Античная культура: содержание и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquitas – древность, старина. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная цивилизация резко контрастирует с цивилизациями Древнего Востока, хотя определенную часть времени обе эти культурные ветви развивались вместе. Различия заметны в первую очередь в формировании такого явления, как демократия. Греческие города-государства (полисы) и республиканское устройство Древнего Рима не могли не наложить отпечаток как на развитие экономики в период, когда частная форма собственности перестала подавляться государством, и стал развиваться недеформированный внутренний рынок, так и на развитие ментальности граждан этих стран.

Содержание

Введение.
Культура Древней Греции.
Культура Древнего Рима.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

    История  римской культуры делится на  следующие периоды, соответствующие  основным этапам истории Древнего  Рима:

1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.).

2. Республиканский период (V-I вв. до н.э.).

3. Ранняя империя (I в. До н.э.-III в. н.э.).

4. Поздняя империя (III-V вв. н.э.).

 

Ранний  Рим (VIII-VI вв. до н.э.)

 

В первые века I тыс. до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, разделявшиеся в этническом и языковом отношении на несколько групп. На формирование раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитавшие в области Лаций (там и возник город Рим).

Кроме италиков, на Апеннинском полуострове жили племена этрусков (в области Этрурия, современная Тоскана) и греки (в южной Италии и Сицилии). Последние передали латинам (римлянам) более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства и свой алфавит, на основе которого была создана латинская письменность.

     Из  племен, населявших Италию в I тыс. до н.э., высококультурным народом были этруски. Их цивилизация красочно описана античными историками и представлена в многочисленных памятниках. Но в науке до сих пор существует "этрусская проблема", суть которой — в загадке происхождения этрусков и интерпретации их языка.

Этруски были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику "буккеро''. Сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из металла находили широкий сбыт в самой Италии, Греции, Карфагене и других местах.

    Расцвет  этрусской культуры в Италии проходится на VII—V1 в. до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле впоследствии заимствовали римляне.

   Особенно  сильным было культурное влияние  на Рим в VI в. до н.э .- в период правления трех последних римских царей. Но в целом, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и была в достаточной степени самобытной.

 

Культура Рима в царский период.

 

Центр будущей  великой державы — город Рим - возник в Лации. в средней Италии, в нижнем течении р. Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Античная традиция, переданная римскими историками (Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский) и поэтами ("Энеида" Вергилия), приписывает основание г. Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754/3 г. до н.э. Согласно этой традиции, Ромул, потомок легендарного троянца Энея, задумал основать новый город. Он обозначил, по этрусскому обычаю, его границы бороздой, пропаханной плугом с бронзовым шнеком. После убийства своего брата Рема во время ссоры Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.

По преданию, в Риме в VIII-VI вв., до н.э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков, но в отличие от остальных царей, были реальными историческими лицами. При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению, некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был, воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе – Тарквинии Гордом — в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба - Великая клоака, которая служит “вечному городу” и поныне.

Согласно античной традиции, в 510 г, до н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого. Управление было объявлено "общенародным делом" (по-латыни – res publica).

 

Культура Рима в  период республики.

 

Раннее Римское  государство приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской.

Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего этрусские и греческие. Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большие строительство

     Римское  государство, превратившись в  могущественную рабовладельческую  державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

     На  этом изобилующем событиями фоне  происходило дальнейшее развитие  римской культуры.  Общественно-политический  и экономический строй Рима  породил свою систему ценностей,  где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы — повествования о богах — не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских воин.

     Мощное  культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. Многочисленные деятели римский культуры — прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати. Но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

    В  конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия.  Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии.      Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (II в. до н.э.). В отличие от многим своих современников, Катон крайне враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и “нравов предков”.

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в, до н.э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”. 

Наряду с  историческими произведениями, в римской литературе эпохи Республики важное место занимали сочинения научные, философские и риторические. Крупным римским ученым-энциклопедистом был Марк Теренций Варрон (I в. до н.э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочинение, в котором изложена история римского народа, его культура, религия и обряды. Варрон был также автором трудов по юриспруденции, искусству, грамматике латинского языка, истории литературы, агрономии. Его трактат “О сельском хозяйстве” содержит практические советы земледельцу.

Во II—I вв. до н.э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве” и др.) он изложил основы учения Платона и стоиков.

Одним из крупнейших римских философов был Тит  Лукреций Кар (I в. до н.э.), автор знаменитой поэмы “О природе вещей”, выдающийся мыслитель-материалист, Лукреций Кар писал о естественном, т.е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и  всего живого.

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира,  литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был  Луцилий  (II в. до н.э.).

От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее и. как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру-

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской  архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Весьма популярным в римской  архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Арочные и сводчатые  конструкции использовались также  при строительстве амфитеатров  — оригинальных римских театров, в которых зрительские места  располагались не полукругом, как  в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.Специфическим римским типом сооружения была - триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В середине I в. до н.э. в г. Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум достойный столицы великой державы. Так была сооружена базилика Цезаря —трехнефное здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви). На Форуме также был возведен храм в честь Венеры (покровительницы Юлиев).

 

Эпоха ранней империи (27 г.  до н.э. - II в. н.э.) Культура “века Августа”.

 

В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой “золотой век”. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о “доблести предков”, “римский миф” (т.е. легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основной тем всех тогдашних деятелей культуры. “Римский  миф”  сливался  с “мифом Августа” — миротворца, избавителя от страдания, — оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империй.

В “век Августа” завершился синтез античной, греческой  и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки  эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

         Развитие архитектуры (но только  в столичном Риме) вело к появлению  настенной живописи, лучше всего  известной по раскопкам домов  в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами. Правда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу. Культура “века Августа” создала предпосылки для всестороннего расцвета римский культуры в I-II в.  н.э.

 

Культура  Рима в период империи.

 

Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и  превзошла прежний  уровень.  Никогда  раньше она не блистала таким созвездием имен: философы — Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом. Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели — Плутарх,   Петроний,   Лукиан,   Апулей; риторы - Квинтилиан, Алий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые — Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.

В литературе: уроженец греческого города Херонея “Плутарх” прославился как автор сравнительных “Жизнеописаний” греческих и римских деятелей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек “Дион Хризостом” (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. “Гай Светоний Транквилл” составил биографии двенадцати римских Цезарей — первых 12 императоров — от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских: цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком I-II вв. был “Корнелий Тацит”- автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом. Умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристики персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков. Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один— “Метаморфозы” (или “Золотой осел”) Апулея (II в.).

Юмором и  едкой сатирой, яркостью красок и  проницательностью отличаются эпиграммы  Марциалла и сатиры Ювенала. Ювенал гневно бичует пороки современного ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в т.ч. и императоров. Остроумный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.

Архитектура и  изобразительное искусство:

Преемники Августа  продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме “Тиберий” построил   новый императорский  дворец (строительство его завершилось при Калигуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон. После сильного пожара 64 г. н.э., в поджоге людская молва обвинила самого Нерона,  император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями.  Новый дворец получил название “Золотой дом” из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке.  Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и “вечным Римом” которым восторгались его современники.

Информация о работе Античная культура: содержание и особенности