Зарубежные и отечественные теории причин преступности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы «Зарубежные и отечественные теории причин преступности несовершеннолетних».
Данная работа имеет: Введение, основную часть, состоящую из 2 подзаголовков, теоритическую часть и заключение.
Цель: выявить основные причины преступности несовершеннолетних, охарактеризовать в чем проявляется мотив преступного деяния.

Вложенные файлы: 1 файл

К.р.Юридическая психология 05.01.12г.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен прежде всего для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом. Так, по данным западногерманской полиции, 14% всех арестованных в 2001 г. правонарушителей не имели постоянной работы. Среди преступников, совершивших квалифицированные кражи, безработные составили четвертую часть. Ими было совершено 28% преступлений против личности, 34% разбойных нападений.

В России имеет место рост количества преступлений против жизни и здоровья, совершенных молодыми людьми. Помимо хулиганских проявлений просматривается тенденция участия молодежи в организованных экстремистских акциях. В последнее время в ряде регионов страны активизировались неформальные молодежные группировки националистической направленности, продолжаются нападения на иностранных граждан со стороны «скинхедов», представители ряда радикальных общественных объединений стремятся использовать членов указанных группировок в качестве «боевых структур». И хотя принятыми мерами по противодействию экстремистским проявлениям удалось в большинстве случаев не допустить массовых противоправных действий, очевидно, что правовое регулирование в этой сфере требует дальнейшего развития.

Данный вопрос широко и разнообразно освещен во многих литературных источниках (Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России, Васильева В.Л. Юридическая психология, Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. И др).

Актуальность данного вопроса  обосновывает выбор темы нашей работы «Зарубежные и отечественные теории причин преступности несовершеннолетних».

Данная работа имеет: Введение, основную часть, состоящую из 2 подзаголовков, теоритическую часть и заключение.

Цель: выявить основные причины преступности несовершеннолетних, охарактеризовать в чем проявляется мотив преступного деяния.

    1. Зарубежные и отечественные теории причин преступности несовершеннолетних.

    1. Общие теории причин девиантного поведения.

При рассмотрении причинных теорий девиантного поведения следует различать два подхода или два направления в разработке этой проблематики. Первый подход связан с рассмотрением причин преступности и девиантности как совокупности всех преступлений или девиаций. Второй ориентирован на поиск детерминант отдельных актов противоправного (или отклоняющегося) поведения.

Все причинные теории преступности как статистической совокупности отдельных  преступлений можно разделить на четыре группы в зависимости оттого, какие внешние обстоятельства они рассматривают в качестве общей детерминанты этого феномена1.

1) Причина преступности  и девиантности заключается в  неоднородности и изменчивости  нормативно-ценностной системы общества (теория субкультур, социально-психологический вариант теории контроля). Преступность возникает при отсутствии стабильной нормативно-ценностной системы и поддерживающих ее социальных институтов. Этот процесс сопровождается социальной дезинтеграцией, ослаблением солидарности между людьми и возникновением многочисленных субкультур. Благодаря такой социокультурной неоднородности люди начинают по-разному определять ту или иную ситуацию, что ведет к конфликтам. Преступность — это в разной степени осознанная реакция на чуждую систему ценности.

2) Общей причиной девиантности и преступности является дестабилизация общества (теория дестабилизации В. Реклесса, теория социальных связей, теория социальной дезорганизации, социологический вариант теории контроля и некоторые другие). Стабильному обществу свойственны следующие характеристики: обособленность (относительная изолированность), сравнительно низкая мобильность населения, гомогенность по расовым и культурным признакам, слабое разделение населения на классы, наличие единой системы повседневных правил или общего нравственного менталитета, высокий уровень неформального контроля над членами общества. Нарушение этих характерных для стабильного общества черт ведет к его дестабилизации, в результате чего возникают различные проявления социальной патологии.

3) Причиной девиантности и преступности является:

- стигматизация, этикетирование (Навешивание социальных ярлыков);

- концепция “драматизации зла” (В истории многих стран встречаются народные предания, героями которых становятся отнюдь не самые достойные представители человечества). Ф. Танненбаума;

- социальной идентичности (Э. Эриксон считал, что идентичность личности объединяет в себе  помимо природных задатков, потребностей и способностей, значимые идентификации и постоянные, устойчивые социальные роли);

- вторичной девиации (Поведение, нарушающее социальное правило. В результате нарушителю наклеивается ярлык девианта и постепенно он сам начинает считать себя девиантом);

 Основной тезис данной  группы концепций при объяснении  причин преступности сводится  к следующему утверждению: преступность — это результат социальной оценки поведения и объявления его определенных видов преступными. Все люди совершают правильные и неправильные (в каком-либо отношении) поступки. Но одни из них становятся объектами социального контроля и ответного реагирования, а другие — нет. Тем, кто попадает в поле зрения социального контроля, присваивается стигма (клеймо, ярлык.) “преступник”. Таким образом, социальный контроль порождает стигматизацию, а она, в свою очередь, уже приводит к формированию у стигматизированных индивидов устойчиво преступного или отклоняющегося поведения; образующего в своей совокупности весь “корпус” преступности или девиантности.

4) Глобальной причиной  девиантности и преступности  является социальное неравенство  и стратификация общества (марксистская теория и ее различные вариации: теория конфликта властей, теория неравных возможностей, теория конфликта социальных групп, а также теории экономической депрессии, экономической экспансии и др.)2.

Логическое начало этих теорий можно представить следующим образом. Одним из

 

важнейших критериев прогрессивного развития общества, повышения уровня ее организованности служит разделение и усложнение структуры с увеличением разнообразия элементов. Разделение является следствием глубокого деления труда в ходе общественного развития. Этот протекающий и прогрессивный по своей сути процесс,  влечет и отрицательные последствия в виде социального неравенства и вытекающих из него различий в реальных возможностях удовлетворения людьми своих потребностей (не только жизненных, но и социальных: в престиже, статусе, самоутверждении). Вследствие неравенства возникают социальные конфликты, реакции протеста, которые принимают форму девиантного поведения и преступности.

    1. Теории причин преступности несовершеннолетних. 

 С психоаналитической точки зрения человек оценивается как от рождения асоциальное существо, которое должно быть приручено в процессе социализации. Следовательно, преступление — это дефект воспитания.

В рамках социально-психологического направления исследований выделяются следующие причины преступления: а) усвоение индивидом асоциальных ценностных установок (теория научения, теория дифференцированной связи); б) недостатки социализации, ведущие к неспособности разрешения внутренних конфликтов из-за отсутствия нравственной основы, закладываемой в детстве посредством внешнего контроля (теория контроля, теория социальных связей).

В социологическом направлении  исследований можно также выделить несколько причин: а) влияние делинквентной  субкультуры (теория субкультур); б) конфликт культур, перерастающий во внутренний конфликт, когда человек, будучи причастным к разным социальным группам, ощущает противоречивые требования к своему поведению (теория конфликта, теория диссонанса).

В антрополого-биологической модели преступник понимается как физический или психический урод. Причиной как уродства, так и преступного поведения такого человека являются различные врожденные аномалии (анатомо-физиологические или психические дефекты с генетической обусловленностью) либо приобретенные дефекты вследствие перенесенных заболеваний. Метод борьбы с преступным поведением такого человека — принудительное лечение или изоляция от общества. В современной трактовке данная модель преступника несколько изменилась. По мнению современных представителей биологического направления в криминологии, существует постоянное взаимодействие между врожденными факторами и факторами окружающей среды. Окружающая среда понимается не только в смысле природной среды, но и как совокупность всех социальных условий. Личность представляет собой некую рациональную целостность, состоящую из врожденных задатков и переменных влияния окружающей среды, зачастую выбираемой осознанно, а окружение человека в прошлом продолжает оказывать влияние на его личность в настоящем. По мнению сторонников данной модели личности преступника, преступное поведение может быть детерминировано следующими врожденными задатками: конституциональным предрасположением; хромосомным и эндокринным предрасположением; отставанием или опережением развития в период полового созревания, а также повреждением головного мозга в детстве; низким уровнем социального интеллекта как способности понимать мысли, чувства и намерения других людей и предугадывать их действия.

Представители психопатологии и клинической криминологии видят причины преступления в неспособности преступника приобрести рефлекс страха перед наказанием вследствие либо врожденных повреждений мозга, либо недостатков воспитания в семье в ранний период жизни; в особом типе криминальной личности, которая соединяет в себе чрезмерный эгоцентризм, агрессивность, эмоциональное безразличие, неспособность к адаптации, а также импульсивность, упрямство, недоверчивость, деструктивность и равнодушие к мнению других.

Сторонники теории агрессии считают преступное поведение реализацией врожденного инстинкта агрессии (К. Лоренц) или Танатоса — инстинкта смерти (3. Фрейд), а также результатом недостаточного развития центров торможения в коре головного мозга у психопатов.

В уголовно-правовой модели личность преступника предстает как актор, который, как правило, совершает преступление в силу собственного произвольно принятого решения как акта свободной воли. Решение может быть осознанным или подсознательным (неосознанным), но оно имеет место, и потому преступный акт, как правило, всегда является продуктом свободной воли. Исключением из этого правила является случайное преступление, учитываемое в уголовно-правовом понятии “казус”. Отдельно учитываются также те случаи, когда нарушение совершено человеком, который не может считаться субъектом свободной воли — эти случаи объединяются в понятии “невменяемость”. Те случаи, когда преступление было совершено в условиях определенного давления извне, учтены в понятиях “смягчающие вину обстоятельства” и “обстоятельства, исключающие уголовную ответственность”. В соответствии с уголовно-правовой моделью, поскольку преступник — это сознательно действующий субъект, то общество имеет полное право оценить его поступок и, соответственно, воздать по заслугам. Воздаянием являются все меры, предусмотренные в уголовном законодательстве: от условного осуждения и взыскания штрафа до пожизненного заключения в тюрьму и смертной казни.

При рассмотрении причин преступности несовершеннолетних можно опираться  на одну из существующих концепций  или моделей личности преступника. Однако при этом могут остаться без внимания другие детерминанты преступного или девиантного поведения. В криминологии и девиантологии пока не разработана синтетическая модель, которая могла бы на единой основе объединить все существующие объяснительные теории преступности. Между тем, одна теория, как нам представляется, имеет большой потенциал не только для объединения различных подходов в объяснении преступности, но и для развертывания превентивных мероприятий, имеющих целью минимизацию вреда как от самого явления преступности, так и от государственного и общественного контроля, ориентированного на пресечение различных видов нежелательного поведения в социуме. Речь идет о теории преступной (девиантной) карьеры.

Данная концепция базируется на тезисе о том, что человек не рождается преступником, а становится им, медленно втягиваясь (соскальзывая) в преступный стиль жизни. При этом так называемые “нормальные” люди имеют самое непосредственное отношение к формированию девиантной карьеры, поскольку именно они через стигматизацию подталкивают некоторых представителей своего вида к пропасти, разделяющей стигматизированных и тех, кто не имеет клейма “делинк-вент” или “преступник”.

Формирование преступной карьеры  проходит несколько стадий или этапов3.

Первый этап начинается с самых  простых вещей: отсутствие или ослабление психологического контакта между родителями и ребенком, неудачи в школе, ссоры  со сверстниками, конфликты с учителями и т.д. Основания для возникновения такой ситуации могут быть самые разные: жестокое обращение с ребенком в семье; невнимание учителей и их нежелание понять специфический мир ребенка; агрессивность и отсутствие дружелюбия в окружении ровесников; внутренние переживания ребенка, связанные с формированием его мировоззрения; доминирование в семье и в школе наказывающих методов воспитания и т.д. Таким образом, первый толчок для начала развития преступной карьеры дает ближайшее окружение подростка — либо равнодушное и холодное, либо агрессивное и жестокое.

Информация о работе Зарубежные и отечественные теории причин преступности несовершеннолетних