Нравственные качества следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – показать, какие проблемы психологического

характера порождает следственная практика и в какой мере она зависит от

психологических особенностей личности следователя .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Структура, психологические основы деятельности следователя….5

1.2 Психологические особенности личности следователя…………………..7

Глава 2. Процесс формирования и подготовки работников следственного аппарата………………………………………………………………………….17

2.1. Инвариантная модель личности следователя……………………………17

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственные качества следователя.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ  

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Структура, психологические основы деятельности следователя….5

1.2  Психологические  особенности личности следователя…………………..7

Глава  2. Процесс формирования и подготовки работников следственного аппарата………………………………………………………………………….17

2.1. Инвариантная  модель личности следователя……………………………17

Заключение………………………………………………………………………26

Список  использованной литературы…………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Становление и развитие следственного аппарата в органах   внутренних

дел  бывшего СССР и Российской Федерации   представляют,  по  моему  мнению, не только  исторический  интерес.  Знание  этой   истории  дает  возможность руководителям органов предварительного следствия всех  степеней  проследить, что краеугольным камнем их деятельности в течении сорока  лет  существования органов предварительного следствия в  системе  министерства  внутренних  дел была забота об обеспечении точного  и  строгого  соблюдения  закона,  и  это позволило  выполнить  важную  задачу  уголовного  судопроизводства:   каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому  наказанию,  и ни один невиновный не должен быть привлечен к  уголовной  ответственности  и осужден.

         Следственный  комитет при МВД  РФ в рамках  ведомственного  контроля систематически поднимал роль и значение начальников следственных  отделов  и приравненных к ним по закону лиц (п.6а ст. 34 УПК РСФСР). Сегодня  начальник следственного  отдела  (управления)  –  это  самостоятельная  процессуальная фигура,  а  по  занимаемой  должности  –  заместитель  руководителя   органа внутренних дел любого  уровня,  имеющий  соответствующие  организационные  и дисциплинарные полномочия. Его статус закреплен  в  Положении,  утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года № 1422  и  ст.

39 УПК  РФ.

         Это   позволяет   на   более   высоком   уровне   решать   проблемы

взаимодействия,   возникающие   в   процессе   раскрытия   и   расследования

преступлений, объединять усилия трех независимых,  самостоятельных  друг  от друга в правовом и структурном отношениях служб: следственной, оперативно  – розыскной и криминалистической.

        В современных условиях следователь  не  может  работать  в  одиночку, раскрывая  преступления  «в  духе   Шерлока   Холмса»   только   с   помощью дедуктивного  метода.  Конечно,  умение  анализировать  существо  явлений  и характеры людей  –  качество,  необходимое  каждому  следователю,  однако  в настоящее время для раскрытия  преступлений  этого  явно  не  достаточно.  В приказе МВД РФ № 334 1996 года «Об  утверждении  инструкции  по  организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в  расследовании и  раскрытии  преступлений»  прописаны   основные   задачи   взаимодействия, нормативно  –  правовая  основа  взаимодействия  и  основные   принципы    и организационные формы взаимодействия.

         Несмотря на  персональную  ответственность   следователя   за  дело, находящееся  в  его   производстве,   раскрытие   преступлений   все   более становиться  коллективной  деятельностью,  успех  которой  тесно  связан   с организацией  взаимодействия  между  людьми,  осуществляющими   эту   важную работу. При чем три службы в вопросах раскрытия преступлений  и  изобличении виновных, как отмечалось, действуют в  качестве  самостоятельных  партнеров, несущих ответственность за  конечный  результат  –  установление  истины  по делу.

           Происходящие  процессы  обязывают руководителей  предварительного следствия, органов внутренних дел  обращать  особое  внимание  на  повышение профессионализма следователей: ведь  для  того,  чтобы  стать  следователем, способным расследовать сложные  дела,  раскрывать  запутанные  преступления,

         Чем выше  в служебной иерархии  стоят следователи,  тем на  мой взгляд,  они  должны  быть  белее  глубокими  специалистами  в  своем  деле. Расследование и  раскрытие  преступлений  должны  возглавлять  именно  такие специалисты.

        Цель  моей  работы  – показать,  какие проблемы   психологического

характера порождает следственная практика и  в  какой  мере  она  зависит  от

психологических особенностей личности следователя . 

Глава 1. Структура, психологические основы деятельности следователя  

        Профессиограмма   следователя   представляет   собой    сложную    и иерархическую   структуру,   в   которой   все   стороны    профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения  представлены  во взаимной связи или зависимости.

        Каждая из сторон профессиограммы отражает,  во–первых,  определенный цикл  профессиональной  деятельности,    а  во-вторых,  в  ней   реализуются личностные качества, навыки, умения, а также  знания,  которые  обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

        В  основе  профессиограммы   лежит  поисковая  сторона   деятельности, которая реализует стремление  к  раскрытию  преступления  и  заключается   в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.

       Особое значение поисковая сторона  деятельности следователя  имеет   на первом  этапе  расследования.  Сущность  ее  заключается   в   вычлении   из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы  преступников, потерпевшего, оружия, орудий преступления и т.д.), которая дает  возможность с достоверностью  реконструировать  событие  преступление  с  такой  степени точности, как этого требует закон1.

        Осматривая место происшествия, следователь ищет ответы  на  вопросы:

что здесь произошло, какие следы оставило это событие. В правильном  решении этих задач, велика  роль  личностных  факторов:  во-первых,  это  задатки  и способности  следопытов,  далее  имеет  значение  криминалистические  знания (учение о следах, способах совершения преступлений),  профессиональный  опыт (навыки вычленения опорных точек и построения  контура события),  жизненный опыт. Эффективность процесса  сбора  доказательств  в  значительной  степени зависит от знаний следователя информационных свойств различных  материальных объектов, от его индивидуального информационного запаса.

         На допросе нередко решается судьба допрашиваемого и судьбы  других людей. Идет  борьба  умов.  Победить  в  этой  борьбе  следователю  помогают специально полученные  знания  в  области  психологии  и  тактики  допросов, мастерство, проявляющееся  в  профессиональных  умениях  и  навыках  ведения допроса.

            Следователь   должен   уметь   организовать   свое   психическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой  и эмоциональной сферой и – в рамках закона – эмоциями допрашиваемого.

          Вся полученая в результате  поисковая и коммуникативная   информация

следователя  или  дознавателя  в  процессе  удостоверительной   деятельности

преобразуется  в  специально  предусмотренные  законом   формы: протоколы, постановления и т.д. Для этого следователь должен хорошо владеть  письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

            На  следующем  уровне  следователь  выступает  как   организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается  их  реализации и при этом выступает в  качестве  организатора  деятельности  многих  людей. Практическая работа ставит  его  ежедневно  в  положение  сдающего  экзамен, требует особой собранности, точности и организованности.

            На   следующем   уровне   находится   реконструктивная   сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики,  это  блок  переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий  и специальный интеллект  следователя.  Современный  следователь  должен  очень много  знать:  уголовное  право,   уголовный   процесс,   криминалистику   и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко  не  полный поручень научных дисциплин,   на  которые  опирается  специальный  интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижению гипотез,  версий и разработке планов расследования.

      Завершает структуры  профессиограммы   социальная  сторона,  в  которой следователь предстает  как  организатор  борьбы  с  преступлениями  в  своем районе или на участке. Центр тяжести в борьбе  с  преступностью  переносится им  на выяснение ее причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

        

  1.2  Психологические  особенности личности  следователя. 

       Следственная работа относится  к тем видам деятельности, успех  и  даже выдающиеся достижения, в которых более связаны  с  общим  высоким  развитием личности, чем со специальными способностями.

        Для  того,  что  бы  быть  следователем,   не   требуются   какие-то специальные природные задатки. Все же способности,  которые  необходимы  для данной  работы,  являются  благоприобретенными.  Неспособность  же   к   ней обусловлена не отсутствием задатков,  а  особенностями  воспитания,  в  ходе которого не были сформированы необходимые качества.

        В  связи  со  сказанным   представляется  необоснованной   постановка

вопроса о наиболее предпочтительном  для  следственной  работы  типа  высшей нервной  деятельности  или  темперамента.   Так,  Т.  Богдан полагает,  что холерический и  меланхолический  темпераменты  принципиально  противоположны для судебно-следственной работы.

       Следует отметить, что на следствии   успешно  работают  следователи с различными темпераментами.

       Свойства темперамента служат  основой  для  выработки   индивидуальных стилей работы следователя, который  с  одной  стороны  приспосабливает  свою психику к условиям  работы,  а  с  другой  стороны  приспосабливает  условия работы к своей психике.

        Отличия  в  характере   способностей  появляются   при   производстве различных  следственных  действий,  применении  тактических  приемов.   Один следователь лучше  допрашивает,  но  хуже  работает  с  документами.  Другой возмещает   ограниченность   своих   способностей   отличной    работой    с вещественными  доказательствами,  острой  наблюдательностью  при  осмотре  и обыске. Обладая посредственными способностями в поисках, первый  следователь предпочтет добиться от самого обвиняемого показаний о месте сокрытия  нужных предметов и т.д.

        Склонность  следователя  к   выполнению  определенного  вида  работы, расследованию  определенной  категории   дел,   в   которых   полнее   всего проявляются его способности, нельзя игнорировать.

         Психологической    наукой    сформулированы    основные    принципы профессионального отбора. Вкратце они сводятся  к  следующему.  Должно  быть установлено,  какие  качества  являются  профессионально  необходимыми   для успешного выполнения той или иной работы. Затем устанавливаются методы,  при помощи которых определяются,  обладает  ли  человек  требуемыми  качествами.

     Избранный  метод  применяется  к  специалистам,  пригодность   которых   уже доказана  их  работой  (пробные  испытания).  После  этого  опробованный  на практике метод применяется к  остальным  проверяемым  (отборные  испытания)2.

     Результаты   определения   профессиональной    пригодности    контролируются дальнейшими  наблюдениями  за  работой   молодого   специалиста.   Поскольку правильность прогноза не может быть сразу  же  проверена  на  первых  порах, целесообразно  выявлять  и  фиксировать  такие   психологические   качества, которые  лишь   с   небольшой   вероятностью   могут   рассматриваться   как благоприятствующие овладению данной профессией3.

Информация о работе Нравственные качества следователя