Противодействия таможенным преступлениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

Таможенные преступления – это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере экономической деятельности, при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств через таможенную границу вопреки правовому запрету. Они выделяются в особую группу, поскольку реализуются в сфере таможенной деятельности или таможенного дела.
К ним относятся: Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Содержание

Таможенные преступления : Сущность и проблемы выявления таможенных преступлений…………………………………………3-6.
Международное сотрудничество таможенных служб в борьбе с преступностью………………………………………………………..7-11.
Проблемы борьбы с таможенными преступлениями. Перспективы развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях……………………………………………………….12-15.
Заключение…………………………………………………………..16-17.
Список использованной литературы……………………………...18.

Вложенные файлы: 1 файл

криминалогия.docx

— 37.19 Кб (Скачать файл)

Борьба с контрабандой наркотиков всегда была одним из приоритетных направлений таможенной службы. Сегодня  таможенные органы России располагают  уникальным опытом борьбы с  распространением наркотиков международной организованной преступностью,  который был накоплен  за годы партнерских отношений с таможенными службами различных государств. Деятельность Таможенной службы России пользуется заслуженным уважением, как среди российских, так и зарубежных коллег, Всемирной таможенной организации, Управления ООН по наркотикам и преступности.

В 2011году российскими таможенниками в результате комплекса мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, пресечено 1459  фактов их незаконного перемещения,  изъято: более 680  кг героина, свыше 3 тонн марихуаны, более 55 кг кокаина, 109 кг гашиша,  более 94 кг опия. Общий объем задержанных наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ составил более 7  тонн.  

В практику прочно вошли совместные международные операции «контролируемая поставка».  Специальная система скрытого полицейского и таможенного контроля позволяет проследить все звенья преступной цепи, выявить и ликвидировать устоявшиеся международные каналы сбыта и транспортировки наркотиков. В 2004 году было проведено 22  международные операции «контролируемая поставка» при  взаимодействии с таможенными и правоохранительными органами США, Германии, Швеции, Великобритании, Дании и Казахстана. В  результате совместных действий    изъято более 1796 кг наркотиков.

Сегодня, когда  международный терроризм и наркобизнес  бросили откровенный вызов всему мировому сообществу, деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов сосредоточена на объединении усилий с российскими правоохранительными органами и таможенными службами зарубежных стран в борьбе с этими угрозами.

 

 

 

Проблемы борьбы с таможенными  преступлениями. Перспективы развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях

Таможенные преступления посягают на национальные интересы России, ее экономическую  безопасность, особенно в условиях активизации попыток других стран  завоевать или взять под контроль российский рынок, значительного роста  зависимости России от импорта продовольствия и экспорта сырьевых товаров, низкой конкурентоспособности российских товаров, монопольного положения во внешней торговле ряда хозяйственных  субъектов. Таможенные органы играют стратегическую роль в экономическом развитии страны.

Проблемы борьбы с таможенными  преступлениями многообразны и остры, подвержены изменениям. Распад СССР, оставление наиболее хорошо оснащенных в техническом  и кадровом отношении таможен  в сопредельных государствах, прозрачность российских границ, приватизация, активное включение России в систему международной  торговли, либерализация внешнеэкономической  деятельности (ВЭД), появление множества  участников ВЭД, часто не имеющих  достаточного опыта международной  торговли, разрушение прежней системы  ведомственного и вневедомственного  контроля - все это вызвало значительный рост числа таможенных преступлений, их общественной опасности и необходимость  усиления борьбы с этими преступлениями, поиска путей построения новой системы  таможенного контроля, усиления этого  контроля и надзора за исполнением  законов таможенными органами в  целях выявления и предупреждения рассматриваемых преступлений.

С образованием Таможенного союза  России, Белоруссии и Казахстана расширились  и границы, на которые будут направляться вновь и вновь преступные посягательства в сфере таможенного дела. В  связи с чем, возникает необходимость укрепления границы, применения новых средств и способов борьбы с таможенными преступлениями.

Не стоит забывать и о законодательной  базе. Пусть таможенное законодательство и претерпело уже большое количество изменений, однако уголовное законодательство РФ (в части таможенных преступлений) содержит по-прежнему только позиции  касающиеся определения ответственности  и наказания только при нарушении  режима таможенной границы РФ.

Также следует затронуть особенности  международных отношений, касающиеся общих проблем стран - сотрудников  в области таможенного права, которые возникают в условиях совместного противодействия таможенным преступлениям. В международном  праве положения, касающиеся содействия таможенных органов стран мира в  борьбе с таможенными преступлениями, закреплены в Международной конвенции  о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании  и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.).

Одной из проблем, существующих в организации  международно-правового сотрудничества, является выборочное несоответствие национального  законодательства и некоторых международных  договоров. Соответственно, для ликвидации трудностей, вытекающих из данной проблемы, необходимо проводить работу по сближению  национального законодательства с  международно-правовыми актами, а  также активизировать деятельность международных организаций и  национальных служб по обмену информацией, необходимой для борьбы с таможенными  преступлениями.

Международные нормы допускают  возможность каждой стране согласно ее внутреннему законодательству признать уголовными преступлениями действия, если они совершаются преднамеренно  в виде переправки, транзитной переправки, транспортировки, импорта или экспорта любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений международных Конвенций. Вместе с тем, если указанные деяния признаются уголовными преступлениями, предусматривается наказание за их совершение. Однако наказание, установленное в Уголовном кодексе Российской Федерации, не всегда в полной мере соответствует совершенному деянию, в частности, его сложно определить при каждой конкретной квалификации.

Так, совершенно очевидно, что если торговля наркотиками поставлена на коммерческую основу, то ее общественная опасность намного превышает  общественную опасность предусмотренных  УК РФ преступлений, связанных с  незаконным изготовлением, хранением  и сбытом наркотических средств  и психотропных веществ, а также  с рядом иных сопутствующих незаконному  обороту наркотиков преступных деяний. Поэтому можно предположить, что  существенную пользу принесло бы ужесточение  имеющегося наказания либо наличие  возможности применения каких-либо иных мер уголовно-правового характера  за сбыт наркотиков, поставленный на коммерческую основу. Эти меры, как свидетельствует  зарубежный опыт, привели бы к положительному результату.

Еще один вопрос, касающийся взаимодействия международного и национального  законодательства, связан с развитием  международных транспортных отношений. Проблема состоит как в преодолении  трудностей в укреплении и становлении  международного транспортного права, так и в соблюдении уже существующих, широко признанных норм и положений  современного международного права.

В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК России) возбуждено 137 уголовных дел (в 2009 году - 257), удельный вес которых от общего числа возбужденных таможенными органами уголовных дел составил 3,3%.

По статье 193 УК РФ "Невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте" возбуждено 260 уголовных  дел (в 2009 году - 420).

Общая стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через  таможенную границу Российской Федерации, составила 11 млрд. рублей, сумма неуплаченных таможенных платежей - 672,5 млн. рублей. Не возвращено из-за границы средств  в иностранной валюте на общую  сумму 84,8 млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По окончании рассмотрения видов  таможенных преступлений можно сделать  следующие выводы:

Наиболее  опасными преступлениями являются невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и уклонение от уплаты таможенных платежей. Подобные противоправные деяния также посягают на экономику страны и прежде всего на государственный бюджет. Суть этих деяний в невыполнении предписанных законодательством действий.

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые  могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и невозвращение  на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран также нарушают установленный  порядок внешнеэкономической деятельности.

В отношении сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые  в силу своих особенностей и свойств  могут внести существенный вклад  в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов  вооружения и военной техники, а  также продукции, являющейся особо  опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов  установлен экспортный контроль, представляющий собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного действующим  законодательством порядка осуществления  внешнеэкономической деятельности в отношении указанных товаров.

Предметы художественного, исторического  и археологического достояния народов  РФ и зарубежных стран преимущественно  подлежат временному вывозу из РФ либо не подлежат вывозу из РФ. Несет ответственность  за совершение этого преступления лицо, на которое была возложена обязанность  возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности.

С чем же связано расширение перечня  таможенных преступлений и чрезмерная активность преступников в настоящее  время? Расширение внешнеэкономических  связей, прозрачность и укрупнение неоснащенной границы, пробелы в  действующем законодательстве…  Это далеко не полный перечень проблем, препятствующих борьбе с таможенными  преступлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Кочубей М. В. Уголовная ответственность  за преступления в сфере таможенной деятельности: Ростов н/Д., 2009; Козыркин А. Н. Преступления в сфере таможенного дела // Ответственность за нарушения таможенных правил. М., 2008; Иванова С. Ю. Уголовно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов России: Ульяновск, 2008. 

Собр. законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.

 Викторов В. С. Некоторые  проблемы совершенствования прокурорского  надзора за исполнением законодательства  в свободных и оффшорных зонах  // Укрепление законности в экономике  социальной сферы и административной  деятельности средствами прокурорского надзора. М., 2005. 

 Великородный П. Г., Рахманов Ф. Р. О некоторых  неотложных мерах таможенных  органов по усилению борьбы  с контрабандой // Регулирование  внешнеэкономической деятельности  и эволюция таможенной политики  России: Тезисы докладов международной  научно-практической конференции Ч. 2. М., 2002г.

         Диканова Т.А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

 Гончан Ю.А. Таможня как орган дознания. М., 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Противодействия таможенным преступлениям