Нововведения - ключ к успеху: практика нововведений в организации на примере УФПС Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…2
1. Сущность и классификация конкуренции
1.1.Определение конкуренции………………………………………………5
1.2. Факторы конкурентоспособности фирмы……………………………..7
1.3. Развитие конкуренции…………………………………………………..7
1.4.Основные виды конкуренции…………………………………………...9
2. Сущность и классификация нововведений
2.1. Понятие нововведения, его различие и сходство с инновацией……..15
2.2. Классификации нововведений…………………………………………18
3. Виды стратегий нововведений
3.1. Понятия и роль инновационных стратегий……………………………27
3.2.Стратегии нововведений в зависимости от среды предприятия….…..28
3.3. Классификация инновационных стратегий на основе видов конкурентного поведения………………………………………………….…..30
4. Нововведения - ключ к успеху: практика нововведений в организации на примере УФПС Владимирской области
4.1. Характеристика деятельности УФПС Владимирской области….…..35
4.2. Новая технология по выплате пенсий и пособий…………………….38
4.3. Комплекс инновационных продуктов Владимирского УФПС ……...40
Заключение……………………………………………………………………..44
Список литературы…………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Конкуренция на основе нововведений последняя.doc

— 76.53 Кб (Скачать файл)

1.4.Основные виды  конкуренции

Добросовестная конкуренция.

Эффективная конкуренция должна быть добросовестной, т.е. не ущемляющей права потребителей и не использующей методы, запрещенные законом. Добросовестная и эффективная конкуренция должна подкрепляться правовыми гарантиями со стороны государства. Государство, определяя и обеспечивая правила взаимодействия на рынке, добивается компромисса за счет подчинения интересов предпринимателя государства интересам потребителя.

Основными признаками, по которым можно сгруппировать основные виды конкуренции являются: во-первых, субъекты конкуренции - индивидуальная и групповая; во-вторых, характер отношений: свободная (совершенная), олигополистическая конкуренция, монополистическая конкуренция; в-третьих, функциональное назначение: внутриотраслевая конкуренция, межотраслевая конкуренция и региональная конкуренция; в-четвертых, методы действия: ценовая конкуренция и неценовая, добросовестная и недобросовестная конкуренция (см. рис. 1).

 


                                            Основные виды конкурентных отношений





      По субъектам                    По характеру                    По функциональ-                   По методам

                                                      отношений                    ному назначению


      -индивидуальная               -свободная                         -чистая                                     -ценовая

      -групповая                         -(совершенная)                  -внутриотраслевая                  -неценовая

      -межгосудар-                     -олигополисти-                  -межотраслевая                      -добросовестная

       ственная                             ческая                                -региональная                         -недобросовестная


                                                  -монополисти-


                                                    ческая


                                                                                              Внутрифирменные



                                                                                              -функциональная

                                                                                              -предметная

                                                                                              -видовая


Рис. 1. Виды конкурентных отношений предпринимателей

 

Чистая конкуренция наблюдается в отраслях с большим количеством конкурентов и не требует регулирования со стороны государства, при небольшом количестве она превращается в соперничество.

Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами, монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую. Чистая конкуренция между фирмами предполагает, что фирмы, выходя на рынок, никак друг с другом не контактируют и свободно борются за потребителя.

Внутрифирменная конкуренция — подразделения одной фирмы конкурируют в области улучшения качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения финансовых документов.

Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или все товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально конкурируют друг с другом.

Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности).

Предметная конкуренция возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.

В последнее время стали распространяться такие виды конкуренции, как быстрота появления нового продукта на рынке или быстрота изготовления заказов клиента при этой же цене. Все виды конкурентного соперничества условно можно разделить на те, в которых соревнуются между собой производители, и те, где главными действующими лицами выступают потребители.

В конце XIX — начале XX вв. получила развитие внутриотраслевая конкуренция. Соперничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбыли позволяет не просто следовать в авангарде научно-технического прогресса, а быть все время впереди. Именно механизм внутриотраслевой конкуренции позволяет многом странам с рыночной экономикой занимать лидирующее положение на мировом рынке.

Межотраслевая конкуренция, т.е. борьба между производителями в разных отраслях за наиболее выгодные сферы приложения капитала, способствующая направлению огромных капитальных вложений с учетом реально существующих запросов потребителей.

Свободная (совершенная) конкуренция возникает на рынке в том случае, когда на нем действует множество производителей и потребителей, нет особых препятствий для появления новых конкурентов, цены свободно колеблются под воздействием спроса и предложения. При этом ни один из конкурентов не обладает достаточной мощью, чтобы оказывать серьезное влияние на цены, или другими способами регулировать положение на рынке.

Для современного состояния экономики более характерна олигополия — конкуренция нескольких крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта. Каждая из них ведет самостоятельную рыночную политику в области инноваций, но при этом все они зависят друг от друга и вынуждены учитывать стратегию конкурентов. Принято также выделять ценовую и неценовую конкуренцию.

При ценовой конкуренции основным способом соперничества является снижение цен производителя на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию других производителей. Предприятие может в этом случае либо использовать преимущество более низких издержек производства, либо сознательно идти на потерю прибыли для того, "чтобы закрепить за собой большую долю рынка. В настоящее время на Западе в значительной части отраслей открытая ценовая конкуренция не действует, поскольку снижение цен у одного из производителей обычно вызывает аналогичные действия его конкурентов, что не приводит к изменению позиций фирм на рынке, а лишь уменьшает прибыльность отрасли в целом.

Неценовая конкуренция характеризуется тем, что основными факторами в конкурентной борьбе становятся не цена товара, а его качество, сервисное обслуживание, репутация фирмы-изготовителя. Одновременно под видом неценовой может идти и скрытая ценовая конкуренция, если повышение качества и улучшение потребительских свойств новых товаров происходит быстрее, чем растет их цена. Немаловажное значение имеет конкуренция различных регионов, также выступающих в роли производителей товаров, имевших различие в силу определенных географических, государственных и административных границ.

Еще один ключевой вид конкуренции - это борьба товаропроизводителей в разных секторах рынка (рынка средств производства, предметов потребления, ценных бумаг, рабочей силы, идей, валют и т.п.). Такое соперничество осуществляется по раду направлений. Основные из них - объем продаж той или иной продукции, виды предлагаемых товаров, их качество, цена, условия, при которых происходит реализация.

Один из самых острых вопросов рыночного хозяйства - конкуренция за повышение технического уровня и качества изготовляемой продукции. Высокое качество обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за потребителя, создает перспективу на дальнейшее развитие производства. Качество труда и продукта - одновременно и цель конкурентной борьбы, и средство ее достижения. Репутация производителя тесно связана с качеством его товаров, отсюда - уважение к фирменному знаку покупателей и самих работников, многолетние традиции по укреплению престижа фирмы за счет повышения качества изделий и услуг.

Недобросовестная конкуренция.

В предпринимательской практике встречается недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим предпринимателям. В Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определены и запрещены такие формы недобросовестной конкуренции, как распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующих субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских свойств, качества, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

В отечественной предпринимательской практике в настоящее время, как правило, используется так называемые методы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция представляет собой применение методов и приемов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.

Виды недобросовестной конкуренции:

• скрытое использование чужой торговой марки;

• подделка продукции конкурента;

• подкуп сотрудников конкурента;

• продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;

• неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму;

• тайный сговор конкурентов на торгах;

• экономический и промышленный шпионаж;

• распространение ложной информации;

• махинации с деловой отчетностью;

• физическое уничтожение конкурента;

• разглашение коммерческой тайны конкурента;

• необъективная реклама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность и классификация нововведений

2.1 Понятие нововведения, его различие и сходство с инновацией

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако некоторые исследователи считают, что определенные различия между ними существуют.

По мнению Кулагина А.С. [8] существенные отличия состоят в следующем:

- открытие делается, как  правило, на фундаментальном уровне, тогда как инновация производится  на уровне продукта или технологии, приводит к появлению на рынке  товара с новыми свойствами  либо произведенного новым способом, то есть на прикладном уровне;

- инновация, как мы уже  говорили, направлена на получение  экономической выгоды, что чаще  всего не свойственно открытию, которое по своей сущности  является "бескорыстным" актом;

- изобретение может быть  сделано изобретателем одиночкой, инновация требует коллективного  комплексного труда специалистов  разного профиля, в том числе  и специалистов производственной  компании;

- инновация есть результат  целенаправленного использования  результатов систематических технических  разработок, научно-исследовательских  программ и т.д., а открытие  или изобретение, вообще говоря, может произойти случайно;

- инновация не есть  новая техника, поскольку новый  продукт может быть выпущен  с помощью действующей (неизмененной) технологии;

- наконец, инновация не  есть внедрение, но не потому, что это термин советского  времени, и не потому, что внедрение, как многие отмечают, носит оттенок  насильственного действия, а потому, что внедрение (опять, же из норм русского языка) все-таки скорее действие, чем результат.

Анализ различных определений нововведений приводит к выводу, что специфическое содержание составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Э.А.Уткин в своей работе определяет нововведение как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. [6]

Нововведение – это результат практического или научно-технического освоения новшества. [1]

Нововведение есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации. [3]

Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. [2]

Информация о работе Нововведения - ключ к успеху: практика нововведений в организации на примере УФПС Владимирской области