометрическим орнаментом, а также терракотовые и бронзовые статуэтки. Гомеровский период был бесписьменным. В целом он был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда создавались предпосылки стремительного подъёма греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

 

Культура  архаического периода.

 

Архаическим (от греческого архаио - древний) периодом в истории Греции обычно называют VIII-VI вв. до н. э. Это время наиболее интенсивного развития античного общества. В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие технические основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали ему специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации полис (город-государство); концепция суверенитет народа и демократическая форма правления. Бурные изменения в архаическую эпоху переживала и греческая культура.

В эти годы происходит выработка этнического самосознания, греки начинают осознавать себя единым народом, отличным от других, которых  они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Так, согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н. э., стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.

В эпоху архаики  складываются основные черты этики  древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение коллективизма, выросшего из полисной морали, и состязательности. Важнейший принцип этики - кто лучше послужит полису. Выработке морали способствовала военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина в защите своего полиса. «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей», - писал спартанский поэт Тиртей.

Определенную  трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона богов. Представления древних греков о происхождении мира не отличались принципиально от представлений других народов. Изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос - жизненное начало. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От их брака родилось второе поколение богов - титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса под водительством Зевса свергли отца и захватили власть над вселенной. Таким образом, олимпийские боги - это третье поколение богов. Верховным божеством стал Зевс - повелитель неба, грома и молнии. Посейдон - бог воды орошающей землю и моря, Аид (Плутон) - владыка подземного мира, Гера, супруга Зевса, - покровительница брака. Диметра покровительствовала земледелию. Среди потомков Зевса особо выделился Аполлон - бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Его роль в религиозных представлениях греков с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.

С точки зрения греков не было непреодолимой грани  между миром людей и миром  богов. Связующим звеном между ними выступали герои. Такие из них, как  Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были близки к человеку, испытывали человеческие страсти и могли страдать подобно людям.

С легендами  о богах связано рождение оригинального  жанра литературы - мифов - своеобразного  сказания о жизни и подвигах богов и людей. Особенно популярны были мифы о двенадцати подвигах Геракла, об аргонавтах и о Тесее. Главная тематика мифов - это физическое и нравственное совершенство.

Архаическая эпоха - время становления архитектуры. Главное место в ней занимало строительство общественных, в первую очередь культовых зданий. Жилища были просты, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы, которые считались местом обитания богов. Характерной чертой греческой архитектуры становится применение ордеров - особой системы построения, когда на основание ставился ряд вертикальных колонн, поддерживающих несомые части. Три вида древнегреческих колонн: дорические, ионические и коринфские до сих пор используются в строительстве.

Храм способствовал развитию различных видов искусства. Существовал обычай приношения даров в храм. Значительную часть этих даров составляли произведения искусства, и территории храма становились чем-то вроде музея. Важную роль играли всегреческие храмы, прежде всего храм Аполлона в Дельфах.

В архаическую  эпоху возникает монументальная скульптура - ранее неизвестная Греции. До этого скульптуры вырезали из дерева и покрывали листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня  привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработке металла - к отливке скульптуры из бронзы. В VII-VI вв. до н. э. в скульптуре господствуют два типа: задрапированная женская фигура и обнаженная мужская. В связи с обычаем ставить надгробные памятники появляется рельеф - изображение на плоскости из камня. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.

Греческая живопись этого периода представляется таким  видом как роспись ваз. К концу  архаики в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные  черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты. Реже встречаются сюжеты из повседневной жизни. Вазам, изготовленным в различных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах.

Величайшим  достижением греческой архаики  стало создание алфавитного письма. На основе финикийской слоговой системы  греки создали простой способ фиксации информации. Учиться писать и читать стало проще и быстрее. Произошла «демократизация» системы обучения, позволившая сделать всех свободных граждан Греции грамотными. Это способствовало повышению духовного потенциала общества.

В начале архаической  эпохи господствующим жанром литературы был эпос - описание прошлого. Фиксация, запись поэм Гомера, произведенная в Афинах в середине VI в. до н. э., ознаменовала конец «эпического» периода в греческой литературе. Развиваются лирические жанры, отражающие переживания человека. До нас дошли элегии Тиртея, восхвалявшие воинские доблести, стихи Феогнида, Архилоха и других. В центре творчества поэтессы Сапфо стояла женщина, страдающая от любви и ревности, нежно любящая мать.

К концу эпохи  архаики относится рождение художественной прозы, представленной произведениями логографов, собиравших местные предания, генеалогии знатных родов, рассказы об основании полисов.

С эпохой архаики  связано явление исключительной важности для европейской культуры - возникновение философии. Переход  от религиозно-мифологических представлений  о мире к философскому его осмыслению означал качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества.

 

Культура  в классический период (период расцвета).

 

Классический  период в истории Древней Греции охватывает время с рубежа VI-V вв. до н. э. по 388 г. до н. э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху. Временем наибольшего взлета греческой культуры считается V в. до н. э.

Информация о работе Античная культура: содержание и особенности