Нравственные качества следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – показать, какие проблемы психологического

характера порождает следственная практика и в какой мере она зависит от

психологических особенностей личности следователя .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Структура, психологические основы деятельности следователя….5

1.2 Психологические особенности личности следователя…………………..7

Глава 2. Процесс формирования и подготовки работников следственного аппарата………………………………………………………………………….17

2.1. Инвариантная модель личности следователя……………………………17

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственные качества следователя.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

        Правильная  оценка  профессиональных  способностей  тех,   кто   уже работает следователями, важна для дальнейшего развития этих  способностей  и повышения деловой квалификации следственных работников.

       К сожалению, современная наука  не  располагает  пока  что   достаточно надежными методами определения и измерения способностей,  умений  и  навыков следственных работников, которыми можно было бы воспользоваться для  решения вопроса о пригодности кандидата на должность следователя.

        За  рубежом  широко  используются   различные   варианты   выявления способностей, умений и навыков следственных работников при помощи тестов.

        На  практике  для  этого   обычно  используются  чисто   эмпирические критерии,  учитывая  главным   образом   те   свойства   личности,   которые противопоказаны для следственной работы (моральная  неустойчивость,  дефекты органов чувств и пр.). Что же касается методики  положительных  прогнозов  о пригодности человека к следственной деятельности, то она  еще  очень  далека от совершенства. Не случайно Ф. Ларош-Фуне писал: "Мы вступаем  в  различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не  имея  за  плечами  ни  какого опыта, сколько бы нам не было лет". Что применимо и к нашему  сравнению о следствии.

       Между тем, раскрытие процесса  становления  следователя,  изучения  и популяризация  приемов  овладения  профессией  имеет  большое  значение  для улучшения  подготовки  кадров  следственных  работников   и   повышения   их квалификации.

       Первым шагом на пути к решению  рассматриваемой проблемы  должно  быть изучение тех качеств работника, в которых заключены  способности  к  данному делу, определение психологических компонентов мастерства  и  указание  путей их приобретения и совершенствования.

         Следователю постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед  ним расследование уголовного дела. Однако  мышление  -  это  не  просто  процесс решения задачи, хотя мышление возникает  обычно  из  проблемной  ситуации  и направлено на ее разрешение.

       Эти задачи стоят перед следователем  с того момента, когда он  получил первую информацию о совершении преступления, и  до  окончания  расследования уголовного дела, которое тождественно  решению проблемных  ситуаций.  Чем острее проблемность ситуации, тем активнее бывает  процесс  мышления.  Таким образом, приходится мысленно  восстановить  картину  действительности  в  ее конкретности.

       А это  по  самому  существу  -  задача  анализа  и  синтеза,  которые являются составными частями процесса мышления. Анализ и  синтез  -  это  две стороны, или два аспекта, единого мыслительного процесса. Они  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ  по  большей  части  совершается  через  синтез.

     Правильный  анализ любого дела всегда является  анализом  не  только  частей, элементов, свойств, но и их связей или отношений.  Он  поэтому  ведет  не  к распаду целого, а к его преобразованию. Это же преобразование целого,  новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез.

       Синтез непрерывно переходит  в  анализ  и  наоборот.  Анализ  помогает

следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

       Через сравнение - конкретную  форму взаимосвязи синтеза и анализа -

следователь приходит к обобщению, что фактически  является  решением  данной конкретной  задачи.  Сравнение  -   это   анализ,   который   осуществляется посредством синтеза и, в свою очередь, ведет к обобщению, к новому  синтезу.

       Следует также остановиться на  качествах творческого мышления:

       1. Проблемный характер подхода  к изучаемым явлениям - это качество  творческого  мышления  проявляется  в  умении  найти  вопросы, подлежащие выяснению,  исследованию,  найти  проблемную  ситуацию  там,  где многим кажется, что все в расследуемом деле просто.

       К проблемному характеру мышления  примыкает такое  его  свойство,  как "определенность  мышления".   Проблемный   характер   мышления   следователь использует при реконструктивной  деятельности  и  поисковой,  вернее  на  их стыке.

       2.  Оперативность  мышления   -   приурочение   умственных   операций

(наблюдательность,  воображение),  которые   в   исследовании вещественных доказательств и других юридических фактов наиболее значимы. В  оперативность мышления входит также гибкость в применении  различных  методов  и  приемов, при помощи которых данное дело может  быть  расследовано  в  более  короткие сроки и более качественно. Оперативность мышления  обеспечивает  оптимальное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

     3. Динамичность  мышления  -  умение  быстро,  творчески  ориентироваться   в расследуемом деле, установить, на что именно нужно обратить  внимание  и  от чего  следует  отвлечься,  быстрота  охватывания  расследуемой  ситуации   и взвешивание  оснований,   которыми   нужно   разумно   руководствоваться   в последующем развитии дела (версии).

       4. Широта мышления - проявляется  в продуктивности  творческой  работы при решении многих проблем. Это качество особенно  необходимо  следователям, расследующим    хозяйственные    преступления,     где     нужна     большая разносторонность, рациональное применение знаний и умений, прошлого опыта  в процессе познавательной деятельности.

       5. Глубина мышления - выражается в выявлении существенных  свойств, связей и отношениями между предметами и явлениями. Следователь не  оставляет без внимания каждую, даже еле заметную  связь,  особенно  при  первых  шагах расследования, и старается выяснить причины, их породившие; благодаря  этому он приобретает новые знания. В процессе  выяснения  причин,  породивших  эти связи, процесс мышления имеет ценный характер,  звеньями  которого  являются мысленные пробы.

       6. Смелость, оригинальность,  а  главное,  обоснованность  выдвижения

версий  по расследуемому делу - в их решении.

        Следователь  обладая  этими   качествами,  гораздо  скорее   составит вероятную   версию.   Эти   качества   в   процессе   творчества   постоянно "накладываются" друг на друга. Например, какой бы смелой и  оригинальной ни была версия по делу, она с самого начала должна быть обоснованна4.

       7. Логичность мышления -  развитие  последовательности  мыслительного процесса,  строгость  и  "проницательность"  доказательства,  умение  делать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов -  всё  это присуще мышлению следователя.

     8. Критичность и непредвзятость  (объективность)  мышления  -  это   стержень мыслительного процесса следователя,  без  которой  он  не  может установить истину.

        Составной  частью  творческого   мышления  являются  интуиция  -  это стремительный  переход  от  одних  утверждений  к  другим,  иногда  с  таким

обширным  проскакиванием  отдельных  звеньев  рассуждения,  что  посылки   и промежуточные процессы не заполняются, хотя приостановлении хода мыслей  их можно было бы обнаружить.

       Основное назначение интуиции  в процессе расследования состоит  в  том, что  она  создает  гипотезы.  Она  играет  важную,  вспомогательную  роль  в процессе доказывания, но  совершенно  безразлична с очки  зрения конечных результатов этого процесса для принятия процессуальных решений.

         Вопрос о следственной интуиции тесно связан  с проблемой внутреннего убеждения следователя при оценке доказательств.

      Внутренне убеждение следователя  - это, во-первых,  знание,  во-вторых,

вера  в правильность этого знания и, в-третьих, волевой  стимул,  побуждающий к определенным практическим действиям.

      Теорией   и   практикой   выработаны   требования,   которые    должны удовлетворять в смысле обоснованности внутренние убеждения.

      Оно должно быть основано:

  • на фактических данных, собранных в установленном законом порядке;
  • на  доказательствах,  проверенных  и  основанных  в  установленном   законом порядке;
  • на всестороннем полном и объективном рассмотрении материалов дела;
  • на рассмотрении каждого из доказательств отдельно и всех в совокупности;
  • на  таких  доказательствах,  которые  позволяли   бы   сделать   единственно возможный вывод из материалов дела.

        Для  полного  понимания   мыслительного  процесса  при   расследовании

необходим  механизм  этого  процесса,   который   основывается   на   теории

мысленного  моделирования.

       Информация, которой пользуется  следователь  в  процессе  доказывания,

можно рассматривать как модель исследуемого события.

        В  зависимости  от  формы   отражения   действительности   различают материальные, или физические, и идеальные, или воображаемые модели.

         Всякая   материальная   модель,   прежде    чем    воплотиться    в действительность, обязательно проходит идеальную стадию в качестве  замысла, плана или схемы будущего действия и его результатов.

        В  процессе  мышления  следователь   оперирует  некоторым  умственным материалом, который имеет двоякую психологическую природу.  Это,  во-первых, более  или  менее  яркие  образы,  во-вторых,  смысловое  значение  образов, выраженное в понятиях и  суждениях.  Характеристика  мыслительного  процесса будет  неполной,  если  не  упомянуть  об  еще  одной   важной   особенности информационных   моделей:   существование   их   зачастую   не    осознается следователем. Модель как бы независима от его воли и продолжает  действовать тогда, когда человек сосредоточен на  другом  и  не  размышляет  о  предмете данного исследования.

       Логические операции являются органической частью  любой мыслительной деятельности.  Одной  из  таких  форм   является   гипотеза,   как   говорят криминалисты,  версия,   которая   может   рассматриваться   как   идеальная информационно-логическая модель.

        Особое  значение  в  моделировании   расследования   имеет   принятие тактических решений, под которыми мы понимаем нахождение следователем  линии поведения в конкретной ситуации. Принятие  тактического  решения  -  сложный волевой акт, в котором синтезируются знания и опыт, умение четко  определить цель  деятельности  и  оценить  ситуацию.  Главными  условиями  принятия   и выработки тактического решения являются:

  • наличие минимума информации;
  • определение цели деятельности;
  • наличие критериев оценки информации и всей ситуации.

                Мыслительная  работа   следователя   находит   наиболее   обобщенное выражение в версиях и планах.

        Версия  -  это  предположение   о  прошлых  событиях,  план   -   это предположение  о  событиях  будущего.  Первое  -  есть  мысленное  отражение возможных действий преступника и других  обстоятельств,  по  поводу  которых ведется расследование, второе -  мысленное  отражение  собственных  действий следователя, намеченные для выяснения этих обстоятельств и  выполнения  иных задач расследования.

        Планирование  -  это  мысленный   процесс,   определяющий   порядок,

последовательность  и ожидаемые результаты предстоящих  действий.

       Известно несколько видов планирования следователем своей работы:

     В  зависимости  от  периода  и  сроков  деятельности,  охватываемой  планом, различается перспективное и текущее планирование.

     По  степени  детализации  и  конкретности   различаются    схематические   и детальные планы.

     По  широте планирования  различаются  планирование  отдельного  следственного действия и планирование системы мероприятий.

       В психологии труда сложный  процесс планирования рекомендуется  строить по этапам, которые полезно освоить и следователю.

        Первый  этап  -  ориентировочное   планирование.   На   этой   стадии предварительно осознаются, взвешиваются и  оцениваются  возможности  решения задачи, достижения поставленной цели. Если достижимость цели и  выполнимость необходимости   действий   установлена,   наступает   следующий    этап    - организационное  планирование.  Здесь  уже  обдумываются   все   условия   и организационные    формы    предстоящей    деятельности.    После    решения организационных  вопросов  переходят  к  планированию  исполнения,  то  есть мысленному построению деятельности из составляющих ее компонентов:  приемов, операций, действий. Эти компоненты согласуются с  промежуточными  действиями и целями, отбираются по возможным результатам, сопоставляются  по  признакам одновременности,   последовательности5,   логической   зависимости   и   иным характеристикам  и,  наконец,  объединяются  в   единую   систему   будущего поведения.

Информация о работе Нравственные качества следователя