Социально-правовая и криминологическая характеристика групповой преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Организованная преступность — это сложное антисоциальное порождение общества, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия организованная преступность «сопровождает» экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция и т.д.
Развитие причин организованной преступности в Российской Федерации повторило путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, «безналоговая» теневая экономика, и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Социально-правовая и криминологическая характеристика групповой преступности……………………………………………………………………3
Профилактика групповой преступности…………………………………….13
Признаки и структура организованной преступности…………………….18
Обстоятельства, способствующие организованной преступности………...33
Предупреждение организованной преступности……………………………..42
Заключение…………………………………………………………………………..50
Список литературы………………………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

Кпиминологоия орг преступность курсовая.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

    На достижение этих  же целей направлены меры правительства по ликвидации льгот и других условии, способствующих коррупции и произволу в отношении хозяйствующих субъектов; но переходу к распределению государственных заказов исключительно через открытый конкурс с публикацией предъявляемых требований; переходу на международные стандарты бухгалтерского учета. Предусматривается преодоление дезорганизации управления пакетами акций, принадлежащих государству, «чистка» комитетов по управлению имуществом от коррумпированных чиновников. При этом предполагаются проверки правильности установления выкупной цены приватизированных объектов, а также выполнения новыми хозяевами приватизированных предприятий взятых на себя инвестиционных обязательств.

На предупреждение организованной преступности (преступлении) прямо «работают» нормы УК 1996 г. об ответственности за корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершенные организованной группой, за вымогательство, за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство,  отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, ограничение конкуренции и т. д. Возможности использования для совершения организованных преступлений банков финансовой и экономической информации существенно ограничены введением уголовной ответственности за компьютерные преступления. Для профилактики организованных преступлений используется и возбуждение уголовных дел о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Соответствующие нормы УК являются нормами двойной превенции по отношению к преступной деятельности организованных групп и сообществ.

В борьбе с организованной преступностью эффективную роль может сыграть закон об освобождении от ответственности тех, кто был втянут в незаконную деятельность под угрозой насилия, а также добровольно заявил о своих связях с преступным сообществом, либо активно способствовал его разоблачению.

Есть и еще одна проблема, которая требует своего разрешения в условиях высокой коррумпированности общества - это установление поощрительных правовых мер воздействия на тех, кто получает взятки или выступает посредником в них, при добровольном заявлении о совершенном преступлении. Пока это касается лишь взяткодателей. Введение нормы об исключении уголовной ответственности либо ее смягчении при добровольном заявлении виновных о получении взятки и активном участии в ее раскрытии существенно бы нарушило коррумпированные связи, создало бы позитивные стимулы к чистосердечному раскаянию.

С учетом высокой технической оснащенности преступников необходим и уголовный закон, предусматривающий ответственность за умышленные прослушивания переговоров или перехват информации органов дознания, следователя, прокуроров, судей, защитников и экспертов в целях воспрепятствования правосудию.

Совершенно очевидно, что изощренная преступная деятельность, которую нередко консультируют профессиональные юристы, не может быть успешно доказана традиционными методами. Однако значительная часть достоверной информации, получаемой с помощью технических и оперативно-розыскных средств, сегодня не используется в доказывании преступных действий. Игнорируется самый беспристрастный источник доказательств - технические средства.

В качестве контраргумента выдвигается недостаточность гарантий, возможность фальсификации материалов оперативными работниками и следователями. Но разве нельзя фальсифицировать протоколы допросов, подговорить лицо к лжесвидетельству, что, кстати, сделать гораздо легче. Между тем любая фальсификация устанавливается с помощью специальной экспертизы, а лица, допустившие ее, несут уголовную ответственность. Такого рода аргументы в конечном итоге оказываются на руку только тем, кто противопоставляет себя закону. Если речь идет о дополнительных гарантиях, то их следует разработать и утвердить, но не исключать самой проблемы по надуманным аргументам.

В последние годы становится массовым явлением уклонение свидетелей и потерпевших от явки на предварительное следствие и в суды для дачи показаний. Часто это связано не с отсутствием гражданской позиции, а с воздействием на них преступников. Поэтому был принят закон о защите участников процесса, но он не обеспечен материально, а потому бездействует. Это лишний раз говорит о том, что закон без механизма его реализации - закон голый.

Значительно осложняет предупреждение проявлений организованной преступности несовершенство или отсутствие целого ряда законов, регулирующих внешнеэкономическую, финансовую и банковскую деятельность, не установлены меры специальной ответственности за ее нарушение. В целом же необходим общероссийский закон «О борьбе с организованной преступностью», который включил бы в себя целый ряд правовых норм, регламентирующих на только ответственность, но и действия правоохранительных органов. Важную роль должны сыграть такие законы, как «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с терроризмом» и некоторые другие.27

Перспективными представляются профилактические мероприятия, связанные:

— с восстановлением с помощью служб социального обслуживания населения жизненной перспективы лиц, потерявших ее в результате безработицы, демобилизации, ухода в отставку и т. л.; предоставление специалистам, в отношении которых особо значим риск их вербовки организованными преступными структурами, альтернативы в профессиональной деятельности и ее оплате; предоставление такой альтернативы лицам, выращивающим наркотики для извлечения дохода (включая выплаты, компенсирующие потери этого дохода);

— с введением деклараций для государственных (муниципальных) служащих и их близких родственников о доходах и имуществе; декларирования источников средств на приобретение ценного имущества; обязанности банков сообщать правоохранительным органам о принятии или перемещении крупных вкладов, подозрительных по происхождению;

— с введением эффективного порядка конфискации преступных и иных заведомо незаконных доходов и приобретенного па эти доходы имущества.

Борьбе с вербовкой пополнения для организованной преступности будет способствовать восстановление деятельности правоохранительных органов по профилактике формирования и функционирования молодежных группировок с антиобщественной направленностью, вовлечения несовершеннолетних в преступления, притоносодержательства; реализация и расширение сохранившихся в трудовом законодательстве и законодательстве об образовании норм о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, а также детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; восстановление системы социального контроля и помощи в отношении ряда категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы и закрытых воспитательных учреждений; контроль за своевременностью регистрации приезжих и оформления сдачи квартир временным жильцам.

       В числе этих  мер: всероссийские оперативно-профилактические  и целевые операции по выявлению и пресечению «воровских» сходок, деятельности «воров в законе», лидеров и активных участников этнических преступных группировок; проверки соблюдения законности деятельности частных охранно-сыскных предприятий и служб безопасности частных структур; проверки соблюдения банками порядка кредитования негосударственных структур; подготовка правовых актов о мерах обеспечения безопасности лиц, оказывающих негласную помощь в борьбе с организованной преступностью; выборочные проверки предприятий по добыче и переработке нефти, газа, цветных и редких металлов и т.д., отгружающих продукцию за рубеж, и разработка на основе материалов проверок мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц в этих отраслях; мероприятия, препятствующие проникновению организованной преступности в органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы; проведение Всероссийской научно-практической конференции по проблемам совершенствования борьбы с организованной преступностью. Нетрудно заметить, что все перечисленные меры подчинены сквозной идее сузить возможности для организованной преступной деятельности путем уменьшения уязвимости от нее легальной экономики и деятельности органов государственной власти.

Выделенные приоритеты сочетаются со всем комплексом повседневной профилактической деятельности правоохранительных органов. Надо упомянуть возможности, которые предоставляет надзорная деятельность прокуратуры; правомочия судов по вынесению частных определений о конфискации средств и имущества, приобретенных преступным путем. Значительные возможности открывает формируемая практика по предъявлению органами прокуратуры судебных исков о взыскании в пользу потерпевших похищенных организованными преступниками денег и имущества, не дожидаясь приговора по уголовному делу.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает достаточные возможности органов МВД, ФСБ, налоговой полиции, в положениях о которых специально выделена задача  борьбы с организованной преступностью, для проведения оперативных мероприятий по предупреждению организованных преступных проявлений (оперативное внедрение, оперативный эксперимент и т. д.).28

На профилактику организованных преступлений работают и правомочия органов милиции, налоговой полиции, ФСБ, других органов борьбы с преступностью по контролю за оружием и его оборотом, по контролю за предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота. Несомненную профилактическую направленность имеют и правомочия о проверках данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность (вход в помещение, осмотр помещений, хранилищ, документов, проведение инвентаризаций и ревизий, изъятие и исследование образцов, изъятие предметов и веществ, хранение которых требует специального разрешения, опечатывание кассы, хранилища и т. д.).

Своеобразной формой профилактики и ограничения возможностей функционирования и воспроизводства организованной преступности является развивающаяся с использованием зарубежного опыта практика органов расследования по:

— стимулированию позитивного посткриминального поведения рядовых участников организованных преступных структур («обмен» помощи в раскрытии организованной преступной деятельности  и изобличении ее руководителей, на освобождение от уголовной ответственности или существенное ее смягчение);

— созданию ситуаций по захвату с поличным участников организованных преступлений;

— привлечению руководителей и активных участников организованных преступных структур при затруднительности доказывания совершения ими тяжких преступлений и реальности угрозы их привлечения к уголовной ответственности за менее тяжкие преступления, которые могут быть доказаны.

В борьбе с преступной деятельностью организованных криминальных структур расширяется сотрудничество правоохранительных органов и заинтересованных коммерческих организаций. Прежде всего в сфере кредитно-финансовой деятельности, наиболее уязвимой для посягательств со стороны организованных преступников.

Как уже упоминалось, одно из исходных положений профилактики организованной преступности (преступлений), как и в целом борьбы с этой преступностью является специализация.

В органах внутренних дел и в ФСБ функционируют специальные подразделения для борьбы с организованной преступностью, комплектуемые сотрудниками, имеющими соответствующую правовую и специальную подготовку.

Профилактика организованных преступлений является одним из ведущих направлений в международном сотрудничестве России в сфере борьбы с преступностью. Россия - член Интерпола, участник разработки ряда международно-правовых документов по борьбе с организованной преступностью. Расширяется круг государств, с которыми имеются договоры об оказании правовой помощи (в том числе в розыске, изобличении и экстрадиции участников организованных преступных групп и сообществ, выявлении преступно нажитого имущества). При вступлении в Совет Европы (СЕ) Россия обязалась подписать и ратифицировать многосторонние конвенции, касающиеся выдачи преступников, взаимной помощи в уголовно-правовой сфере, борьбы с отмыванием доходов от преступной деятельности и др., и с момента  вступления в CЕ соблюдать принципы, закрепленные в этих конвенциях.29

      Расширяется взаимодействие  в рассматриваемся сфере и  в рамках СНГ. В частности, на основе утвержденной Советом глав правительств государств—участников Содружества Программы совместных действий по борьбе с организованной преступностью и иными опасными преступлениями заключены соглашения о сотрудничестве в этой сфере между министерствами внутренних дел стран СНГ, а также между прокуратурами этих стран. Причем предусмотрены не только взаимный обмен оперативной, справочной и иной информацией, но и проведение совместных мероприятий, обмен опытом, обмен нормативными материалами, взаимодействие в обучении специализированных кадров и научных исследований проблемы. Создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ, которое располагает специализированным банком данных и оказывает содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников организованных преступных структур и в проведении согласованных оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций; разрабатывает рекомендации по борьбе с транснациональной преступностью.

 

Заключение.

 

В целом на ближайшую перспективу развития организованной преступности можно оценить для нашего общества, как неблагоприятную.

Нестабильность политической и экономической ситуации предполагает дальнейшее проникновение организованной преступности в сферу государственной экономики и политики.

Информация о работе Социально-правовая и криминологическая характеристика групповой преступности