Особенности борьбы с организованной преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ вопроса организованная преступность и рассмотрение особенностей борьбы с ней.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и признаки организованной преступности.
2. Изучить особенности борьбы с организованной преступностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Криминалогия.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В контрольной работе будет исследована тема «Особенности борьбы с организованной преступностью».

Актуальность выбранного вопроса заключается в том, что  в настоящее нестабильное время, а также с  учетом практики дефолта 90-х годов, которые способствуют увеличению организованной преступности, которая влияет за счет своих неправомерных методов на экономику, сферу национальных отношений, политику, а также стремится контролировать управленческие и хозяйственные структуры, поэтому борьба с данным видом преступности является неотъемлемой частью не только правительства, но и также общества.

Цель данной работы является изучение теоретических основ вопроса организованная преступность и рассмотрение особенностей борьбы с ней.

Для  решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и признаки организованной преступности.
  2. Изучить особенности борьбы с организованной преступностью.

Объектом исследования работы является  организованная преступность согласно УК РФ.

Предметом исследования является особенности борьбы с организованной преступностью согласно УГ РФ.

Структура работы: контрольная  работа состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав, заключения и библиографического списка.

При выполнении контрольной  работы были использованы: УК РФ,  учебные пособия по исследуемому вопросы и электронные ресурсы.

 

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

 

Понятие «организованная преступность» связано с такими понятиями, как «организованное преступление», «организованная группа», «организованная преступная деятельность», «преступное сообщество». Везде употребляются слова «организация», «организованный».

Слово «организовать» произошло от греческого organon и французского organiser. Organon буквально означает «орудие, инструмент», a organiser переводилось на русский язык как «устроить, соединить в одно целое, упорядочить что-либо, придать чему-либо планомерность»1.

Субъектами организованной преступности могут быть и отдельные люди, и группы людей. При совершении несколькими лицами не просто преступления, даже и самого тяжкого, а организованного преступления, то им необходимо предварительно объединиться и согласовывать свои действия при подготовке, покушении и совершении преступления. Так возникает организованная группа2.

Согласно п. 3 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. В отличие от группы лиц по предварительному сговору  признание организованной группы предполагает ее устойчивость и предварительное  объединение участников с целью  совершения преступлений.

Сущность организации  определяется непременным наличием в данной группе пяти признаков: сбор и передача информации, нейтрализация  действий правоохранительных институтов, использование основных социально-экономических служб, существование внутренней структуры, определенная внешняя «законность» действий'3.

Таким образом, с одной стороны, преступная организация имеет внутреннюю структуру, с другой – заботится о своем внешнем облике, стремится выглядеть легитимно и при этом непременно уделяет внимание специфическому взаимодействию с институтами государства.

Пункт 4 этой же статьи признает преступление совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для  совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп.

Если для признания  преступной группы организованной достаточно таких признаков, как устойчивость и объединение заранее ее участников общей целью совершения любых  преступлений, то преступное сообщество характеризуется сплоченностью  ее участников, преследующих цели совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

 

 

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ

С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

В РФ предусматривается уголовная  ответственность за совершение преступления организованной группой лиц.

Согласно ч. 4 ст. 15 Уголовного кодекса тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусматривается наказание от 5 до 10 лет лишения свободы, а особо тяжкими преступлениями, согласно ч. 5 этой же статьи, - умышленные деяния, за совершение которых установлено наказание свыше 10 лет лишения свободы и более строгое наказание.

Созданное для совершения тяжких и особо тяжких преступлений объединение организованных групп  также согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ представляет собой преступное сообщество. Правоохранительные органы имеют правовой инструмент по борьбе с организованной преступностью.

Значительное внимание в  Уголовном кодексе уделяется  организатору, создавшему организованную группу или преступное сообщество. В ст. 33 УК РФ при определении видов  соучастников преступления закрепляется, что организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.

Согласно ч. 5 ст. 35 УК РФ такое  лицо (организатор) подлежит уголовной  ответственности за саму организацию  преступных структур и руководство  ими в случаях, предусмотренных  соответствующими статьями Особенной  части Уголовного кодекса, а также  за все совершенные этими структурами  преступления, если они охватывались его умыслом. К ним относятся: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), бандитизм (ст. 209), организация  преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), вооруженный мятеж (ст. 279), то есть преступления, посягающие на общественную безопасность и основы конституционного строя страны.

Что касается организаторов  преступных сообществ и организованных групп, совершающих иные преступления, то они несут уголовную ответственность  за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых создана  преступная структура, по п. 3 ст. 30, ст. 34 и соответствующей статье Особенной  части Уголовного кодекса. 
В ч. 7 ст. 35 устанавливается, что совершение преступления организованной группой или преступным сообществом влечет более строгое наказание, на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. Кроме того, в п. «в» ч. 1 ст. 63 закрепляется, что совершение преступления в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) признается обстоятельством, отягчающим наказание.

Следовательно, даже в тех случаях, когда совершение преступления организованной группой не предусмотрено в диспозиции конкретного состава преступления, суд обязан учесть это обстоятельство как отягчающее ответственность.

Как пишет источник, законодатель оставил за пределами Уголовного кодекса отдельные предложения науки и практики, законодательное разрешение которых способствовало бы усилению борьбы с организованной преступной деятельностью. В частности, он говорит о проблеме правовой защиты лиц, выполняющих специальные задания по разоблачению организованной преступной деятельности в соответствии с Федеральным законом об оперативно - розыскной деятельности4.

Негласная деятельность лиц, выполняющих специальные задания, всегда связана с риском участия  в противоправных деяниях, при вынужденном  совершении которых такие лица нуждаются  в правовой защите. В этой связи  автор говорит о целесообразности внесения изменений в ст. 42 Уголовного кодекса РФ и п. 1 ее изложить в следующей редакции: «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа и распоряжения, а также вынужденно совершенное при выполнении специального задания по защите лиц, государственных и общественных интересов от тяжких преступлений, в связи с которыми проводятся оперативно - розыскные мероприятия».

Оставление данной проблемы в неразрешенном состоянии может серьезно затруднить и осложнить реализацию мер борьбы с организованной преступностью, предусмотренных ст. 6 Федерального закона об оперативно - розыскной деятельности (оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и др.).

Большое место проблемам  борьбы с организованной преступностью  отводится и в Особенной части  Уголовного кодекса. По семидесяти видам  преступлений, нормы ответственности  за которые содержатся в шестнадцати  главах Уголовного кодекса, устанавливается  повышенная уголовная ответственность  лиц, совершивших эти преступления в составе организованной группы.

Устанавливая повышенную ответственность за совершение деяний организованной группой, законодатель обеспечивает комплексный подход к  реализации задач превенции в  борьбе с организованной преступностью  в различных сферах проявления интересов  личности, общества и государства. При  этом основной акцент делается на борьбу с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, которые составляют 71,4% преступлений с квалифицирующим признаком совершение преступления организованной группой»5.

Наибольший удельный вес  среди тяжких и особо тяжких преступлений этой категории составляют деяния, которые условно можно разделить  на 4 основные группы6:

  1. преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  2. преступления против собственности;
  3. преступления в сфере экономической деятельности;
  4. преступления против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности.

В Уголовном кодексе также уделяется внимание и борьбе с проявлениями организованной преступной деятельности при совершении отдельных категорий преступлений небольшой и средней тяжести, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно двух и пяти лет лишения свободы. В их числе такие преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141, ч. 2, п. «в»); нарушение изобретательных и патентных прав (ст. 147, ч. 2); причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165, ч. 3, п. «а»); незаконное предпринимательство (ст. 171, ч. 2, п. «а»), и др.

Таким образом, можно увидеть комплексный подход законодателя к решению проблем борьбы с организованной преступностью. Криминализация и введение в Уголовный кодекс новых, неизвестных прежнему уголовному законодательству составов преступных деяний, связаны с формированием рыночных отношений в нашей стране и демократизацией общества. С этой точки зрения, уголовно - правовые задачи пресечения организованной преступной деятельности соответствуют процессу формирования новых экономических и социально - политических отношений в России.

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных  общеорганизационных, предупредительных  и правоохранительных мер. Среди  них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и специальные меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе.

Основной объект борьбы согласно специальным мерам – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

В 1987–1988 годах высшие государственные  органы бывшего Советского Союза, основываясь  на данных криминологов, приняли решение  о создании в системе МВД подразделений  по борьбе с организованной преступностью. Принятое решение не было обеспечено в правовом отношении, в основном решалась задача успокоить общественное мнение. В связи с этим для образования подразделений по борьбе с организованной преступностью какие-либо материальные и денежные ресурсы выделены не были, все делалось в основном путем использования внутренних резервов МВД7.

Были созданы так называемые Шестые подразделения в МВД СССР, большинстве союзных и автономных республик, краев и областей. В  некоторых МВД и УВД Шестые управления, отделы находились в составе  Главных управлений и управлений уголовного розыска. Иные руководители МВД считали, что в создании подразделений  по борьбе с организованной преступностью нет необходимости. В основном Шестые управления были малочисленны и не представляли какой-либо серьезной силы8.

Они занимались в основном борьбой с преступными группировками рэкетиров, которые составляли видимую часть организованной преступности. Скрытой частью этого криминального явления эти подразделения почти не занимались. Не было сил, средств, да и партийно-хозяйственная номенклатура не хотела этого.

После принятия Указа Президента СССР от 4 февраля 1991 года «О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами» носил в основном декларативный характер9.

Также не было материального и ресурсного обеспечения на государственном уровне, в основном все делалось за счет системы МВД и бюджетов местных органов власти. Подразделения по борьбе с организованной преступностью, как правило, занимались преступными группировками общеуголовной направленности, раскрытием тяжких преступлений, криминальный бизнес и теневые структуры оперативным проникновением охвачены почти не были. Отсутствовала борьба и, на международном уровне.

Информация о работе Особенности борьбы с организованной преступностью