Социально-правовая и криминологическая характеристика групповой преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Организованная преступность — это сложное антисоциальное порождение общества, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия организованная преступность «сопровождает» экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция и т.д.
Развитие причин организованной преступности в Российской Федерации повторило путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, «безналоговая» теневая экономика, и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Социально-правовая и криминологическая характеристика групповой преступности……………………………………………………………………3
Профилактика групповой преступности…………………………………….13
Признаки и структура организованной преступности…………………….18
Обстоятельства, способствующие организованной преступности………...33
Предупреждение организованной преступности……………………………..42
Заключение…………………………………………………………………………..50
Список литературы………………………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

Кпиминологоия орг преступность курсовая.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетия, круг и характер детерминант организованной преступности в России качественно изменился, хотя в силу инерционности процесса воспроизводства этой преступности (как и преступности в целом) ранее действовавший механизм продолжает оказывать достаточно существенное «остаточное» влияние. «Падение однопартийных режимов... в бывшем Советском Союзе открыло широкие возможности как для внутренней, так и для «импортной» организованной преступности. Она быстро воспользовалась переходным периодом между демонтажем существовавших  прежде структур и их заменой эффективными структурами, отражающими новые политические, социальные и экономические реалии». Но речь идет не столько о криминогенном влиянии явлений и процессов, связанных с нормальной рыночной экономикой (в ее механизме действует ряд эффективных ограничителей для организованной преступности, и об этом свидетельствует ситуация в ведущих странах Запада), сколько об особенностях ситуации именно переходного периода. Это — отсутствие культуры бизнеса, преимущественное развитие посреднической, а не производственной сферы, поддержание произвольно высоких цен, а не их конкурентное снижение, неурегулированность банковского дела, операций с ценными бумагами, валютных сделок, операций с недвижимым имуществом, в том числе защиты в их ходе интересов личности, общества и государства. Эти факторы, взаимоподкрепляя друг друга, создают широкие возможности для организованной преступности и поддерживающей ее атмосферы коррупции. Характерно в этой связи, что организованные преступные структуры особо интенсивно действуют в наименее защищенных государством сферах владения, пользования, распоряжения собственностью.

Специфические детерминанты организованной преступности связаны с:

- резким имущественным   расслоением в среде населения страны, выделением лиц с очень высокими доходами и возможностями приобретения особо ценного и престижного имущества. Механизм связи этого явления с организованной преступностью имеет по крайней мере три аспекта:

а) создание десятков и сотен тысяч «адресов» для корыстных и корыстно-насильственных преступлений, совершаемых организованными группами;

б) установление взаимовыгодных криминальных связей для охраны от конкурентов или их устранения, для использования одних криминальных структур для защиты от других, для совместной деятельности по извлечению максимальной прибыли из легальных и нелегальных экономических операций, для отмывания и вложения средств, полученных преступным путем, и т. д.;

в) расширение нелегального рынка для удовлетворения социально негативных потребностей (бизнес на азартных играх, проституции, наркомании, тотализаторе и т. д.).

Представляется, что в процессе перехода к социально ориентированной рыночной экономике утрата общественной необходимости в теневой экономике в той части, в какой она восполняла реальные нужды населения в товарах и услугах, обусловит переключение значительной части совместной криминальной активности дельцов и общеуголовных преступников на участие в легальных хозяйственных структурах и бизнесе на криминальных услугах.

Однако тенденции сворачивания теневой экономики и ограничения тем самым поля деятельности организованной преступности интенсивно противодействует фискальная необходимость для государства с его хроническим бюджетным дефицитом изъять максимально возможную часть прибыли производителей товаров и услуг по принципу «все и немедленно». Будучи вынужденными, эти усилия тем не менее, толкают даже законопослушных предпринимателей на уход в «тень», чтобы избежать чрезмерного, с их точки зрения, налогообложения путем взаиморасчетов наличными деньгами («черный нал»).

Неблагоприятные тенденции организованной преступности интенсивно коррелируют с такими процессами в обществе, как безработица и утрата гарантии трудоустройства выпускников образовательных учреждений. По оценкам зарубежных экспертов, увеличению контингента неустроенных на 1%, соответствует росту преступников на 5%. Причем этот показатель для организованной преступности выше примерно в 1,5 раза, так как из «резервной армии преступников», организованные структуры осуществляют целенаправленную вербовку нужных им специалистов, а также лиц с нужными интеллектуальными и волевыми качествами — предприимчивых, решительных, контактных или озлобленных и т. д. Резерв для расширения численности участников организованной преступности расширяется за счет бывших спортсменов и демобилизованных военнослужащих, ушедших на пенсию или уволенных работников правоохранительных органов, остро ощущающих утрату социальною статуса. За участие в организованной преступной деятельности им выплачивается вознаграждение, многократно превышающее то, которое они ранее получали по должности.

Определенные возможности для вербовки новых соучастников лидеры организованных преступных структур имеют и в том контингенте бывших участников боевых действий в зоне локальных конфликтов и т. д., которые в силу психологической и социальной дезадаптации не смогли войти в обычную жизнь.

Благоприятные условия для существования и воспроизводства организованной преступности создают деформации нравственной позиции населения и отношения общественного мнения к этой преступности. Широкое распространение злоупотреблений в экономической и бытовой деятельности населения (хищений в небольшом размере и злоупотреблений, уклонения от уплаты налогов, обмана потребителей, бытового хулиганства и т. д.), привыкание к ним как допустимым для себя и простительным для других создают ситуацию, маскирующую организованную преступную деятельность, которая, если не знать ее масштабов, зачастую предстает именно как совокупность не связанных между собой, малозначительных деяний. Общественное мнение дезориентировано публикациями о всесилии организованных преступных структур и поэтому, выражая в вербальной и обезличенной форме недовольство положением дел, вместе с тем не побуждает граждан к реальному противостоянию вымогательству или иным посягательствам, возможно, исходящим от организованных преступников. К сожалению, злоупотребление публицистами терминами «мафия», «рэкет» и т. п. при характеристике именно мелкомасштабной групповой преступности, как и увлечение поверхностными журналистскими расследованиями, сопровождающимися стандартными утверждениями о бессилии власти в борьбе с организованной преступностью, существенно способствуют этой дезориентации населения. Еще одна социально неверная тенденция в публикациях относительно преступности вообще и организованной преступности в частности состоит в нарушении оптимального соотношения между резкой и во многих случаях справедливой критикой конкретных недостатков правоохранительной деятельности и показом ее положительных сторон. В результате, по данным Общественного центра содействия реформе уголовного правосудия, каждый второй потерпевший от тяжких преступлений сомневается в эффективности обращения в правоохранительные органы; до достаточно низкой отметки упал и общий показатель доверия населения органам милиции, прокуратуры, судам. Криминогенное влияние этих факторов на создание ситуаций, благоприятных для действий организованных преступников, очевидно.

В криминологических работах последних лет обоснованно отмечается, что наряду и во взаимодействии с детерминантами организованной преступности, связанными с объективными процессами и явлениями в экономике, социальной сфере, политике, идеологии и психологии общества, существенное место занимают детерминанты, обусловленные самопроизводством этой преступности. Выделяются факторы:

а) целенаправленная пропаганда антисоциальных ценностных ориентации, включая стремление к обогащению любой ценой, культ насилия, жестокости, стереотипы «сильною человека», свободного от обязательств перед обществом;

б) непосредственное распространение преступных обычаев;

в) поддержание автономного существования и функционирования преступной среды, которая «социализирует» в себе маргинальные элементы общества;

г) неизбежность включения лиц, втягиваемых на любую роль в организованных преступных структурах, в коллективную преступную деятельность;

д) неизбежность развертывания серий преступлений, «обслуживающих» преступную деятельность (например, деяний, связанных с обеспечением безопасности ее участников).

В частности, организованные преступные структуры целенаправленно создают условия для своего воспроизводства путем распространения в среде населения азартных игр, наркотиков, проституции и т. д. (прямое вовлечение, пропаганда через средства массовой информации, притоносодержательство), что увеличивает численность фонового контингента, поддерживающего организованную преступность и готового оказывать ей услуги. Используется, и политическая, в том числе национально-экстремистская фразеология; создаются молодежные территориальные группировки и банды, служащие начальным этапом приобщения к организованной преступности. Выборочное изучение молодежных группировок негативной направленности, существующих в ряде крупных городов России, показало, что около половины взрослых, входящих в руководящее ядро этих группировок, как правило, в возрасте 18 — 24 лет, одновременно входили во «взрослые» организованные преступные структуры и выполняли их задания, используя силу и средства своих группировок.

Характеризуя непосредственную детерминацию организованной преступности, надо указать, наконец, на возможности, предоставляемые ей в результате распада действовавшей на территории бывшего Союза ССР единой системы правоохранительных, пограничных, таможенных, контрольных органов при сохранении возможностей свободного перемещения людей и грузов на этой территории и установлении свободного въезда и выезда в государства дальнего зарубежья.

Неблагоприятным тенденциям организованной преступности способствуют и пробелы законодательства в отношении понятия организованной преступной деятельности как обстоятельства, особо отягчающего ответственность и позволяющего отделить участников организованных преступных структур от других осужденных; понятия специального пособничества в целом, а не только в связи с конкретными деяниями. Не урегулированы в должной степени процедуры доказывания и обеспечения безопасности его участников по делам об организованной преступной деятельности.

В частности, существенно затрудняет привлечение к ответственности лидеров преступных групп и сообществ отсутствие в УК содержательного описания этих видов преступных структур. Слабо сформирована практика применения ст. 209 — 210 УК, предусматривающих ответственность за само создание банды или преступного сообщества;

«Сходки» организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп пресекаются правоохранительными органами без предъявления обвинения их участникам по ст. 210 УК. Во многом это связано с отсутствием у оперативных работников достаточных знаний и умений для использования косвенных улик, а также доказательственной информации, полученной с помощью технических средств. Не полностью решены вопросы законодательного регулирования и ресурсного обеспечения содержания осужденных участников организованной преступности в условиях, которые минимизировали бы возможности руководства соучастниками, оставшимися па свободе, и негативного влияния на других осужденных.

Не эффективна уголовно-правовая борьба с коррупционными преступлениями, создающими благоприятные возможности для деятельности организованных преступных структур.

Среди упомянутых в общей форме детерминант организованной преступности, необходимо так же указать, и на последствия ненадлежащего ресурсного обеспечения борьбы с организованной преступностью. Речь идет не только о транспорте, специальном оборудовании и т. д., но и о материальном положении участников этой борьбы. Известен афоризм: «Дешевая юстиция дорого обходится обществу». С особой силой он звучит в сфере борьбы с организованной преступностью. Низкая оплата труда работников контрольно-ревизионных органов, милиции и следователей, создают, в сочетании с интенсивными усилиями организованной преступности по втягиванию правоохранителей в свою сферу, многие криминогенные ситуации за счет «соблазнов», которым повседневно подвергаются соответствующие должностные лица.26

 

  1. Предупреждение организованной преступности.

 

 

  Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Должны приниматься специальные меры т.к. основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования, а не отдельные преступления, их сложная и разветвленная преступная деятельность. Для достижения данной цели необходимо уделять особое внимание следующим вопросам:

- выработать четкую концептуальную и понятийную характеристику организованной преступности и борьбы с ней в современный период;

- достаточную правовую базу; специализацию кадров, ведущих борьбу с этой преступностью и их подготовку;

- достаточное ресурсное обеспечение; современную информационную базу;

- комплексное программирование; знание реального состояния и тенденций организованной преступности, обоснованные прогнозные оценки.

- применение уголовных наказаний за участие в преступной организации;

- введение запрета на отмывание  доходов от преступной деятельности;

Концептуальные основы предупреждения организованной преступности (преступлений) предполагают выделение приоритетов борьбы с ней, исходя из структуры и тенденций организованной преступности, опасности последствий отдельных ее видов. В законодательстве о борьбе с организованной преступностью и в практике этой борьбы необходим учет ее специфики, связанной с широкомасштабной коллективной преступной деятельностью и опорой на огромные средства, добытые преступным путем. В этой связи значимо закрепление в УК ответственности за сам сговор о занятии организованной преступной деятельностью (ст. 209 — 210 УК), хотя, как отмечалось, необходимо быстрее формировать практику применения этих норм. Столь же значимы законодательные и управленческие меры по противодействию отмыванию преступно нажитых средств, но расширению возможности выявления незаконных доходов и изъятию приобретенного на них имущества.

     Общесоциальной основой  предупреждения организованной  преступности и максимального  ограничения возможностей для  ее функционирования и воспроизводства  является преодоление кризисных явлений в стране: в экономике, политике, в общественной идеологии и психологии, социальной сфере, правоохранительной деятельности.

Информация о работе Социально-правовая и криминологическая характеристика групповой преступности