Теоретические основы системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

Современный подход к организации эффективного функционирования предприятия опирается на понятии стратегии предприятия – совокупности обсужденных и принятых согласно определенной процедуре взаимосогласованных решений относительно важнейших направлений его функционирования, имеющих долгосрочные последствия и труднообратимый характер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы системы управления персоналом в организации 7
1.1. Управление персоналом, как функция менеджмента 7
1.2. Проблемы развития системы управления персоналом на
предприятии 15
1.3. Теоретический анализ современных тенденций развития системы
управления персоналом 21
2. Использование современных тенденций развития системы управления
персоналом на предприятии общественного питания 24
2.1. Характеристика предприятия: сеть кафе «Сытый Папа», г.Казань 24
2.2. Особенности управления персоналом на предприятии «Сытый
Папа» с учетом современных тенденций 24
2.3. Предложение и рекомендации по улучшению системы управления
персоналом в организации общественного питания
«Сытый Папа» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Вложенные файлы: 1 файл

1. Теоретические основы системы управления персоналом в организа.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеуказанного, следующим  этапом дипломной работы стал  анализ кадровой политики, проводимой в сети кафе «Сытый Папа».

Анализ кадровой политики сети кафе «Сытый Папа»:

Формирование персонала сети кафе «Сытый Папа» – это фундаментальное стратегическое направление, которое во многом обеспечивает стабильность и эффективность работы общественного питания в городе.

Существуют различные точки  зрения о необходимости анализа  кадровой политики. А именно, что может дать такой анализ.

Анализ кадровой политики кафе «Сытый Папа» позволит добиться следующих  преимуществ в осуществлении своей деятельности:

  • ясность в понимании проблем руководства и кадров;
  • побуждение к сотрудничеству через координацию деятельности между различными служащими и отделами;
  • добиться единообразия и последовательности в принятии решений;
  • децентрализация власти, что улучшит производственные отношения;
  • укрепление морали и улучшение общих отношений;
  • четкое определение правил, которыми должны руководствоваться работники;
  • определение круга проблем, которые могут возникнуть в будущем и т. п.

В России анализ кадровой политики еще не стал привычным событием и осуществляется зачастую только в очень крупных компаниях. Эту политику анализируют в большинстве случаев по трем направлениям:

  • анализ занятости;
  • анализ обучения;
  • анализ оплаты труда.

Однако, данные направления не дают полного объема информации о качественной характеристике кадровой политики. Поэтому анализ кадровой политики кафе «Сытый Папа» охватит и такие сферы работы с кадрами, как производственные отношения и политика благосостояния.

Если исходить из опыта, то имидж  любого кафе прежде всего определяется личностью, которая его возглавляет, то сеть кафе «Сытый Папа» возглавляется женщина 48 лет. Опыт работы на руководящих должностях в общественной сфере составляет 7 лет, общий стаж работы в сфере питания– 16 лет.

Анализа кадровой политики кафе позволил выявить следующее.

Каждый работник кафе «Сытый Папа»  имеет свое строго фиксированное рабочее место, оснащенное необходимыми техническими средствами. По мнению работников сети кафе «Сытый Папа» этот факт позитивно сказывается на работе и каждый сотрудник уверен в том, что у него есть свое место работы. Исходя из психологических особенностей личности, осознание наличия собственной территории стимулирует сотрудника к эффективной работе и к приданию своему рабочему месту эстетически приятного вида.

В сети кафе «Сытый Папа» 2006 г. была открыта комната отдыха и сауна для сотрудников. Это позитивным образом сказалось на производительности труда.

В мае – июне 2005 г. администрацией был проведен эксперимент, целью которого являлось повышение качества работы, в отделе приготовления деликатесов и сладких блюд. Учитывался тот факт, что данная работа носит стоячий характер и скорость обслуживания к концу дня сокращалась вдвое. В отделе деликатесов был разрешен 10-минутный перерыв каждые 1,5 часа, улучшено было освещение, а также установлены кресла с эффектом массажа. Отдел деликатесов функционировал на прежних условиях. В первые две недели в отделе приготовления деликатесов был отмечен рост производительности в вечерние часы работы на 12,6%. Через месяц рост производительности в общей массе составил 21,4%.

По расчетам отдела бухгалтерского учета и отчетности срок окупаемости затрат на улучшение условий труда в отделе приготовления деликатесов составил 11 месяцев. Однако, вместе с ростом производительности сократилось число работников, уходящих в больничный отпуск по причине заболевания опорно-двигательного аппарата. Учитывая итоги эксперимента, правление сети кафе «Сытый Папа» решило применить данные условия труда ко всем отделам. И полный перевод должен состояться к апрелю 2007 г.

Учитывая тот факт, что общественное питание – остается самой или  одной из самых привлекательных  мест для трудоустройства, администрации учреждений питания устанавливают очень строгие рамки отбора для вновь принятых специалистов. В кафе «Сытый Папа» найм сотрудников на работу осуществляется через объявление на замещение должности образовавшегося вакантного места. В данном объявлении указываются основные требования, предъявляемые к кандидату. Отбор ведется в три этапа:

Конкурс документов.

Собеседование и тестирование.

Предоставление работы с испытательным  сроком на 2 месяца с оплатой 70% заработка  сотрудника данной должности.

Если кандидат выдерживает эти  испытания, он зачисляется в постоянный штат кафе со 100%-ой положенной по должности заработной платой. Из кандидатов, прошедший второй тур, но не имеющих возможности отработать испытательный срок формируется банк данных возможных кандидатов на занимание вакантных должностей в будущем. В некоторых случаях этих кандидатов приглашают пройти третий тур отбора во время отпусков сотрудников. И в случае успешной работы они имеют больше шансов быть принятыми в штат кафе при наличии свободных рабочих мест. В 2006 г. в сеть кафе было принято ряд специалистов, окончивших кулинарный техникум и получивших специальное образование, но не имевших опыта работы. Администрация кафе решила набрать в штат, так называемые «белые листы», чтобы взрастить собственные высококвалифицированные кадры.

В итоге, администрация кафе «Сытый Папа» проводит жесткую политику отбора кадров, вследствие того, что для успешной работы учреждений общественного питания необходимы высококвалифицированные специалисты. Высокий конкурс отбора для кафе «Сытый Папа» - это норма, но вместе с тем, данный подход справедлив, принимаются на работу лучшие и более подготовленные сотрудники.

К сожалению, вопрос карьерного роста  обязательно сопровождается либо чьим-либо увольнением, либо понижением в должности  и достаточно редко более высокая должность высвобождается в связи с естественными причинами. Однако, данное положение вещей мало беспокоит администрацию кафе. В сети кафе нет четко отработанной системы карьерного роста. Сотрудники кафе не имеют уверенности, что при успешной работе их ждет обязательное повышение по службе. Данный факт не может позитивно сказаться на улучшении качества работы. Под качеством работы в данном случае следует понимать: оперативность выполняемых заданий, количество и качество предоставляемых услуг, своевременность выполнения заданных нормативов, производительность труда, улучшение использования финансовых ресурсов, увеличение числа обслуживаемых клиентов и др.

Практики и теоретики менеджмента  утверждают, что для любого человека важна самореализация. Одной из сторон самореализации является максимально возможное продвижение по служебной лестнице. Это выражается в том, что каждый работник должен быть уверен в возможности получить повышение при условии качественного выполнения своей работы, росте его профессионализма и квалификации.

Следовательно, администрации кафе следует обратить на решение этого вопроса пристальное внимание. При отсутствии четкой политики карьерного роста в сети кафе есть четкий контроль за эффективностью и качеством работы. Ежегодно в декабре начальниками отделов разрабатываются соглашения о качестве работ для каждого сотрудника кафе на следующий год. Составление соглашения курируется заместителями руководителя кафе. Главными критериями оценки качества работ являются:

  • степень удовлетворенности клиентов работой сотрудника;
  • выполнение поставленных задач;
  • выполнение плановых показателей;
  • количество отработанных человеко-дней;
  • коэффициент затратоемкости рабочего времени на выполнение конкретного вида работ;
  • прирост объема прибыли на каждого сотрудника сети кафе и др.

Перед каждым сотрудником ставятся задачи, за ходом выполнения которых ведется постоянный контроль со стороны как администрации, так и коллег. В кафе принята система аттестации сотрудников и проходит она раз в два года.

Аттестация кадров кафе проводится с целью определения квалификации, результативности, уровня знаний и навыков работников, их деловых и иных значимых качеств занимаемой должности. Аттестация кадров кафе направлена на улучшение качественного состава кадров, наиболее рациональную их расстановку и эффективное использование, повышение ответственности работников за полученные задания, рост их трудовой активности.

Состав кадров, подлежащих аттестации, устанавливается в каждом подразделении  кафе согласно перечню должностей руководителей, специалистов и других работников. Суть аттестации состоит в том, чтобы определить соответствуют ли сотрудники предъявляемым квалификационным требованиям. Квалификационные требования содержат следующие параметры: образование, навыки, опыт работы, деловые качества и др.

Аттестация проводится в форме собеседования и тестирования.

По итогам аттестации в 2006 г. было уволено 5 человек по причине несоответствия занимаемой должности. Надо сказать, что слежение за качеством работы осуществляется постоянно и когда оно не соответствует требованиям, сотрудник получает предупреждение. Это побуждает его улучшить качество работы до конца года, когда состоится годовой анализ эффективности работы каждого сотрудника. Следует отметить, что такой контроль, с одной стороны, оправдан и содействует реализации целей кафе, но с другой стороны слишком жесткие рамки лишают сотрудников возможности проявлять инициативу, внедрять инновационные идеи и творчески подходить к своей работе.

Анализ кадрового состава позволил определить, что среди женщин, работающих в сети кафе «Сытый Папа», 78% замужем и имеют от одного до четырех детей в возрасте старше четырех лет. В отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком ни находится ни одна сотрудница кафе. Оставшиеся 22% не состоят в браке, из них 18 имеют детей в возрасте от 5 лет и старше. Причем, общий процент детей дошкольного возраста невелик, всего 4% всего общего числа детей женского персонала. Следует учесть, что женщины имеющие детей дошкольного возраста были приняты на работу в сеть кафе в период с 2001-2003 года. Проведенные исследования позволяют сказать, что при трудоустройстве предпочтение отдается женщинам либо имеющим детей школьного возраста, либо не имеющим детей и в ближайшие 3-5 лет не планирующими обзаводится семьей. Данная ситуация и отношение администрации к этому вопросу настораживает, принимая во внимание общий кризис деторождения в нашей стране. Подобное отношение напрямую ставит сотрудниц кафе перед дилеммой – либо рожать и не работать, либо работать и не рожать. Это явные признаки половой дискриминации, поскольку наличие детей у мужчин не является одним из главенствующих факторов при трудоустройстве и дальнейшей работы.

Половой признак является также  одним из главных факторов при  карьерном росте, учитывают факт, что 86% руководящих постов кафе занято мужчинами.

Согласно данным, изложенными ранее  в кафе нет сотрудников пенсионного возраста, а пенсионеры были уволены в 2003-2005 гг. это подтверждает, что администрация кафе стремится сформировать свой штат из молодых и перспективных специалистов.

Анализ причин увольнения заставил поставить вопрос, в чем же истинная причина увольнения 36% всех уволенных сотрудников (ст. 31 ТК РФ -  собственное желание). Из 13 уволенных сотрудников – 5 сменили постоянное место жительства, а 8 остальных находились 1/8 всего рабочего времени в отпусках по болезни по причине хронических заболеваний. Учитывая данный факт, вопрос об истинных причинах увольнения остается открытым. Увольнение по собственному желанию из кредитно-финансовых учреждений, где наблюдается один из самых высоких уровней заработной платы, должен иметь под собой веское основание.

Система отпусков в сети кафе «Сытый Папа» отработана очень четко. В  январе разрабатывается график отпусков с учетом пожеланий каждого сотрудника. Отпуск составляет 28 рабочих дней и по желанию работника может быть разбит на две части.

Сотрудникам, получившим высшее образование  или обучающимся по инициативе кафе предоставляется оплачиваемый учебный  отпуск. Отпуск без сохранения заработной платы администрация кафе предоставляет  сотруднику сроком не более 30 дней по обоснованным причинам, но не приветствуется. За сверхурочную работу сотрудники кафе получают либо оплачиваемые отгулы, либо добавляют эти дни к отпуску. В редких случаях, когда сотруднику необходимо получить дату отпуска – этот вопрос решается с каждым в индивидуальном порядке.

В сети кафе «Сытый Папа» уделяет  пристальное внимание проблеме обучения и повышению квалификации своих  сотрудников. Ярким свидетельством этому выступает тот факт, что 8% общей суммы, выделяемой на оплату труда, уходит на подготовку специалистов. Регулярно для служащих кафе проводятся специализированные семинары по различным направлениям кулинарного мастерства. Ряд семинаров проводится с участием практиков кулинарии и с привлечением лучших поваров из других регионов.

За каждым сотрудником, вновь принятым на работу закрепляется наставник, который курирует его деятельность в течение 6 месяцев, что позволяет новичку быстрее вникнуть в работу.

Для сотрудников работающих непосредственно  с клиентами проводились семинары по этике и деловому этикету, что значительно повысило уровень обслуживания клиентов.

Планируется проведение семинаров-тренингов  для руководящего состава кафе по курсу менеджмента, что позволит изучить процесс управления персоналом.

Информация о работе Теоретические основы системы управления персоналом