Нравственные качества следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – показать, какие проблемы психологического

характера порождает следственная практика и в какой мере она зависит от

психологических особенностей личности следователя .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Структура, психологические основы деятельности следователя….5

1.2 Психологические особенности личности следователя…………………..7

Глава 2. Процесс формирования и подготовки работников следственного аппарата………………………………………………………………………….17

2.1. Инвариантная модель личности следователя……………………………17

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственные качества следователя.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

     При планировании самоконтроля  необходимо предусматривать его непрерывность и вариативность.

        Наукой   и   практикой   выработаны   требования,   которым   должен

удовлетворять план работы:

     1.    Максимальная   обоснованность   плана,   имеющегося   в   распоряжении следователя информацией относительно  существенных  компонентов  будущего действия:   условий   предстоящей   работы,   участников,    препятствий, способствующих факторов, ожидаемых событий.

     2.   Реальность,  выполнимость  плана.  Он  должен  исходить  не  из  благих пожеланий, а из точного расчета и учета реальных возможностей.

     3.   Индивидуальность  плана,  его   пригодность  для  данной   работы,   для расследования определенного дела или группы дел.

     4.  Гибкость и подвижность плана.

     5.  Непрерывность плана.

     6.  Последовательность, согласованность  и взаимосвязь отдельных  его  частей по  месту,  времени,   исполнителям,   ожидаемым   результатам   и иным показателям.

   Эффективность, способность обеспечить  решение тех задач, для которых  он разрабатывается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Процесс формирования и подготовки работников следственного аппарата 

  2.1. Инвариантная модель личности следователя  

      В  результате,  наши  исследования  позволили  нам  воссоздать  модель личности  следователя,  которая  представляет  собой сложную иерархическую структуру, в которой все  стороны  профессиональной  деятельности,  а  также личностные качества, навыки  и  умения  представлены  во  взаимной  связи  и зависимости, что можно выразить Каждая из сторон  профессиограммы  отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а  во-вторых,  в ней  реализуются  личностные  качества,  навыки,  умения,  а  также  знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

      В основе профессиограммы лежит  поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию  преступлений  и  заключается  в  собирании исходной информации для решения профессиональных задач.

      Особое значение поисковая сторона  деятельности  следователя  имеет   на

первом  этапе  расследования.  Сущность  ее  заключается в вычленении   из

окружающей  среды криминалистически значимой информации  (следы  преступника, потерпевшего,  оружия  или  орудий  преступления  и  т.д.),   которая   дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления  с  такой степенью точности, как это требует закон.

      Велика роль личностных качеств:  это задатки и способности  следователя,

далее имеют  место  криминалистические  знания  (учения  о  следах,  способы совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки  вычленения  опорных точек  и  построения  контура  события),   жизненный   опыт.   Эффективность собирания  доказательств  в   значительной   степени   зависит   от   знаний следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального запаса.

      Наблюдение как определенный  вид человеческой  деятельности  связано  с преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

      Криминалистическая наблюдательность  при осмотре места  происшествия  - это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки.  Такое восприятие в психологии называют наблюдением.

       Высокий уровень наблюдательности  следователя обусловлен следующим6:

       1)  Установкой  на  восприятие  информации,  имеющей   значение   для

раскрытия  преступления  и  расследования  дела:  эта   установка   помогает

преодолеть  брезгливость  (например,  при  осмотре  разлагающегося   трупа),

усталость и апатию (при длительном, безрезультатном  обыске и т.д.).

            2)  Специфическим  концентрированием  внимания  на  тех   именно объектах  и  их  свойствах,  которые  могут  дать  необходимую   информацию; обнаружения следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки  при осмотре  документов,  констатация   улик   поведения   при   наблюдении   за допрашиваемым и т.д.

            3)Длительным сохранением устойчивого   внимания,  обеспечивающего готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент  необходимой исходной  информацией  (особенно  при  длительных  обысках,  осмотрах  места происшествия и  длительных допросах).

       Большинство  следователей  отводит   видное  место  в   своей   работе поисковой  деятельности.   Поисковая   деятельность   реализует   стремление

следователя к раскрытию преступления. Представляется, что по И.  П.  Павлову в  основе  этой  деятельности   лежит   ориентировочный   рефлекс   "Чувство следователя".

       Следующий уровень - коммуникативная  сторона деятельности, в  процессе которой   исследователь   должен   получить   необходимую   для    раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.

       Коммуникативная  деятельность  -  это   умение   понимать   человека,

чувствовать его, управлять его эмоциональной  средой.

       Исследование структуры коммуникативной  стороны деятельности, познание психологических  закономерностей  общения  в   особых   условиях   уголовно- процессуального резюмирования  дает  возможность  разработать  рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне.

       Есть большая группа  профессией  "человек  -  человек"  ,  к  которой относится  и  профессия  следователя.  Коммуникативный  аспект  деятельности является  одним  из  доминирующих.  Следователь  должен  иметь   незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

       Характеризуя коммуникативные способности  следователя, можно  выделить следующие элементы:

  • умение  быстро  организовывать  контакт  с  собеседником.  он  начинается  сосвобождения от внутреннего "зажима"  с  умением  в  течение  всего  времени разговора смотреть в глаза человека и, далее,  умения  найти  индивидуальный подход с учетом особенностей личности допрашиваемого;
  • волевую форму: всегда  быть  в  форме,  то  есть  целевое  управление  своим поведением. Волевое превосходство - одно из самых главных в  коммуникативной деятельности.

       Коммуникативная деятельность не  помогает преодолеть конфликт.

       Допрос является  в  первую  очередь  организацией  следователем  того психологического состояния опрашиваемого, которое реализуется в изложении  и наиболее правильной и полной информации о событии  преступления  и  личности преступника.

       Успешное взаимодействие двух  систем - следователя  и  допрашиваемого, зависит от психологического контакта.

        Глубина  контакта  обычно  связана  с  тем,   на  каком  уровне   он осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют  различные параметры беседы. Применяются те или иные тактические приемы  в  зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.

        Одна  из   важнейших   проблем   психологии   допроса   -   проблема регулирования  тех  отношений,  которые  в  ходе  допроса  возникают   между допрашиваемым и допрашивающим и, в определенной мере, влияют  на  разрешение последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит от  уровня знаний, профессионального опыта и  навыков  следователя.  Это  -  социально- психологические    закономерности     ролевого     положения     следователя (допрашивающего) и допрашиваемого  в   возникающих в   результате   этого отношениях.

       Допрос - это борьба за истину. Силу в этой  борьбе  следователю   дают различные  научные  знания,  и  одно  из  первых  мест  среди  них  занимает психология.

       Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории "мы",  а в следователе видит  представителя  другой  группировки  "они",  то  это  не

способствует  созданию необходимого психологического  контакта.  Отношение  к следователю как  к  "чужому"  не  способствует  появлению  у  допрашиваемого желания  сообщить  этому   "чужому"   всю   известную   ему   информацию   о преступлении, тем более, что речь может идти  о  весьма  интимных  вопросах.

     Особенно  остро этот вопрос встает при допросе  обвиняемого.

       Способов, с помощью  которых  может  быть  достигнут  психологический контакт  подобного  рода,  много.  Делая  попытку  достигнуть   контакта   с допрашиваемым путем создания общности "мы", следователь должен отыскивать  в этом человеке положительные стороны, характеризующие его личность. При  всем этом он должен иметь  ввиду  индивидуальные  особенности  допрашиваемого,  а также все материалы  дела,  с  учетом  которых  в  ходе  допроса  получается необходимая информация.

        Выбор  правильной  тактики  допрашивающего  во  многом  зависит   от

определения специального типа допрашиваемого.

       В основе рекомендаций по тактике  допроса должен быть  психологический анализ  структуры  личности  допрашиваемого.  Знания   судебной   психологии позволят следователю  видеть  не  абстрактного  свидетеля  или  обвиняемого, наделенного правилами и  обязанностями,  а  живого  человека,  понимать  все движения его психики.

       Таким образом, во-первых, допрос  на предварительном следствии  -  это целый комплекс раздражителей. Методы и приемы допроса не  только  не  должны противоречить нормам уголовного  процесса,  но  должны  давать  максимальный эффект в плане получения наиболее  правдивых  показаний  способом,  наиболее удобным  для  конкретного   допрашиваемого.   Во-вторых,   от   темперамента допрашиваемого должны зависеть темп допроса (быстрота) и  его  напряженность (сила), а от специального типа допрашиваемого - характер  доказательств,  на которые следует обращать особое внимание, и порядок их предъявления.

       Следователь должен уметь   организовать  свое  психическое   состояние.

Хороший   следователь   обладает   навыками   управления   своей   волей   и

эмоциональной сферой, и в рамках закона эмоциями допрашиваемого.

       Вся полученная в результате  поисковой и коммуникативной  деятельности информация   следователя   в   процессе    удостоверительной    деятельности преобразуется  в  специально  предусмотренные  законом   формы:   протоколы, постановления и т.д.

       Для этого следователь должен  хорошо владеть письменной  речью,  иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

        Сущность  удостоверительной   деятельности  заключается  в   переводе

добытой следователем информации в новую, преимущественно  письменную.

       Протокол должен удовлетворять следующим требованиям7:

    1.  Язык его должен  удовлетворять   нескольким  критериям:  грамматическому, стилистическому и юридическому. Он должен быть точным,  достаточно  точно понятым для тех, кто будет читать протокол.

    2.    В   протоколе   следует   сохранять   лексические   особенности   речи допрашиваемого.

    3.  Протокол должен полностью   соответствовать  требованиям   процессуального закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию.

    4.  Протокол (если это рукопись) должен  быть написан разборчивым почерком.

       В настоящее время в следствии  активно применяются  средства  фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях стенография.

        От  качества  протокола   зависит   дальнейшее   использование   тех

фактических   данных   (доказательств),   которые   в   нем   изложены,   их

Информация о работе Нравственные качества следователя