Преступность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целями дипломной работы является анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних на основе всестороннего анализ нормативных материалов, специальной юридической литературы, статистических сведений и уголовных дел.
Для достижения целей необходимо выполнение следующих задач:
1) изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних;
2) рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних преступников;
3) анализ детерминантов преступности несовершеннолетних;
4) исследование вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних 8
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе 8
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период 21
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника 26
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников 26
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников 32
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников 39
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение 46
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних 46
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних 61
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Преступность несовершеннолетних Криминология.doc

— 648.00 Кб (Скачать файл)

Совершившие преступления несовершеннолетние проживают, как правило, в родительской семье. Сузившаяся в последние годы практика переезда подростков в крупные населенные пункты для учебы в ПТУ и работы в профилактическом отношении положи­тельна. Индивидуальная миграция несовершеннолетних снижает возможности воспитательного воздействия, социальный контроль, повышает риск негативных влияний на личность и поведение. Соответственно знание субъектами профилактики особенностей семейной ситуации подростков-правонарушителей, воспитатель­ных возможностей семьи, оказание помощи родителям (как и при­менение к ним в необходимых случаях предусмотренных зако­ном мер воздействия) значения никак не утрачивают.

В последние годы доля воспитывающихся в неполных семь­ях среди совершивших преступления сокращается, приближаясь к общестатистическим показателям. Типичной становится не структурная неполнота, а так называемое «семейное неблагопо­лучие» — недостатки воспитания, обусловленные личностными характеристиками и отношением к воспитательным обязаннос­тям со стороны родителей или заменяющих их лиц.

Особенности семейной ситуации, условий жизни и воспита­ния несовершеннолетних, находящихся в детских домах, интернатах, у родственников-опекунов, весьма специфичны. Про­филактические достижения практики в отношении этих групп более чем скромны, в то время как распространенность преступ­ности намного превышает общую среди несовершеннолетних. Так, по данным Прокуратуры РФ, в течение первого года после выхо­да из детского дома преступления совершают около 20% их вос­питанников5. В теоретическом плане проблема предупреждения преступности несовершеннолетних, проживающих вне родитель­ской семьи, также пока ожидает своих исследователей.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что с криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого 8-10 рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники[33]. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье. Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это - ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

 

2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников

Особенности нравственно-психологической характеристики по­зволяют определить типовые направления коррекции личности, содержание мер профилактики правонарушаюшего поведения несовершеннолетних. Несовершеннолетние, совершившие пре­ступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе или работе, недобросовестным от­ношением к ним. Для значительной части учащихся-правонару­шителей характерны прогулы. По выборочным данным, хорошо успевали около 10% из них, примерно четверть были неуспеваю­щими. Однако исследования показывают, что причина обычно не в ограниченных возможностях усвоения учебного материала, а в отсутствии заинтересованности в получении образования или профессиональной подготовки. Для подростков правонарушающего поведения они не являются значимыми субъективно: от­сутствуют, как правило, и планы на будущее, обусловливающие стремление получить образование и специальность их законо­послушными сверстниками.

Субъективно более значимой сферой для несовершеннолет­них преступников является досуговая, соответственно свя­занная с ней деятельность оказывает более существенное фор­мирующее воздействие на личность, чем в нормотипе. При этом содержательная характеристика свободного времени отличает подростков, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности. Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга. Чтению, например, уделяют часть свободного времени около 2/3 законопослушных и менее 10% правонарушителей; техни­ческому творчеству, музыке, спорту — соответственно около 70% и 15 — 20%. Типична и неустойчивость интересов: даже занятие спортом, наиболее популярная из социально одобряемых форм досуговой деятельности среди несовершеннолетних правонару­шителей, имеет для них лишь кратковременную привлекатель­ность. Видимо, и экономические проблемы последних лет сокра­тили объем посещения несовершеннолетними кино, дискотек, спортивных секций. Выборочные данные показывают, что бес­цельное времяпрепровождение в кругу сверстников, часто свя­занное с потреблением спиртных напитков, не только сохраняет приоритет, но поглощает почти все свободное время. «Тусуемся» — так определили наиболее популярный вид досуга опро­шенные несовершеннолетние рассматриваемой группы[34]. Предше­ствующий совершению преступления опыт правонарушаюшего поведения обычно связан с бессодержательностью досуга, праздностью. Исследования указывают на их высокую распростра­ненность (до 70 — 80% совершивших впоследствии преступле­ния). Таким образом, механизм развития социально-негативной ориентации личности формируется у несовершеннолетних обыч­но не от внутренней потребности к определенным формам дея­тельности, а в обратном порядке: фактическое времяпрепровож­дение закрепляется в привычку, что формирует соответствую­щие потребности.»

Исследования отмечают у несовершеннолетних правонару­шителей развитость таких негативных свойств, как грубость, оз­лобленность, агрессивность, лживость, безответственность, отсут­ствие сострадания к другим. При этом характерным является не проявление одного из них, а наличие комплекса, свидетельству­ющее о нравственной деформации личности в целом.

Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у  таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.

Особенности преступности несовершеннолетних женского пола пока не нашли достаточного отражения в организации про­филактики. Между тем личностные характеристики преступниц имеют существенную специфику. По сравнению с совершившими преступления юношами, они, как правило, более скрытны, замкнуты, серьезно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно лживы, эгоистичны.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям другим, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления[35].

Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.

В качестве социально отягощенных дефектов психофизического и интеллектуального развития и состояния, имеющих более высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы[36]:

      различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах;

      заболевание алкоголизмом;

      явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

      пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, затрудняющий приобретение необходимой                 информации и социального опыта.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо,  обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны[37]:

      постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.);

      пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;

      бродяжничество, систематические побеги из дома;

      ранние половые связи, половая распущенность;

      виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье,                 терроризирование родителей и других членов семьи;

      привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Полное представление о личности требует выявления и ее положительных сторон. Максимальное использование положи­тельного личностного потенциала необходимо и для достиже­ния целей перевоспитания. К нравственно-положительным ка­чествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, забот­ливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторы­ми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с обычными сверстниками.

Отклонения от нормы в психическом развитии отмечаются среди правонарушителей в несколько раз чаще, чем в возрастной группе в целом. Среди подростков правонарушаюшего поведе­ния преобладают лица с психопатическими чертами личности, задержкой в умственном развитии, страдающие неврозами, а не с тяжелыми и стойкими заболеваниями нервной системы. Значи­тельная часть заболеваний связана с неблагоприятными услови­ями жизни и воспитания либо существенно усугублена ими. Со­гласно данным медицинских и криминологических исследова­ний, в целом психические аномалии не предопределяют распо­ложенность к правонарушающему поведению конкретных ви­дов, они скорее являются основой для социально-психологичес­кой деформации личности. Хотя на индивидуальном уровне конфликтность, импульсивность поведения, связанные с заболе­ванием, могут иметь и решающее значение в совершении пре­ступления.

Значительная часть несовершеннолетних преступников страдает аномалиями психики (порядка 25%). Среди несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, эта доля многократно выше. Наиболее распространенными формами психических анома­лий являются психопатия, невропатические черты и патохарактерологические реакции (повышенная обидчивость, раздражительность, тревожность), пониженный уровень интеллектуального развития. Большинство психических аномалий подростков данной категории вызваны ненормальными условиями воспитания или родовыми трав­мами.

В силу специфики условий формирования личности и соб­ственной социальной практики дефекты правового сознания у со­вершивших преступления несовершеннолетних более распрост­ранены и глубоки, чем у законопослушных сверстников. Наиболее характерным является расхождение между известными им право­выми установлениями и собственным отношением к требовани­ям закона, к практике правового поведения. Так, большинство со­вершивших преступления подростков полагают допустимым на­рушение норм уголовного закона, оправдывая его объективными обстоятельствами, распространенностью правонарушающего по­ведения в обществе, а также низкой вероятностью наказания.

Неодобряемые обществом образцы поведения, негативные ка­чества личности выражены у совершивших преступления в раз­личной степени и достаточно многообразны. Информация о рас­пространенности отдельных типов правонарушителей имеет важ­ное значение для организации и проведения профилактической деятельности различных уровней.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, по характеру мотивации совершения преступлений авторами выделяются следующие типы несовершеннолетних преступников[38]:

- совершающие преступление из озорства, от скуки;

- совершившие преступление под влиянием сверстников, чтобы завоевать или упрочить авторитет;

- совершившие преступление под влиянием взрослых наставников;

- совершившие преступление в силу нужды;

- совершившие преступление при защите от посягательств взрослых.

Подводя итоги, необходимо отметить, что на мотивацию преступного поведения несовершеннолетних суще­ственный отпечаток накладывают особенности подростковой психи­ки: повышенная внушаемость по отношению к авторитетам и юноше­ский негативизм по отношению к лицам, пытающимся осуществить педагогическое воздействие. Среди несовершеннолетних, так же как и среди взрослых, встре­чаются достаточно опасные типы преступников: озлобленные, стре­мящиеся выместить на сверстниках или на гражданах, оказывающих­ся в беспомощном состоянии (в основном на пьяных), обиды, полученные в семье или школе.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних