Особенности предупреждения преступности в городе Москве сотрудниками органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Проблема преступности всегда занимала одно из первых мест среди наиболее острых проблем, тревожащих общественное мнение. Во второй половине XX в. в разных государствах ее ставили по значимости на второе-третье место. О ней, как правило, высказываются все, полагая, что ее решение доступно всем. Большинство политиков, стремящихся к власти, прежде всего обещают покончить с разгулом преступности. Выступления политиков, общественных деятелей, материалы средств массовой информации всегда воспринимаются с живым интересом. Это понятно, поскольку затрагиваются жизненно важные, касающиеся каждого человека вопросы. При этом, как правило, освещается наиболее очевидное в проблеме преступности, заметное многим, нередко высказываются взгляды, довольно распространенные в общественном мнении, тут же предлагаются определенные решения. Эти решения на первый взгляд кажутся и вполне радикальными, и реализуемыми в короткий срок.

Содержание

Введение
Глава 1. Криминологические особенности преступности в городе Москве.
1.1. Понятие преступности, как социально-правового явления, ее основные характеристики.
1.2. Криминологические особенности преступности в городе Москве.
1.3 Социально-демографическая характеристика преступности г. Москвы.
Глава 2. Особенности предупреждения преступности в городе Москве сотрудниками органов внутренних дел.
2.1. Понятие предупреждения преступности, виды предупреждения преступлений, цели и принципы предупреждения преступлений.
2.2. Особенности предупреждения преступности в городе Москве сотрудниками органов внутренних дел.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Криминология.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

в) уголовно-правовая и уголовно-исполнительная — осуществляемая в отношении лиц, совершивших преступления и нуждающихсяв исправлении и перевоспитании;

г) виктимологическая — направленная на лиц, которые могут стать жертвами преступления.

     Как и любая социальная система, система предупреждения преступлений включает объекты и субъекты воздействия, применяемые ими при этом меры, а также механизм их реализации, предполагающий правовое, научное, информационно-аналитическое,организационно-методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение.

      На основе анализа  литературы, посвященной определению  объектов, на которые направлено предупреждение преступлений, автор выделяет ряд наиболее распрастранненых объектов предупреждения. К ним относятся:  

- причины и условия, которые  способствовали совершению преступлений (к  примеру, низкий социальный  или материальный уровень жизни человека, ревность, обида,  и т.д.), а также определенные негативные явления и процессы, происходящие в обществе, которые отрицательно сказываются на конкретном человеке и способствуют совершению им преступления (например, экогомический кризис, который приводит к сокращению рабочих мест, как следсвие, рост безработицы, алкоголизма и т.д.)

- юридические и физические лица, в отношении которых, с воотвествии  с законодательством, осуществляется  конроль за соблюдением установленных  правил, нормативов, стандартов;

- лица с устойчивым противоправным  поведением, а также лица, замышляющие  совершение пресплений, осуществляющие  приготовление к нему и покушение  на преступление;

- лица, в отношении которых осуществляется  контроль за соблюдением, установленных, в соотвествии с законодательством, ограничений;

-  лица, привлеченые к отвествености  за совершение преступлений;

- лица с виктимным поведением (так называемый "синдром жертвы", когда человек сам настраивает  себы на то, что являетсся потенциальной жертвой различных противоправных воздействий и тем самым провоцирует других на совершение преступлений) .

      Все элементы предупреждения преступлений, его уровни, формы и виды в реальной действительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной и целенаправленной деятельности определенных субъектов, которыми в широком социологическом плане являются общество в целом, коллективы трудящихся, отдельные социальные группы и индивиды; в социально-политическом плане — государство, государственные органы, общественные организации, граждане.

   Говоря о структуре предупреждения  преступления, естественно невозможно  не остановится на понятии  субъектов предупреждения. Субъектами предупреждения преступлений являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане, которые в своей деятельности целенаправленно осуществляют, на различных уровнях и в различных масштабах, руководство, планирование, а также реализацию мероприятий по предупреждению преступлений, контролируют обеспечение этой реализации. Субъекты предупреждения преступлений имеют в этой сфере определенные права и обязанности и несут ответственность за решение возложенных на них задач. При этом нужно отметить, что деятельность по предупреждению преступлений отличается высокой степенью дифференциации по задачам, масштабу, правомочиям, формам и методам, степени специализации.

   К субъектам государственной системы предупреждения преступлений относятся:

- органы законодательной и исполнительной власти (как федеральные, так и на местах);

- межведомственные комиссии по предупреждению преступлений, координирующие деятельность субъектов предупреждения преступлений;

- органы прокуратуры;

- органы юстиции и учреждения Федеральной службы исполнения наказания; - органы внутренних дел;

- органы Федеральной службы безопасности;

- органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;

- органы Федеральной таможенной службы и другие органы, непосредственно осуществляющие в пределах своей компетенции предупреждение преступлений.

       К субъектам  системы предупреждения преступлений  относятся также различные общественные  организации, проводящие работу  с различными группами и сообществами, направленную на общее оздоровление социальной обстановки.

     Современные подходы к  предупреждению преступлений получили свое развитие и закрепление в ряде нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующую деятельность правоохранительных органов (например, Приказ МВД России от 31.12.2012 г. № 116623). В них, в частности, отмечается, что предупреждение преступлений — одно из приоритетных направлений борьбы с преступностью, основными задачами которой являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иныхпосягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

     Борьба с преступностью  включает самые разнообразные  средства и методы воздействия  на преступность. Однако основным  средством должно быть, и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности предупреждения  преступности в городе Москве  сотрудниками органов внутренних  дел.

     Центральное место в системе специальных субъектов  профилактики преступлений в городе Москве, как и во всем мире, занимают органы  внутренних  дел.  На основе изучения и анализа законодательства Российской Федерации, автор выделяет основные аспекты деятельности внутренних дел по предупреждению преступности:

1) органы внутренних дел, в отличие от других субъектов профилактики, влияют на достаточно широкий круг объектов предупредительной деятельности;

2) органы внутренних дел  активно  взаимодействуют   с   всеми   другими   субъектами профилактики  и предупреждения, предоставляя  им информацию о криминогенной обстановке в регионе, выявленные детерминанты  преступлений   и   лиц,   которые   требуют   индивидуального профилактического влияния, а также методическую  и  практическую  помощь  в проведении разных предупредительных мер;

3) органы внутренних дел не  только  сами  ликвидируют  криминогенные факторы, но и, в установленном законом порядке,  выдвигают  другим  субъектам профилактики требования относительно необходимости выполнения возложенных на них  функций в сфере укрепления правопорядка;

4) органы внутренних дел осуществляют  предупредительную  деятельность  на всех уровнях, используя при  этом широкий арсенал методов  и средств,  как гласных, так  и оперативных. И вдобавок, в их  структуру входит  ряд  служб  и подразделений, для которых одним из главных направлений деятельности является профилактика и предупреждения преступлений (отделения по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции)24.

         Анализ  действующего законодательства  и ведомственных нормативных  актов МВД  Российской  Федерации, а также законодательных актов Правительства города Москвы25,  дает   возможность   назвать   следующие  основные направления предупредительной деятельности органов внутренних дел города Москвы. Это:

- участие органов внутренних дел города Москвы в обеспечении общественного порядка, охране  государственной и частной собственности, конституционных прав и свобод граждан,  перекрытие каналов незаконного обогащения;

- предупреждение различных преступных  проявлений в обществе, особое место среди которых занимают организованная и профессиональная  преступность,  как наиболее опасные ее виды;

- предотвращение пьянства,  наркомании,  проституции,  распространения

вируса СПИДа, которые не только  пагубно  влияют  на  здоровье  и  моральное состояние людей, наносят значительный материальный  ущерб обществу, но и толкают индивидов на совершение преступлений;

- предупреждение  преступлений  среди  несовершеннолетних,  в  первую очередь  таких,  как  кражи,  грабежи,  разбои,   изнасилование,   убийства, хулиганство,  угоны  транспортных  средств.  Несовершеннолетние  преступники дают максимальный, сравнительно с другими  категориями  осужденных,  процент рецидива, формируя тем самым  тенденцию  к  его  возрастанию  на  много  лет вперед;

- борьба с рецидивной преступностью;

- предупреждение преступлений  в сфере экономических отношений.  Кризис производства,   инфляция,    несовершенное    налоговое    законодательство, безработица являются  теми  факторами,  которые  порождают  теневую  экономику  и мафиозные  структуры.  Этот  вид  преступности  представляет  прямую  угрозу национальной безопасности;

- предотвращение преступлениям  в  сфере  семейно-бытовых  отношений  и тех, которые совершаются в  парках, на улицах и других  общественных  местах, в особенности в вечернее и ночное время;

- предупреждение неосторожных (прежде  всего транспортных) преступлений  и  преступлений  против  окружающей  среды,   которые   причиняют   обществу значительные убытки.

        Многочисленность  и разнохарактерность мероприятий  как  общей,  так  индивидуальной  профилактики преступлений органами внутренних дел города Москвы, исключают возможность их   исчерпывающего перечисления. Речь может идти лишь про  их  классификацию  и  определение особенностей  каждого  выделенного  класса.       

        Главными  основаниями  такой классификации  являются субъекты и объекты  профилактики преступлений, ее задача,  формы  и методы,  степень  правового  регулирования  предупредительной  деятельности26.

      Мероприятия по  профилактики и предупреждению преступлений, совершаемых в городе Москве, проводимых органами внутренних дел, подразделяются на мероприятия общей профилактики и мероприятия индивидуальной профилактики преступлений.

  Мероприятия общей профилактики  преступлений по субъектам,осуществляющим меры по предупреждению преступлений, делятся на общие - это мероприятия обуществляемые теми субъектами профилактики, для которых деятельность по предупреждению преступлений не является основной (к примеру, общественные организации) и специальные мероприятия, осуществляемые уполномененными на то органами (в частности, органами внутренних дел).

      Мероприятия общей  профилактики преступлений могут  быть направлены как и отдельные  виды совершаемых в Москве  преступлений (например экономические преступления или преступления совершаемые несовершеннолетними), так и комплекс  преступлений и преступных намерений.

      Мероприятия по  предупреждению преступлений призваны  решать задачи как по выявлению  детерминатов преступлений и  осуществление мер по устранению (нейтрализации) этих детерминатов.

   В изученной литературе  приведена класификация мероприятий  по предупреждению преступлений  по организационной форме, в соотвествии  с которой данные мероприятия  подразделяются на меры-сигналы  и  меры-действия.    

    Далее приведено краткое  определение данных мер. "...Меры-сигналы  -  информация  о  необходимости  целенаправленного   влияния   на выявленные   криминогенные   факторы.   Эти   мероприятия,   как правило, осуществляются  специальными  субъектами   предупредительной   деятельности.

    Другие субъекты выполняют  меры-действия, то  есть  непосредственно  работают над устранением  выявленных  детерминантов  преступлений..."27

     Олнако автор не  совсем согласен с данным определением. По его мнению,  так называемые меры-сигналы, то есть выявление лиц с ассоциальным, противоправным поведением в равной степени осуществляется всеми субъектами профилактики преступлений, а порой  субъекты профилактики, для которых деятельность по предупреждению преступлений не является основной, быстрее и эффективнее могут распознать личность, способную на противоправные действия (к примеру, школы, трудовые коллективы).   

  Меры-действия, в свою очередь, по смыслу можно разделить  на: организационные, экономические, правовые, моральные, технические (подбор и расстановка  кадров,  эффективное использование патрульно-постовой службы, усовершенствование  бухгалтерского учета, использование современных вычислительных  устройств,  сигнализации  и т.п.);

       Еще одна разновидность мероприятий по предупредлению преступлений - по степени правового урегулирования. В данном контексте они подразделяются на мероприятия  правового  и неправового характера28.        

     Например,  мероприятия,  которые  осуществляются  в границах   уголовно-процессуальной   деятельности   или общего надзора прокуратуры,  являются  правовыми,  а мероприятия, осуществляющиеся  в  сфере  хозяйственной или культурно-воспитательной деятельности — неправовыми.

Информация о работе Особенности предупреждения преступности в городе Москве сотрудниками органов внутренних дел